Управление снабжением и его место в энергетической фирме
Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед — сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки [2].
Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, поэтому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой — управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.
В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене [9].
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:
¾ налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
¾ поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
¾ развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок
бухгалтерией производится расчет с поставщиками;
¾ поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и
формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не
сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой
стоимостью содержания всей системы;
¾ поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или
услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить
конкурентоспособности товаров и услуг;
¾ договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
¾ повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами
сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например,
дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья,
необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы
ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям по
ставки продукции [4].
Объект логистики снабжения — поток материальных ресурсов и услуг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.
Потребляемые материальные ресурсы на предприятиях можно разделить на основные и вспомогательные. К основным относятся:
¾ сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки;
¾ исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и
предварительно смонтированные детали, составляющие значительную
часть конечного продукта (т. е. полуфабрикаты).
Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.
Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования (горючесмазочные материалы, охлаждающая жидкость, электроэнергия и др.).
Закупки в логистике снабжения можно объединить в две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок. Традиционные виды закупок:
¾ сырье — так называемые «подвижные товары», такие как медь,
пшеница, цемент и т. д.;
¾ особые товары — товары и сырье, которые нужны для конкретного
производства;
¾ стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочисленные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и
определяются на основе «прайс-листа со скидкой»;
¾ малоценные предметы — товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта.
Нетрадиционные виды закупок:
¾ основные товары относятся к группе основных активов (основных
средств) предприятия;
¾ услуги — эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т. д.
¾ товары для перепродажи
Снабжение — это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции [5].
Управление снабжением — это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной ценности для потребителей.
Политика снабжения — это общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.
Содержание политики снабжения:
1) описание организационной структуры подразделения снабжения;
2) положение о ценных закупках;
3) положение об этике снабженческой деятельности. Функции снабжения:
1) выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;
2) определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;
3) решение о заказе;
4) установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;
5) управление запасами;
6) учет и контроль хода выполнения договорных обязательств [8].
Принципы снабжения:
1) планомерность — завоз продукции на основе плановых графиков завоза;
2) ритмичность — завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени;
3) оперативность — осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;
4) экономичность — минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств;
5) централизация — снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;
6) технологичность — использование современных технологий закупок и поставок.
Разработка программы снабжения — определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.
Требования к системе снабжения:
1) обеспечение непрерывного потока продукции (обеспечение непрерывного потока сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия);
2) управление запасами (сведение уровня инвестиций, связанных с запасами продукции, и затрат на их поддержание к минимуму);
3) поддержание уровня качества обслуживания потребителей;
4) работа с поставщиками (поиск компетентных поставщиков);
5) стандартизация (покупка стандартной продукции там, где это возможно);
6) достижение минимальной общей стоимости обслуживания (процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости);
7) обеспечение конкурентного преимущества предприятия;
8) развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия;
9) обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Надежность снабжения — гарантированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления) [14].
Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение — производство — сбыт».