Систематизация литературы по науковедению
Раздел72 Наука. Науковедение предназначен для литературы по общим вопросам науковедения и научно-исследовательской работы, истории науки в целом и персоналий ученых-энциклопедистов, организации науки. Литература об отдельных науках и научно-исследовательской деятельности в отдельных отраслях знания относится к соответствующим подразделениям классификации. Литература по философии науки традиционно отражается в отделе философии.
Систематизация литературы по образованию и педагогическим наукам
Раздел74 Образование. Педагогические науки включает все отрасли педагогической науки. В настоящем издании изменена индексация и последовательность делений основного ряда раздела74. Открывает ряд подраздел 74.0 Общая педагогика. Далее представлены подразделы возрастной педагогики —Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика; Общеобразовательная школа. Педагогика школы; Образование взрослых. Андрагогика. Затем следуют подразделы профессиональной(74.4) и коррекционной(74.5) педагогик, специализированных отраслей педагогики(74.6).Завершается ряд комплексным подразделом семейной педагогики(74.9).
В подразделе74.0 Общая педагогика собирается литература по проблемам и закономерностям воспитания и обучения разновозрастного состава учащихся, по истории образования и педагогической мысли, по организации образования в отдельных странах. В данном издании выделены деления 74.00 Теория и методика воспитания и74.02 Дидактика для отражения литературы по общим теоретическим проблемам и принципам воспитания и образования без указания на уровень обучения или относящимся ко всем возрастным категориям. Аналогичные деления достаточно полно детализированы в подразделе74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школы.Темы и проблемы, характерные только для определенной возрастной дидактики или ступени обучения, приводятся в соответствующих делениях этих подразделов.
Подразделение 74.03 История образования и педагогической мысли помимо истории образования в целом и в отдельных странах традиционно отражает литературу по истории общеобразовательной школы. Здесь же следует собирать литературу по истории и деятельности отдельных общеобразовательных учреждений, прекративших свое существование.
Подразделение74.04 Организация образования предназначено для литературы по проблемам реформирования современного образования, проблемам соотношения государственной и частной систем образования и другим актуальным вопросам организации образования в отдельных странах.
Тема дополнительного образования касается всех ступеней обучения, где рассматриваются общие проблемы дополнительного образования, его содержание и организационные формы. Уточнение тематики позволит правильно систематизировать литературу. Например, литература общего характера о развитии дополнительного образования в России соберется под индексом 74.04(2Рос). Работы о конкретных формах осуществления дополнительного образования систематизируются в соответствии с этими формами и уровнем обучения. Например, литературу общего характера о дополнительном образовании школьников следует собирать в делении74.200.58 Внеурочная воспитательная работа. Дополнительное образование. В тех случаях, когда под дополнительным образованием подразумевается получение второго высшего образования, литература общего характера отражается под индексом74.48, а о втором образовании как дополнительном — в соответствии с отраслью получаемых знаний. Аспирантура рассматривается как форма подготовки научных кадров, поэтому литература общего характера собирается под индексом72.
В подраздел74.1 Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогикасистематизируется литература об особенностях воспитания и обучения дошкольников. Книги о технологиях, методах и средствах обучения дошкольников следует отражать в делении74.102. Например, издания о применении технологий ТРИЗ-педагогики в дошкольной дидактике, т.к. ее основной целью является формирование мышления. Здесь же собирается литература об умственном воспитании дошкольников, о сенсорном воспитании детей и др. Умственное воспитание дошкольников в процессе отдельного направления воспитания отражается под индексом74.100.5. Литература об умственном воспитании дошкольников в процессе игры —74.100.57 Игра.
Подраздел74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школыимеет определенные особенности. В нем отсутствует история общеобразовательной школы, которая, как неотъемлемая часть общей истории образования, собирается под индексом74.03.
Вся литература об отдельных направлениях воспитания школьников как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования, в урочное и внеурочное время собирается в подразделениях индекса74.200.5. Исключение составляет литература о воспитании в процессе преподавания отдельного учебного предмета, которая систематизируется в соответствии с учебным предметом. Литература о дополнительном образовании школьников систематизируется так: работы по отдельным направлениям дополнительного образования (техническое творчество, туристско-краеведческая деятельность и др.) получат отражение под индексами74.200.585.2, 74.200.585.4. Публикации об отдельных формах дополнительного образования в рамках различных направлений воспитательной работы получат индекс этого направления (например, спортивные секции и клубы —74.200.55). Литература об образовательной деятельности в целом, осуществляемой центрами дополнительного образования, собирается под индексом74.200.58. Изучение учебного предмета в процессе дополнительного образования отражается в подразделениях74.26 под индексом соответствующего предмета.
Литература об организации отдыха детей в оздоровительных центрах (лагерях и др.) получит индекс 74.200.585.8.
Содержание подраздела 74.202 Дидактика обновлено с учетом современных образовательных стандартов. Формирование познавательных потребностей, развитие творческих возможностей учащихся осуществляется с помощью различных технологий, методов, форм и средств обучения. Наиболее разработанные педагогические технологии перечислены в делении 74.202.5. Традиционные методы обучения школьников пополнились новыми современными, широко практикуемыми активными методами обучения. Изменилась и литература о классических методах обучения. Для нее предназначено деление 74.202.6.
Реформирование процесса обучения в общеобразовательной школе создает условия для обучения особо одаренных детей, для создания классов, однородных по уровню подготовленности учеников, для включения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — литература по всем этим проблемам соберется в делении 74.202.4 Процесс обучения. Инклюзивное (интегрированное) обучение рассматривается в данном случае как составная часть процесса обучения. Публикации о проблемах организации инклюзивного образования получат индекс 74.24.
В делении 74.202.7 Формы организации обучения раскрыты основные организационные формы. Здесь же будет собираться литература об экстернате, телекоммуникационном и дистанционном обучении школьников и др.
При размежевании литературы между делениями 74.204 и 74.24 необходимо учитывать, что публикации по организационным вопросам внутренней жизни типовой школы отражаются под делением 74.204 Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение. Здесь же собирается литература о педагогическом мастерстве, педагогическом такте, об авторитете учителя и т.д. К делению 74.24 Организация общеобразовательной школы относится литература об организации сети общеобразовательных учреждений в стране, их типология, отдельные виды, отдельные учреждения и др. Изменение типологии образовательных учреждений, обусловленное реформами образования, внесено в методическое указание к индексу 74.24 в формулировках, принятых на момент издания таблиц.
Методика преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе собирается в подразделениях индекса 74.26, в основе детализации которого лежит перечень учебных дисциплин, приведенных в порядке следования отделов таблиц ББК (индекс образован путем присоединения к 74.26 первых цифр основного ряда ББК). Детализация литературы по методике преподавания отдельных языков с помощью Таблицы языковых типовых делений впервые введена для таблиц данного уровня. Методика преподавания литературы отдельных народов детализируется с помощью Таблицы этнических типовых делений. Практическое применение обеих таблиц показано на примере русского языка и русской литературы.
Методические пособия для учителей, преподающих интегрированные курсы, систематизируются в зависимости от учебного процесса. Если интегрированный курс формируется из дисциплин, выступающих на паритетных началах, каждая из них должна найти отражение в каталоге. Например, интегрированный курс математики и информатики (74.262.21+74.263.2), Интегрированный курс, созданный преимущественно на базе одной предметной области, следует систематизировать согласно этой области, например, интегрированный курс электромагнитной экологии — 74.262.23. Интегрированный курс, в котором один предмет сохраняет свою специфику, а другие выполняют вспомогательные функции, систематизируется по основному предмету. Например, интегрированный курс История России с древнейших времен до наших дней, предназначенный для изучения событий истории и освещения их в художественной литературе, получит индекс 74.266.32,
Учебники и учебные издания по отдельным предметам для учащихся отражаются в отраслевых отделах классификации, где выделяются с помощью типового деления я72 и его подразделений.
Подраздел 74.27 Детские движения и организации существенно переработан. Вся литература о целях, задачах, роли в воспитании подрастающего поколения, формах и методах работы детских движений и организаций собирается под индексом 74.27 независимо от того, на материале какой организации или движения она написана. В подразделениях 74.273 отражается литература по истории отдельных детских движений и организаций, а также литература комплексного характера о движении или организации в целом.
Подраздел 74.3 Образование взрослых. Андрагогика занял свое место в ряду возрастной педагогики. К данному подразделу относится и литература по неформальному образованию, т.е. о курсах, лекториях, народных университетах и других формах обучения; ранее литература о них собиралась в разделе 77.
Подраздел 74.4 Профессиональное и специальное образование делится по ступеням обучения: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. В подразделениях индексов 74.46, 74.47 и 74.48 собирается литература по теоретическим и методическим проблемам воспитания и обучения, по вопросам истории и организации системы профессионального и
специального образования, а также о типологии образовательных учреждений. Педагогическое образование выделено на индексы основных таблиц в соответствии с уровнем обучения — 74.479 и 74.489. Для литературы, освещающей общие проблемы педагогического образования в целом, включено деление 74.409.
Литература по другим отраслям специального образования собирается в соответствующих отраслевых подразделениях классификации под ОТД р. Здесь же отражается методика преподавания отдельных предметов, история и организация деятельности отдельных образовательных учреждений.
Литература о коррекционной (специальной) педагогике и специальных школах собирается в подразделе 74.5. Литература о воспитании и обучении физически слабых детей или детей с ослабленным здоровьем, отражается в соответствующих подразделениях 74.1 и 74.2.
Подраздел 74.6 Специализированные отрасли педагогики представляет новые отрасли и направления педагогической науки, сложившиеся в процессе дифференциации и интеграции отрасли. Наиболее обеспеченная литературой социальная педагогика выделена в отдельное подразделение 74.66. Здесь собирается литература о воздействии социальной среды на воспитание и формирование личности, публикации по теории и практике регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации как отдельного человека, так и группы лиц.