Тема 3. Анализ технико-организационного уровня производства

Студент должен:

Знать:

- основные показатели технического и организационного уровня производства и основные направления анализа.

Тема 4. Анализ производства и продажа продукции

Студент должен:

Знать:

- методику анализа показателей, характеризующих производство и продажу продукции;

- факторы, влияющие на объем выпуска и продажи продукции;

- резервы увеличения объема выпуска и продажи продукции.

Уметь:

- анализировать показатели производства и продажи продукции;

- давать оценку динамики показателей;

- определять влияние факторов на увеличение выпуска и продажи продукции.

Цели, задачи, источники анализа

Объём производства и продажа продукции – взаимосвязанные показатели. В условиях конкуренции объём продаж является основой разработки производственной программы, а не производство продукции. Предприятие должно производить только ту продукцию, в том объеме, который может продать. Темпы роста объёма производства и продажи продукции, повышение его качества, расширение ассортимента оказывает большое влияние на прибыль, рентабельность и издержки.

Основные задачи анализа:

Ø Оценка степени выполнения плана, динамики, структуры, качества, ассортимента продукции.

Ø Определение влияния факторов на выпуск и продажу продукции.

Ø Выявление внутрихозяйственных резервов повышения выпуска и продажи продукции

Ø Разработка мероприятий по освоению и выявлению резервов.

Источниками информации являются:

ü Бизнес план.

ü Оперативные планы, графики..

ü Статистические отчеты.

ü Отчет о прибылях и убытков.

ü Ведомость «Движение готовой продукции, их отгрузка и продажа».

Анализ динамики и выполнение плана производства

и продажи продукции

Анализ объема производства продукции измеряется система показателей:

v Обобщающие показатели с помощью стоимостной оценки.

§ Валовая продукция– валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая НЗП.

§ Товарная продукция.

ТП = ВП – НЗП – ВХО (внутрихозяйственный оборот)

§ Проданная продукция (реализованная)

v Показатели в натуральных единицах измерения

v Условно натуральные (условные банки, 1 условное стекло).

v Трудовые показатели (чел – час, нормо-час.).

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции производится за сутки, за месяц, нарастающим итогом за месяц. Анализ продажи продукции тесно связан с оценкой выполнения договоров по поставкам продукции.

Коэффициент выполнения договорных обязательств:

Квып.догов. = Тема 3. Анализ технико-организационного уровня производства - student2.ru ,

где ОПн –недовыполнение плана отгрузки;

ОПпл – ОПн – зобъем продукции, зачтенный выпуск в выполнение плана.

Правило 1.

Засчитывается наименьший объем между планом и фактом.

Анализ ассортимента и структуры выпуска продукции

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать:

1) Спрос на данный вид продукции.

2) Эффективность использования всех видов имеющихся ресурсов.

3) Коэффициент выполнения плана по ассортименту продукции:

Квып.ассорт. = Тема 3. Анализ технико-организационного уровня производства - student2.ru

Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом выпуске продукции, запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры влияет на экономические результаты, если увеличивается доля более дорогой продукции, то стоимость выпуска продукции возрастает и наоборот.

Коэффициент выполнения плана по структуре.

Квып.стр-ре. = Тема 3. Анализ технико-организационного уровня производства - student2.ru

Анализ качества выпускаемой продукции

Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет цены.

Система показателей.

1) Обобщающий

- коэффициент сортности,

- удельный вес продукции высшего качества,

- удельный вес продукции соответствующей мировым стандартам.

2) Индивидуальные

- полезность,

- надежность,

- эстетичность,

- технологичность.

3) Косвенные - штрафы за некачественную продукцию, потери от брака и т.д.

Коэффициент сортности

Ксортности = Тема 3. Анализ технико-организационного уровня производства - student2.ru

Анализ ритмичности работы предприятия

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и продажи продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество, замедляется оборачиваемости капитала, увеличивается себестоимость, уменьшается прибыль, ухудшается финансовое состояние предприятия.

Для анализа ритмичности рассчитываются следующие показатели:

- коэффициент ритмичности

Критм. = ΣУДi зачт.

где Удi зачт. – удельный вес, зачтенный в пределах плана.

- коэффициент аритмичности

Каритм. = Σ(Кi вып.плана – 1)

- коэффициент вариации

Квар.= Тема 3. Анализ технико-организационного уровня производства - student2.ru

Если коэффициент вариации меньше 33%, то производство продукции считается ритмичным.

Анализ факторов и результатов повышения выпуска

и продажи продукции

Изменение обьема проданной продукции зависит:

1) От изменения выпуска товарной продукции

· Изменение объемов выпущенной продукции

· Изменение остатков НЗП и ВХО (внутрихозяйственный оборот)

2) Изменение остатков не проданной продукции

· Изменение остатков ГП

· Изменение остатков отгруженной ГП

Резервы роста объема продаж складывается за счет:

1) улучшение использования трудовых ресурсов

–– создание дополнительных рабочих мест

–– сокращение потерь рабочего времени

–– повышение уровня производительности труда

2) улучшение использования ОФ:

–– приобретение дополнительных машин и оборудования

–– более полное использование их фонда рабочего времени

–– повышение производительности работы оборудования

3) улучшение использования сырья и мат-лов:

–– дополнительное приобретение сырья и мат-в

–– ограничение сверх плановых отходов

–– сокращение норм расхода сырья на единицу продукции

Наши рекомендации