Вопрос 2. Принципы и свойства динамической организации

Динамическая группа включает следующие этапы: внед­рение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организа­цию, находящуюся в динамической группе, называют дина­мической организацией. В такой организации преобладают координирующие действия. Динамическая организация должна представлять собой упорядоченный процесс на базе следующих принципов: принцип приоритета персонала, принцип приоритета структур над функциями и принцип приоритета объекта управления над субъектом.

Принцип приоритета персонала: «В системе «цель—за­дача—функция—структура—персонал» наивысший при­оритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цели».

При функционировании компании главное внимание должно уделяться вопросам, связанным с управлением персоналом, стимулированием их деятельности. Человек является основным производителем прибавочного про­дукта. Поэтому следует формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые именно для него. В случае возникновения проблем с персоналом необходимо кор­ректировать цели компании, набор конкретных задач, набор функций с возможным изменением организацион­ной структуры.

Принцип приоритета структур над функциями в действу­ющих организациях: «В реально действующих организа­циях со временем отлаживаются взаимосвязи между эле­ментами структуры, лишние постепенно отмирают, а не­достающие постепенно появляются».

Создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень небольшой диапазон изменения структур: ликвидация, расширение или создание отдельных звеньев, увольнение или прием отдельных людей при сокращении или увели­чении выполняемых функций. При превышении этого диапазона организация может не справиться с новыми функциями.

Принцип приоритета объекта управления над субъек­том для действующих организаций: «Руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости».

Например, если главный бухгалтер организации ушел на пенсию, коллектив бухгалтерии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задача руководства — поиск адекватной замены либо из состава бухгалтерии, либо со стороны.

Свойства процесса управления динамической организацией

Динамическая организация зависят от структуры про­цесса управления. Процесс (рис. 16) отражает количест­венные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. Если изменений нет, то нет и самого процесса.

Вопрос 2. Принципы и свойства динамической организации - student2.ru

Рис.1. Упрощенная система процесса

Каждый этап процесса состоит из набора процедур и операций. Набор процедур для всех этапов одинаков и включает: разработку, согласование, утверждение, органи­зацию и принятие решений. Каждая процедура включает следующий набор операций: определение, формулировка, разработка вариантов, накопление, хранение, обработка, анализ и оценка, разработка средств реализации и др.

В зависимости от построения, выбора того или иного сочетания процедур и операций процесс управления мо­жет получить следующие свойства: устойчивость или из­менчивость, непрерывность или дискретность, циклич­ность или однократность. Каждое свойство процесса имеет сферу эффективного приложения. Рассмотрим ре­ализацию каждого свойства процесса.

Устойчивость: при возникновении возмущающих воз­действий на любом этапе процесс протекает по сложив­шейся схеме. Этот процесс связан с созданием некоторо­го запаса (резерва), компенсирующего возможные откло­нения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения. Так, при неожиданных по­ломках оборудования или увеличении объема заказа мож­но подключить резервные мощности и резерв функций специалистов.

Изменчивость: при возникновении возмущающих воз­действий на любом этапе процесс будет протекать по но­вой схеме. Это процесс по схемам запасных вариантов при заранее предусмотренных параметрах возмущающих воздействий. В этом случае руководитель должен иметь набор инструкций с грифом «вскрыть в случае...». Если возмущающие воздействия — непредвиденные, то про­цесс может пойти по непредсказуемой схеме с большими затратами всех ресурсов.

Непрерывность: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сло­жившейся схеме, путем постепенного изменения (увели­чения или уменьшения) объема работ, выполняемых на всех этапах одновременно. Этот процесс связан с эволю­ционными (постепенными) изменениями в выполнении операций на каждом этапе.

Дискретность: при возникновении возмущающих воз­действий на любом этапе процесс протекает по сложив­шейся схеме путем постепенного изменения (увеличения или уменьшения) объема работ, выполняемых полностью последовательно на каждом этапе: сначала на одном, затем на другом и т.д.

Этот процесс связан с постепенным наращиванием или ослаблением до заданного конечного состояния од­ного этапа (начинают обычно с цели), а затем переходят к следующему этапу и т.д.

Цикличность: при возникновении возмущающих воз­действий на любом этапе процесс протекает по сложив­шейся схеме, путем многократного (циклического) про­хождения по всем этапам процесса до выполнения пос­тавленного условия, например, достижения стабилизации, выхода на заданный уровень качества продукции, полно­го перехода на выпуск нового изделия. Этот процесс свя­зан с постоянной коррекцией выполняемых операций в зависимости от промежуточных результатов.

Однократность: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сло­жившейся схеме путем однократного прохождения по всем этапам процесса и достижения поставленной цели. Этот процесс связан с высоким профессионализмом ру­ководителя и наличием благоприятных условий для вы­полнения цели.

Принципы построения процесса управления

Для того чтобы динамическая организация представ­ляла собой упорядоченный процесс, базирующийся на известных принципах и учитывающий известные его свойства, процесс управления динамической организа­цией надо строить на следующих принципах:

1. Процесс должен быть направлен на достижение це­лей, а не на устранение возмущающих воздействий.

2. При выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факто­ров, влияющих на процесс.

3. Следует максимально сокращать влияние субъектив­ного фактора на процесс.

4. Процесс должен обеспечиваться оптимальной инфор­мационной средой.

5. Процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованы (согласованы, утверждены и т.д.).

6. Обеспечение соответствия свойств процесса техниче­ским и организационным ресурсам организации

Наши рекомендации