Исторический тупик либерализма
Контратака экономического либерализма, начатая Бреттон-Вудским соглашением, завершилась в начале 70-х годов ударом в самое сердце марксистского учения – в теорию диктатуры пролетариата – и становлением неолиберализма. Удар нанес нобелевский лауреат Фридрих Хайек, введя понятие «человеческий капитал».
Способности человека, мол, есть капитал. Рабочие, мол, не противостоят капиталу на рынке труда: они тоже владельцы средства производства, то есть, способностей, сдаваемых ими в аренду. Найм, якобы, это не продажа рабочей силы, а разновидность предпринимательства, сдача способностей на прокат. Мол, все противоречия решаемы внутри класса предпринимателей, так что учение о пролетарской революции отменяется.
Сама Маргарет Тэтчер рукоплескала Хайеку, видя в нем идейный таран против СССР.
Но либералы не заметили подводного камня и логического тупика, куда Хайек направил экономическое учение: ведь идея «человеческого капитала» есть такой же оксюморон, как и идея «диктатуры пролетариата»: несет в себе отрицание своего смысла.
Капитал, как самовозрастающая стоимость, есть сущность, отчужденная от человека и отрицающая основные человеческие смыслы. Гоня людей за прибылью, она заставляет отгораживать работников от прямого участия в результатах производства и фальсифицировать продукцию: добавлять воду в масло, бумагу в колбасу и т.д., - совершать малые и большие, явные или скрытые, но преступления против человечности.
Говорить о «человеческом капитале» - все равно, что говорить о человеческой бесчеловечности. Ставить человека в ряд с орудиями, машинами и другими компонентами капитала, - это вершина технократической мысли, но - идейный тупик для либерализма.
Нобелевский лауреат Фридрих Хайек, фактически, подложил свинью миру капитала, приблизив его крах.
Его идея «человеческого капитала» дала ложное решение общественному спору о том, кто должен оплачивать образование работников: общество или сами обучаемые?
Хайек отдал победу либералам: мол, обучаясь, люди получают себе капитал, - значит, обязаны за него заплатить.
У банков, в результате, возникло основание массового кредитования студентов: под «личные проекты» создания «капиталов». В итоге, многомерная долговая петля, охватившая западное общество, резко пополнилась массой специалистов, ставших однородными должниками. Грань между ними и пауперами стерлась: львиная доля зарплаты уходит теперь на обслуживание кредитов, а свободный остаток, если он есть, мало отличается от пособия пауперов по безработице.
Предсказание Маркса и Энгельса о пролетаризации и обнищании всех отрядов труда стало сбываться в неожиданной форме.
Теперь, вся экономика США запрограммирована состоять из должников! На ней стягивается петля общенационального долга уже порядка ста триллионов долларов, из которых только государственный долг приближается к двадцати триллионам. Под ногами должника – табурет печатного станка ФРС, защищаемый армадой авианосцев Пентагона.
США отбили уже две попытки выбить этот табурет из-под ног должника.
Первую - в 2003 году, когда Саддам Хусейн объявил о переводе расчетов за нефть с доллара на евро. Этот перевод перенес бы валютное резервирование избыточной выручки от нефти, из облигаций США в облигации еврозоны, сделал бы неотвратимым банкротство США. Поэтому, Саддам Хусейн был срочно низвержен и показательно казнен.
Вторую попытку - в 2011 году, когда Муаммар Каддафи довел создание Африканской Федерации до проекта золотого динара, чем выводил миллиардную, по населению, Африку из-под пирамид африканского франка Франции и доллара США. Франция и США срочно объединились против Каддафи. Ливию разбомбили, а Каддафи убили.
Какова будет третья попытка выбить табурет из-под ног этого должника? Не возникнет ли у него соблазн уничтожить кредиторов?
Ведущим его кредиторам, - включая Китай, Японию, Германию и Россию, - следует быть готовыми к последствиям любых событий, в том числе, заранее решить вопросы:
1) взятия под контроль ядерных арсеналов США,
2) предотвращения мирового конфликта и гражданской войны в США,
3) предоставления надлежащего покровительства населению Аляски, Калифорнии, Гавайев и других штатов, обреченных отделиться от США под грузом долговых отношений.
Единственной альтернативой такому развитию событий является официальный отказ США от либерализма и провозглашение реального коммунизма, с заменой банковских кредитных рейтингов граждан государственными гарантиями социального обеспечения, финансируемого целевыми эмиссиями, инициируемыми самими гражданами. США, в этом плане – самая подготовленная страна к воцарению коммунизма.
Выход из мирового финансового кризиса один: через изменение субординации частного (либерального) и общего (коммунистического) начал в экономике, восстановление человеческих начал и расчистку дебрей общественных джунглей, противостоящих человеку.