Нереальность китайского пути для СССР
О китайской модели часто говорят, как о шансе развития СССР.
Мол, если бы КПСС, подобно КПК Китая, проявила мудрость и выработала сочетание госсобственности с частной собственностью, как в Китае, СССР мог бы обрести «второе дыхание».
Надо развеять иллюзии, будто китайская модель была шансом для России.
Чудо китайской экономики — это чудо индустриализации аграрной страны.
Это чудо СССР осуществил в 30-е годы 20 века: массово вовлек крестьянство в промышленность. Эти экстенсивные факторы СССР исчерпал к началу 60-х годов.
В конце 50-х, Хрущев по-троцкистски закрутил гайки этой индустриализации: ввел ограничения на огородничество, на приусадебные хозяйства, уничтожил промысловую кооперацию, — и выдавил дополнительные рабочие руки на стройки «Великой семилетки». В завершение, развернул жилищное строительство в городах и дал крестьянам паспорта – поощрил их переселение в город.
В итоге, в начале 60-х, чуть было не повторился голод 30-х, СССР потерял 400 тонн золота ради пополнения продовольственного рынка, и Хрущева сняли.
С той поры у СССР не было шанса на чудо типа «китайской модели».
Главное отличие СССР от Китая конца 80-х в том, что Китай имел ресурсы для экстенсивной индустриализации, требовались лишь инвестиции. А у СССР таких факторов уже не было: нужна была принципиально новая модель развития, — через коренную интенсификацию народного хозяйства, замену производств.
Не «китайская модель», и не разрушительная либерализация, а открытие всех шлюзов научно-технического прогресса (НТП) – вот в чем был шанс СССР.
Этим шансом СССР обладал: имел мощнейшую в мире социальную базу НТП, – самую крупную армию образованных инженерно-технических работников (ИТР).
Половина всех ИТР мира в то время работала на СССР!
И по численному составу, и по образовательной подготовке, эта армия превосходила и США, и всю Европу. Но была задавлена административным строем.
На полках советских НИИ и КБ скопился колоссальный задел нигде не запатентованных изобретений, а также проектов новых изделий, технологий и производств, способный перевернуть весь мир.
Шанс экономического рывка был у СССР путем мобилизации ресурсов НТП.
Эта мобилизация началась с разрешения договоров на создание и передачу научно-технической продукции, — гигантская армия советских ИТР в 1987-1989 гг пришла в движение: в СССР назревал невиданный инвестиционный бум.
Внешним индикатором этого бума были количество и состав экспонатов выставок-ярмарок, повсюду проводимых тогда, сначала под эгидой региональных коммерческих центров Главснаба, затем – под крышами множества быстро появившихся частных выставочно-ярмарочных центров.
Изначально, эти выставки-ярмарки были формой сбыта колоссальных запасов неликвидов – ресурсов, пролеживавших на складах всех предприятий.
Но в 1989 году более 70 % экспонатов были не обычными неликвидами, а уникальной продукцией советского научно-технического сектора. Обнаружились её колоссальные запасы: множество разработок советских ИТР размораживались и «с полок» НИИ и КБ выносились на выставки-ярмарки. Всем отраслям народного хозяйства предлагались новые конструкции, технологии и производственные проекты: уникальные приборы и технологии для медицины, строительства, сельского хозяйства, транспорта и промышленности.
Как грибы возникали «центры научно-технического творчества молодежи», малые предприятия и кооперативы, которые «приватизировали» эти проекты и бурлили идеями мобилизации и продвижения колоссальных заделов НТП.
Источниками инвестиций этого бума были ресурсы всякого рода «неликвидов» (в том числе и лежавшие «на полках» заделы НИОКР), а также готовая производственная база государственных предприятий.
Стимулом было практическое отсутствие налогового гнета. Характерно, что заработанные «частниками» деньги шли тогда не столько на личное обогащение, сколько в развитие производств – вокруг было море проектов.
Результат не замедлил сказаться. После десятилетий ухудшения ключевого макроэкономического показателя – материалоемкости общественного продукта, — в 1989 году Госстат СССР впервые с начала 50-х годов фиксирует снижение материалоемкости в гигантских масштабах всего народного хозяйства СССР!
Это была одновременно и форма инвестирования, и форма приватизации. Малые предприятия при больших гигантах были формой перетекания госкапитала в частные руки. Но продолжение этой политики давало экономике СССР шанс стать конкурентоспособной перед стихией внешнего рынка.
До конца 1989 года молодой советский бизнес имел необыкновенно тепличные условия: внутренний рынок защищен монополией на внешнюю торговлю, плюс полная легальность и крайне простое налогообложение, — лишь 5% от доходов кооперативов и «индивидуальной трудовой деятельности».
Необыкновенный по размаху и энтузиазму инвестиционный бум был убит «на взлете» правительством Николая Рыжкова. Введенные «задним числом» (!) драконовские налоги разом обанкротили тысячи новоявленных предприятий.
Инвестиционные проекты были оборваны и перечеркнуты. Громадный «жирок» неликвидов, из источника финансирования инвестиционного бума, превратился в плохо лежащее богатство, которое годится только на то, чтобы его разворовать. Тем более, что стала рушиться монополия внешней торговли.
С этого момента советский бизнес практически целиком ушел в теневые спекуляции с неликвидами, сырьевыми ресурсами и готовой продукцией.
Проведенными в 1989 году мероприятиями, правительство Н. Рыжкова уничтожило последний шанс, который история предоставила экономике СССР.
Предпринимательство в сфере НТП и массовое посредничество в сбыте неликвидов, приведшее в движение колоссальные ресурсы, лишилось условий.
Последующие обвальная либерализация, приватизация и рейдерские захваты нанесли уничтожающий удар по научно-техническим заделам СССР.
Новые хозяева вывезли и сожгли на свалках десятки тысяч грузовиков научно-технической документации, — плоды многомиллионной армии беззащитных советских ИТР.
Множество выпускников сотен советских ВУЗов, включая МВТУ имени Баумана, — носителей НТП – стали извозчиками или лавочниками, платящими дань уличным рэкетирам…
Остатки научно-технических заделов СССР ныне доживают свой век в стареющих головах миллионов бывших советских ИТР.
Многие из них, до сих пор горя идеями и проектами, поглощены заботами о выживании. Целевые пенсии бывшим советским ИТР позволили бы им вырваться из этого материального плена и успеть отдать Родине то, что она в них захоронила.
Нам не у кого заимствовать экономическую модель. Но пока еще можно повторить феномен советских прорывов в космонавтике, в авиации, в атомной энергетике и в вооружениях, сделанных с помощью кадров царской России.
Сегодня уже и Китай приближается к исчерпанию экстенсивных факторов индустриального роста. Как и в СССР 80-х годов, в Китае ныне актуальна интенсификация экономики, требующая новой экономической политики.
Нам необходима особая модель – она предложена нашей Программой – это механизм бестоварного общественного производства, основанный на описанных выше отношениях государственных гарантий и страхования рисков.
Этот механизм дает каждому носителю НТП идеальные возможности для реализации общественно-полезных творческих замыслов.