Управление снабжением и его место в энергетической фирме

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходи­мости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав соб­ственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой ин­формации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом ко­ординации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по ка­налу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед — сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются перего­воры, уточняющие условия каждой поставки [2].

Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, поэтому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области мо­гут принести существенные выгоды.

Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступле­ние материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во вре­мя производственного процесса классифицируется как материально-тех­ническое обеспечение.

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой — управление материальными потоками и услуга­ми в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы органи­зация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщи­ка, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене [9].

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:

¾ налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;

¾ поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресур­сов на складе;

¾ развитие отношений с подразделениями, использующими эти мате­риалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотруд­ничества с другими подразделениями организации. Например, информа­ция о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок
бухгалтерией производится расчет с поставщиками;

¾ поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и
формирование выгодных отношений. Например, если предприятие заку­пает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не
сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модифика­цию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой
стоимостью содержания всей системы;

¾ поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразуме­вают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществ­ляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или
услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить
конкурентоспособности товаров и услуг;

¾ договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

¾ повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами
сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не принося­щие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например,
дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повы­сить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья,
необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы
ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям по­
ставки продукции [4].

Объект логистики снабжения — поток материальных ресурсов и ус­луг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.

Потребляемые материальные ресурсы на предприятиях можно разде­лить на основные и вспомогательные. К основным относятся:

¾ сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки;

¾ исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и
предварительно смонтированные детали, составляющие значительную
часть конечного продукта (т. е. полуфабрикаты).

Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в со­ставе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металли­ческие изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспе­чивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования (горючесмазочные материалы, охлаждающая жидкость, электроэнергия и др.).

Закупки в логистике снабжения можно объединить в две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок. Традиционные виды закупок:

¾ сырье — так называемые «подвижные товары», такие как медь,
пшеница, цемент и т. д.;

¾ особые товары — товары и сырье, которые нужны для конкретного
производства;

¾ стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочислен­ные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и
определяются на основе «прайс-листа со скидкой»;

¾ малоценные предметы — товары относительно небольшой стоимо­сти, приобретаемые для содержания и ремонта.

Нетрадиционные виды закупок:

¾ основные товары относятся к группе основных активов (основных
средств) предприятия;

¾ услуги — эта категория закупок довольно широка и включает мно­гие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архи­тектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристи­ческие услуги и т. д.

¾ товары для перепродажи

Снабжение — это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции [5].

Управление снабжением — это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной ценности для потребителей.

Политика снабжения — это общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.

Содержание политики снабжения:

1) описание организационной структуры подразделения снабжения;

2) положение о ценных закупках;

3) положение об этике снабженческой деятельности. Функции снабжения:

1) выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;

2) определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;

3) решение о заказе;

4) установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;

5) управление запасами;

6) учет и контроль хода выполнения договорных обязательств [8].

Принципы снабжения:

1) планомерность — завоз продукции на основе плановых графиков завоза;

2) ритмичность — завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени;

3) оперативность — осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;

4) экономичность — минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств;

5) централизация — снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;

6) технологичность — использование современных технологий закупок и поставок.

Разработка программы снабжения — определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.

Требования к системе снабжения:

1) обеспечение непрерывного потока продукции (обеспечение непрерывного потока сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия);

2) управление запасами (сведение уровня инвестиций, связанных с запасами продукции, и затрат на их поддержание к минимуму);

3) поддержание уровня качества обслуживания потребителей;

4) работа с поставщиками (поиск компетентных поставщиков);

5) стандартизация (покупка стандартной продукции там, где это возможно);

6) достижение минимальной общей стоимости обслуживания (процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости);

7) обеспечение конкурентного преимущества предприятия;

8) развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия;

9) обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Надежность снабжения — гарантированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления) [14].

Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение — производство — сбыт».

Наши рекомендации