Коммерческая сфера деятельности
Коммерческая сфера деятельности предприятия является важнейшим компонентом функционирования предприятия как эк мической системы. Она осуществляется в сфере обращения и стоит из двух составляющих. С одной стороны, эта деятельность призвана обеспечивать предприятие средствами и предметами труда, а также услугами сторонних организаций, необходимых для осуществления производственного процесса, а с другой - обеспечивать сбыт своей готовой продукции. Экономическая значимость оптимального (для предприятия) выполнения этих функций вполне очевидна, поскольку своевременная поставка исходных для предприятия товарно-материальных ресурсов надлежащего качества и по приемлемым ценам непосредственно влияет на организацию производственного процесса, уровень издержек производств! себестоимость производимой продукции. Своевременная реализация производимой предприятием продукции по ценам, обеспечивающим надлежащий уровень рентабельности, определяет экономическую эффективность работы предприятия.
Следовательно, коммерческая сфера деятельности предприятия и ее эффективность оказывают непосредственное влияние на из- | держки производства и величину конечного дохода предприятия от реализации своей продукции (работ и услуг).
Схема функционирования сферы коммерческой деятельности предприятия представлена на рис. 6.7.
В рыночной экономике коммерческая деятельность предприятий осуществляется в условиях наличия конкурентной среды как для поставщиков товарно-материальных ценностей и услуг, потребляемых предприятием, так и для всех предприятий, поставляющих однородную продукцию на рынки ее сбыта.
В этих условиях коммерческая служба предприятия должна изучать и анализировать рынки поставщиков потребляемой продукции, заключать договора на поставку этих материальных ценностей своему предприятию на объективно оптимальных для него условиях. Необходимо стремиться к стабильности экономически приемлемых для предприятия снабженческих взаимоотношений с учетом общей ситуации на рынках сбыта и своевременно выявляемых тенденций ее объективного изменения.
Не менее серьезные проблемы приходится решать коммерческой службе предприятия при сбыте своей продукции, поскольку в этом случае произведенную продукцию приходится реализовывать в конкурентной среде, состоящей из большего числа покупателей и продавцов аналогичной продукции. Эти субъекты рыночных отношений, действующие независимо друг от друга, также хотят купить необходимые ценности и продать производимые с максимальным Для себя экономическим эффектом. Поэтому у предприятия объективно возникает необходимость реализации своей продукции по
ценам несколько ниже рыночных, обеспечивая, таким образом, большую экономическую привлекательность своей продукции для ее потенциальных покупателей. Эти возможности зависят от уровня себестоимости изготавливаемой продукции, а этот уровень зависит не только от эффективности осуществления производственного процесса изготовления продукции, но и от экономической эффективности работы самой коммерческой службы предприятия по снабжению его сырьем, материалами и услугами производственного характера.
Эффективность функционирования сферы коммерческой деятельности зависит от многих внутренних, и внешних для предприятия факторов. В их числе:
п организация систематической маркетинговой работы на рынках снабжения своего предприятия необходимыми ему материальными ценностями и услугами;
а выявление предпочтительных поставщиков и своевременное оформление договоров на поставку необходимых предприятию товаров на приемлемых для предприятия условиях;
□ умение находить нишу сбыта своей продукции, выявлять запросы потребителей по ассортименту, качеству и прочим потребительским свойствам производимых товаров, по объемам поставок, срокам и возможной цене реализации. От степени возможности удовлетворения требований потребителей зависит успешность и результативность сбыта продукции и долгосрочность действия договоров на поставку своей продукции потребителям;
а умение отслеживать состояние рынков поставок и рынков сбыта своей продукции и прогнозировать возможные изменения рыночной ситуации со своевременной разработкой мер, обеспечивающих нормальное снабжение предприятия и сбыт его продукции в перспективном календарном периоде;
d использование активных форм рекламы своей продукции;
□ организация экономически эффективной системы материального стимулирования работников коммерческих служб в повышении эффективности ее работы. Учитывая значимость эффективного функционирования этой службы, величина заработной платы ее работников должна быть увязана с величиной эффекта предприятия от ее деятельности.