Регулирование цен во внешнеторговом обороте
Таким образом, инструментами реализации внешнеторговой политики являются:
- дифференциация таможенных пошлин;
- использование демпинговых цен;
- введение прямых запретов на ввоз продукции, способной нанести ущерб отечественным производителям и населению;
- государственные субсидии экспортерам.
Главными экономическими рычагами являются дифференциация таможенных пошлин и установление порядка определения таможенной стоимости. Для лучшего усвоения этого вопроса необходимо дать определения некоторых понятий.
Таможенные пошлины - федеральные налоги, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, провозимых через границу страны. В зависимости от направления движения товаров различают таможенные пошлины импортные, экспортные и транзитные (хотя последние не во всех странах оформляются в виде пошлин). В зависимости от формы начисления различают: таможенные пошлины адвалорные, начисляемые в процентах; специфические, ставки которых установлены в абсолютном выражении, комбинированные - сочетание первых двух видов.
Сверх таможенных пошлин таможня взимает таможенные сборы: сбор за сохранность и складирование товаров, марочный, санитарный сбор и др.
Таможенный тариф - систематизированный по определенным правилам перечень таможенных пошлин, оформленный в виде специального документа. Перечень импортных таможенных пошлин гораздо шире перечня экспортных пошлин, так как при экспорте применяются государственные субсидии и квоты. Пошлины для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке при экспорте часто снимаются. Импортные таможенные пошлины направлены на защиту отечественных производителей (повышенные пошлины), а также на стимулирование ввоза прогрессивных технологий, сырья, материалов, социально важной продукции, масштабы отечественного производства которых недостаточны (пониженные пошлины).
Таможенная стоимость - цена товара, пересекающего границу, заявляемая участником внешнеторговой сделки и являющаяся базой для обложения таможенной пошлиной и другими налогами и сборами.
Одним из основных методов расчета таможенной стоимости, используемых в современной практике, является метод по цене сделки с ввозимым товаром.
Метод по цене сделки с ввозимым товаром применяется в подавляющем большинстве сделок. За основу принимается контрактная цена сделки. Дополнительно могут учитываться расходы по доставке товара до пункта таможенной границы страны, комиссионные вознаграждения, лицензионные платежи и др. В отечественной практике в соответствии с принятым порядком таможенная стоимость формируется при экспорте на условиях FOB, FCA - таможенная граница Российской Федерации, при импорте на условиях CIF, CIP - таможенная граница Российской Федерации. Базисные условия внешнеторговых контрактов могут быть различными, но при расчете таможенной стоимости контрактные цены приводятся к названным стандартным условиям. Это обеспечивает участникам внешнеторговых сделок относительную равнонапряженность при уплате налогов.
Расчет таможенной стоимости согласно данному методу может не приниматься таможенными органами, если контрактная цена данного товара значительно отклоняется от контрактных цен этого товара по большинству сделок. Такая ситуация возникает в случаях взаимозависимости участников сделки, неграмотных расчетов и пр.
В этой ситуации используются другие методы: метод по цене сделки с идентичными товарами (по потребительским характеристикам, физическому составу, стране происхождения); метод по цене сделки с однородными товарами (одинаковыми по назначению, стране происхождения, но разными по физическому составу); расчетные методы вычитания и сложения и др.
Особого внимания заслуживает вопрос о льготном налогообложении экспортеров в отечественной практике. Это вопрос не только налогообложения, но и ценовой. В соответствии с действующим порядком отечественные экспортеры освобождаются от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и акциза (по подакцизным товарам) в рамках экспортируемой продукции.
Вопрос получения льгот, по сути, сводится к вопросу подтверждения факта экспорта. Для получения льгот экспортеры должны представить в налоговые органы следующие документы:
1. контракт (или копию контракта), подтверждающий экспорт товара;
2. грузовую таможенную декларацию (или ее копию);
3. копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных государств - участников СНГ и таможенных органов;
4. платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке.
До подачи этих документов российский экспортер обязан необходимую налоговую сумму перечислить в налоговые органы. При поступлении указанных документов в налоговые органы ранее уплаченная налоговая сумма возвращается экспортеру или зачисляется в счет будущих расчетов.
Из сказанного следует важный вывод: В отличие от цен на товары, предназначенные для внутренней реализации, в ценах экспортируемых товаров внутренние косвенные налоги не учитываются.
Четкого порядка регламентации процесса формирования цены при экспорте нет, но справедливо говорить о ее пределах.
Нижний предел цены при экспорте - это, как правило, сумма затрат на производство и нормативная прибыль производителя, а также расходов, связанных с доставкой товара до пункта, оговоренного в контракте, и сборов за его таможенное оформление.
Экспортная таможенная пошлина, как отмечалось выше, взимается далеко не со всех товаров, но если взимается, то в качестве обязательного платежа входит в расчет нижнего предела цены экспортера.
Верхний предел цены при экспорте - контрактная цена экспортера.
Импортируемая продукция поступает на внутренний рынок страны, поэтому цены на нее обязательно согласовываются с ценами на аналогичную отечественную продукцию. Разница между показателями, формирующимися в условиях национального и внешнего рынков, обычно покрывается ставкой импортной таможенной пошлины. В целях стимулирования импорта (наиболее дефицитных товаров на национальном рынке) ставки пошлин могут быть снижены или сняты. Такие же льготные меры применяются при импорте товаров из слаборазвитых стран и стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования. Внутренние косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акциз по подакцизным товарам) включаются в структуру цены.
Расчетный уровень цены при импорте является, по сути, нижним ее порогом и может быть представлен формулой:
Цир = Цк +Тп +ТСб + А + Рвн + НДС,
где Цир - расчетная цена импортируемого товара;
Цк - контрактная цена товара, пересчитанная в рубли;
Тп - импортная таможенная пошлина;
Тсб - таможенный сбор;
А - акциз (если товар подакцизный),
Рвн - внутренние расходы импортера, связанные с движением товара на внутреннем рынке и не оговоренные в контракте;
НДС - налог на добавленную стоимость.
Верхний предел цены при импорте - цена, по которой импортируемая продукция может быть реализована на внутреннем рынке в соответствии с его конъюнктурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсе лекций были проанализированы актуальные проблемы современного ценообразования. Этот анализ позволил сделать следующие выводы.
Цена как важнейшая экономическая категория не выступает изолированно, а затрагивает все основные элементы хозяйственного механизма, лежащие в основе функционирования экономической системы.
Существует несколько возможных интерпретаций сущности цены. Они определяются прежде всего основными теоретическими традициями в исследовании цены и стоимости: классической, марксистской; и маржиналистской.
Функции цен отражают их экономическую сущность и предназначение, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Цены играют активную роль как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейший пропорций. На микроуровне - регулирует хозяйственную деятельности предприятий, фирм, организаций, всех экономических субъектов.
В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов - внешней и внутренней среды. При этом внешние факторы не зависят от действия отдельных субъектов хозяйствование и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами. Напротив, внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического регулирования (внутренней среды), зависят от деятельности конкретных предприятий и фирм.
Условия и особенности перехода к рыночному ценообразованию в Российской Федерации характеризуются движением от централизованного хозяйства с командно-административными методами управления к рыночной системе. Важнейшей закономерностью эволюции российской экономики в этот период является этап либерализации цен.
Исследование зарубежного опыта рыночного ценообразования показало, что его можно использовать для дальнейшего рационального формирования и совершенствования ценового механизма в нашей стране.
список литературы к курсу лекций
а) основная литература
1. Лев М.Ю. Цены и ценообразование [Электронный ресурс]: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 383 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446413
2. Магомедов М.Д. Ценообразование [Электронный ресурс]: учебник. - М.: Дашков и К, 2012. – 253 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394015212.html
3. Ценообразование: учеб. пособие / под ред. Г.А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2014. – 192 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785279032822.html
4. Шуляк П.Н. Ценообразование [Электронный ресурс]: учебно-практ. пособие. - М.: Дашков и К, 2014. – 196 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394013874.html
б) дополнительная литература
1. Ким С. А. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник М.: Дашков и К, 2013. – 204 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785394020148-SCN0014.html
2. Клинов В.Г. Мировые товарные рынки и цены [Электронный ресурс]: учебник / В.Г. Клинов, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинская - М.: МГИМО, 2012. – 500 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785922808088.html
3. Ценообразование в организации [Электронный ресурс]: практикум / Т.В. Емельянова, Е.П. Бабушкина, В.В. Приходько и др.; под ред. Т.В. Емельяновой. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 336 с. URL: //biblio-club.ru/index.php?page=book&id=235671
4. Косинова Е.А. Ценообразование: теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Косинова, Е.Н. Белкина, А.Я. Казарова. – Ставрополь: АГРУС, 2012. – 160 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233076
в) периодические издания
1. Вопросы экономики*
2. Маркетинг в России и за рубежом*
3. Проблемы современной экономики*
4. Российский экономический журнал*
Примечание: * - литература из фонда библиотеки ВлГУ
г) электронные ресурсы:
1. http://www1.minfin.ru/ - официальный сайт Министерства финансов РФ
2. http://www.gks.ru/ - официальный сайт ФСГС
3. http://edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
4. http://ecsocman.edu.ru/ Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
5. http://www.economicus.ru/ проект института «Экономическая школа»
6. http://openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования
7. www.consultant.ru – Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
8. http://library.vlsu.ru/ - сайт научной библиотеки ВлГУ
Примечание: * - литература из фонда библиотеки ВлГУ