Тема 4. принятие управленческих решений

ТЕМА 4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Процесс принятия управленческих решений

Примеры принятия управленческих решений

Анализ «затраты — объем — прибыль» в процессе принятия решения

Принятие решения об инвестировании средств организации в реальные проекты

Процесс принятия управленческих решений

Хотя каждое управленческое решение является уникальным и не может быть представлено как связанное с какими-либо правилами, эта­пами или временными ограничениями, оно подчиняется внутренней ло­гике — это цикл принятия решения.

Далее мы рассмотрим этапы этого цикла.

Определение целей и задач

Прежде чем принять правильное решение, необходимо опреде­лить цель или руководящее направление, которые помогут принимаю­щим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.

Обычно, согласно экономической теории, владельцы организации преследуют цель получения максимальных прибылей или, точнее, уве­личения богатства держателей акций. Выдвижение такой цели аргу­ментируют по-разному. С юридической точки зрения владельцы обыкно­венных акций являются владельцами организации, которая для получе­ния ими прибылей должна управляться их доверенными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели: увеличение прибы­лей ведет к росту всеобщего благосостояния, т.е. повышая свое благо­состояние, вы тем самым повышаете благосостояние всего общества. Более того, вполне разумно мнение о том, что значительные прибыли по­служат интересам организации больше, чем маленькие.

Есть определенные причины для того, чтобы выделить цель макси­мизации прибылей как наиболее предпочтительную для выбора:

1. Маловероятно, что выбор какой-то другой цели даст возмож­ность с такой же эффективностью оценить способность организации ус­пешно функционировать в будущем.

2. Сомнительно, что максимизация приведенной стоимости буду­щих поступлений денежной наличности может быть реализована на практике без выработки принципов, необходимых для достижения этой цели, изучив которые вы поймете, как увеличить поступления денежной наличности.

3. Реализация этой цели помогает держателям акций как однойизгрупп в коалиции участников сделки понять, во что им обойдется выбор других целей, поскольку становится известным распределение сумм на­личных денег между участниками коалиции.

Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий

Второй этап цикла принятия решения заключается в поиске ряда возможных курсов (вариантов) действий, направленных на достижение поставленных целей. Если внимание администрации (дирекции) органи­зации всецело поглощено ассортиментом продукции и рынком сбыта се­годняшнего дня и она выпускает из-под контроля тенденцию к сужению рынка сбыта своей продукции и движение денежной наличности, то по­является опасность, что в будущем она не сможет генерировать доста­точно денежной наличности, чтобы выдержать конкуренцию. Для макси­мизации будущего притока денежной наличности существенно, чтобы администрация (организация) постоянно получала информацию о воз­можных положительных и отрицательных для нее тенденциях развития экономической обстановки и немедленно принимала меры, при помощи которых можно защитить организацию от неожиданностей в будущем. В частности, организации рекомендуется прибегнуть к одному (двум или трем) из следующих курсов действий:

1. Выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках.

2. Выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках.

3. Создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

Поиск альтернативных курсов действий вызывает необходимость получить информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменении эконо­мической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса при­нятия решения.

Когда вероятные сферы деятельности определены, администра­ция (дирекция) должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность организации удержать соответствую­щую долю рынка и осуществить приток денежной наличности для каждого альтернативного курса действий в различной экономической среде. Так как проблемы, ожидающие своего решения, существуют в изменчи­вой и не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы, которые находятся вне контроля принимающе­го решение и могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называютсяэкономической средой. Примеры таких возможных состояний экономической среды — экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.

Курс действий, выбранный организацией на основании выше­описанной информации, вызовет вовлечение ее ресурсов в производст­во на длительный период, и положение фирмы будет находиться под вли­янием экономической среды, т.е. товаров, которые она производит, ее рынков сбыта и способности реагировать на будущие изменения. Выбор курса определяет долгосрочную перспективу для организации и, следо­вательно, решения, которые она может принять в будущем. Эти решения обычно называютдолгосрочными, илистратегическими. Такие реше­ния имеют очень большое влияние на будущее положение организации, поэтому важно, чтобы была собрана точная информация о возможностях организации и ее экономической среде. В связи с чем стратегические решения должны быть прерогативой высшей администрации.

Кроме стратегических, или долгосрочных, решений, администра­ция должна принимать решения, которые не требуют долгосрочного при­влечения ресурсов организации. Такие решения считаютсякраткосроч­ными и обычно являются прерогативой менеджеров более низкого уровня управления. Принятие краткосрочных решений основывается на результатах анализа экономической обстановки сегодняшнего дня и оценке материальных, человеческих и финансовых ресурсов, которыми организация располагает в настоящее время. Эти ресурсы в значитель­ной степени определяются качеством принятых организацией долго­срочных решений.

Для того чтобы прийти к тому или иному краткосрочному решению, нужно ответить на такие вопросы:

• Какие установить цены на продукты организации?

• Сколько товаров каждого вида необходимо произвести?

• Какие средства массовой информации необходимо задейство­вать для рекламирования товаров организации?

• Какой уровень обслуживания будет предложен покупателям: сколько дней потребуется для доставки товаров по заказу и как будет организовано обслуживание покупателей на дому работниками органи­зации?

Для выработки краткосрочных решений необходимо также соби­рать соответствующие данные, например о ценах товаров конкурирую­щих организаций, ожидаемом спросе на товары по альтернативным це­нам и прогнозируемых при различных вариантах производства затратах. Эта информация потребуется на разных уровнях управления для приня­тия решений об установлении цен и объеме выпуска продукции.

После того как необходимая информация собрана, администрация (дирекция) должна решить, какой курс действий выбрать.

Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов

На практике принятие решения — сравнительная оценка конкури­рующих альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации. Если таковой являет­ся максимизация будущих поступлений чистых платежей, то оптималь­ный альтернативный курс действий следует выбирать путем сравнения прогнозов поступления денежных средств. Значит, к каждому альтерна­тивному курсу действий должны быть применены методы анализа при­роста (инкрементного анализа) чистых денежных поступлений. Альтер­нативные варианты оцениваются по предполагаемым чистым денежным поступлениям, и дающие наибольшую величину должны быть изучены с точки зрения качественных факторов (показателей).

Осуществление выбранного варианта

Выбранные альтернативные курсы действий являются отправной точкой для составления бюджета. Бюджеты сводят в единый документ, в котором в концентрированной форме выражены намерения организации и ожидаемые результаты. Этот документ называетсяобобщенным фи­нансовым бюджетом. Процесс его составления направлен на то, чтобы каждый член организации знал о своей предполагаемой роли в осуще­ствлении решений администрации (дирекции).

Сравнение полученных и планируемых результатов

На последних этапах цикла принятия решения (сравнение получен­ных (фактических) и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения) осуществляются контроль и регулирование в рамках организации. Функцияпроцесса контроля и регулирования—оценка результатов деятельности (показателей), представление сведений о них и выработка корректирующих мер, на­правленных на то, чтобы цели были достигнуты и планы организации ре­ализованы. Другими словами, задачей процесса контроля и регулирова­ния является корректирование деятельности таким образом, чтобы осуществились изначальные намерения.

Дляконтроля (мониторинга) за результатами деятельности бух­галтер готовит отчеты и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные срав­нения полученных (фактических) результатов (фактических затрат и до­ходов) и запланированных (сметных затрат и доходов), должны готовить­ся систематически. Данные этих отчетов обеспечиваютобратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. В таких от­четах особое внимание должно уделяться показателям, которые расхо­дятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание. Этот процесс — применение метода управления по от­клонениям.

Эффективность контроля и регулирования зависит откорректи­рующих действий, направленных на приведение полученных (факти­ческих) результатов в соответствие с запланированными показателя­ми. Планы, в свою очередь, могут уточняться, если результаты сравнений показывают, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты. Обратная связь между последним и первым эта­пами свидетельствует о том, что если они не могут быть реализованы, то необходимо рассмотреть альтернативные курсы действий, которые обеспечат достижение целей организации.Контур обратной связи по­казывает корректирующее действие, предпринимаемое с целью приве­дения фактических результатов в соответствие с запланированными по­казателями.

Примеры принятия управленческих решений

Классификация затрат на переменные и постоянные привела к возникновению метода прямого отнесения затрат на себестоимость вы­пускаемого товара. Этот метод — очень важное и эффективное орудие в руках руководства организации, особенно при планировании и контро­лировании прибыльности ее работы и установлении цен на выпускаемую продукцию. Он основан на принципе добавленной стоимости, которая определяется как разница между выручкой от продажи товара и прямы­ми (переменными) затратами на его изготовление. Добавленная сто­имость идет на покрытие постоянных накладных расходов, а остающая­ся разница представляет собой прибыль организации.

Пример 1.

тема 4. принятие управленческих решений - student2.ru

Пример 2.

тема 4. принятие управленческих решений - student2.ru

В примере 1 предприятие выпускает пять различных изделий. Для упрощения расчетов все затраты, идущие на выпуск этих изделий, раз­делены на две группы: переменные и постоянные накладные расходы. Добавленная стоимость, получаемая в результате реализации каждого изделия, является разницей между выручкой от его продажи и прямыми затратами. Далее, вычитая из нее постоянные расходы, получаем чис­тую прибыль. Анализируя данные из примера 1, руководство предпри­ятия может сделать следующие выводы:

• необходимо максимально развивать производство и продажу изделия Т1, поскольку по сравнению с остальными оно дает предпри­ятию самую большую в процентном отношении добавленную стои­мость;

• изделие Т2 хотя и дает наибольшую по сумме добавленную сто­имость, но она составляет лишь 30% оборота, поэтому вполне вероятно, что есть смысл подробно проанализировать структуру затрат и методы производства этого изделия, с тем чтобы попытаться выявить какие-либо резервы экономии;

• по изделиям ТЗ и Т5 есть вполне удовлетворительные результаты;

• что касается изделия Т4, то необходимо или уменьшить затраты по его производству, чтобы его продажа давала прибыль, или прекра­тить производство.

В примере 2 показана ситуация, когда из числа выпускаемых пред­приятием изделий исключено изделие Т4. Подобное решение — одно из самых принципиальных в управлении деятельностью предприятия: пер­востепенным моментом является не абсолютная выручка от продажи того или иного изделия, а доля его участия в общей прибыли, получаемой пред­приятием от реализации всех выпускаемых изделий. В данном примере в результате прекращения производства изделия Т4 суммарная добавлен­ная стоимость, а следовательно, и чистая прибыль предприятия увеличи­ваются на 15 тыс. ДЕ несмотря на то, что выручка предприятия от продажи оставшихся изделий уменьшается на 100 тыс. ДЕ.

Теперь рассмотрим пример анализа затрат на производство из­делия.

Пример.

тема 4. принятие управленческих решений - student2.ru

В этом примере изделие продается по цене 6,0 ДЕ, т.е. с прибылью 20% по отношению к его себестоимости. Прямые затраты на изготовле­ние изделия, т.е. затраты, изменяющиеся пропорционально количеству выпущенных единиц изделия, составляют 3,8 ДЕ.

Теперь, если мы знаем, что 5 тыс. ед. изделия уже продается на внутреннем рынке, и полагаем, что какое-то дополнительное количество может быть продано на внешних рынках, мы можем использовать известные нам прямые затраты в размере 3,8 ДЕ в качестве базы опре­деления экспортной цены, поскольку:

• постоянные накладные расходы в размере 6 тыс. ДЕ не изме­нятся и их долю в себестоимости каждого изделия в размере 1,20 ДЕ не нужно будет возвращать в ценах изделий, реализуемых на экспортных рынках;

• при продаже на экспорт ограничиться прибылью меньшей чем 1,0 ДЕ. Другими словами, экспорт этого изделия будет осуществляться с прибылью, если его экспортная цена будет выше величины прямых за­трат в размере 3,8 ДЕ.

Если мы хотим при этом получать прибыль, например в размере 20% прямых затрат, мы должны продавать изделие по цене 4,56 ДЕ (3,8 ДЕ+0,76 ДЕ).

Следует, однако» признать, что использование метода прямого от­несения затрат на себестоимость хранит в себе и некоторые опасности. Совершенно очевидно, что он не может быть применим для установле­ния цен на все товары. Целесообразен данный метод только тогда, когда реальные условия производства таковы, что постоянные накладные рас­ходы могут возмещаться и фактически возмещаются в ценах, установ­ленных для определенного базового количества производимых и прода­ваемых изделий, а установление цен на базе прямых затрат происходит только для дополнительного количества изделий. В дальнейшем ситуа­ция может измениться таким образом, что базовое количество выпуска­емого товара, взятое за основу при расчете цены, уменьшится. В этом случае первоначальная калькуляция, составленная по методу прямого отнесения затрат, уже не будет отражать реального положения дел и если продолжать основываться на ней, то это приведет к уменьшению общей прибыли предприятия. Значит, метод прямого отнесения затрат можно с уверенностью применять при установлении цен только тогда, когда есть неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные накладные расходы возмещаются в ценах, уста­новленных в зависимости от текущего объема производства.

Принятие решений касается будущей деятельности предприятия, изменить что-нибудь в прошлом уже нет возможности. Поэтому про­шлые затраты следует исключить из анализа или брать их в расчет, только если они являются единственной базой определения будущих затрат. Затраты, учитываемые при принятии одного решения, можно полностью игнорировать при принятии другого альтернативного ре­шения.

Основным вопросом, который следует выяснить, чтобы принимать или не принимать в расчет те или иные затраты, в чем разница? Поэто­му, чтобы быть принятыми в расчет при рассмотрении того или иного ва­рианта решения, затраты должны отвечать двум условиям:

1. Это должны быть затраты, ожидаемые в будущем.

2. Они должны быть различными для разных вариантов альтерна­тивных решений.

Метод прямого отнесения затрат часто полезен при определении тех составляющих затрат, на которые следует обращать внимание при принятии специфических решений:

• продолжить или прекратить выпуск какой-либо группы товаров;

• производить какие-либо комплектующие изделия или приобре­тать их;

• принять или отклонить специальный заказ;

• как реагировать по поводу влияния на размер добавленной сто­имости ограничивающих условий или других важнейших факторов.

ТЕМА 4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Наши рекомендации