Принципы статической и динамической организации

Принципы приоритета:

– принцип приоритета цели: в системе «цель – задача – функция» наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция;

– принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач, которые группируются по общности, и для этих групп формируется набор функций;

– принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются;

– принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации собственник должен подбирать под себя персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организаций;

– принцип приоритета объекта управления над субъектом: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости.

Принципы соответствия:

– принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач;

– принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуация, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя;

– принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению затрат;

– принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам;

– принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания;

– принцип синхронизации: среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе ряда работников, либо по стечению обстоятельств.

Проводником таких изменений является человек как на уровне разработки решения, так на уровне исполнения.

Изменения в организации – объективный процесс и регулируется законом единства анализа и синтеза.

Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований.

Этот механизм включает технологию консультационной деятельности, социологическую и психологическую палитры восприятия перемен организацией, самоорганизацию работников в форме кружков качества.

Существует три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм.

Рационализм – усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам.

Иррационализм – это познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю, интуицию, инстинкт, озарение. Оно характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах.

Сенсуализм – это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение.

Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации, к новой результативности, к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.

Результативность имеет семь составляющих:

1) удовлетворенность потребителя;

2) настроение и подготовка работников;

3) внутренняя производительность;

4) нововведения;

5) подготовка и результативность руководства;

6) операционная (финансовая) смета;

7) социальная ответственность. Результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств.

Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности. Причем качество – это степень соответствия организационной системы внутренним требованиям организации.

Качество трудовой жизни – величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации. Выделяют три уровня качества трудовой жизни: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень качества жизни создает условия спокойного, уверенного труда персонала, однако в условиях рыночной экономики это может привести к застою в развитии организационной системы. Низкий уровень формирует сильную озабоченность персонала, что может помешать его производительному труду.

Внедрение новшеств – величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях.

Реализация рационализма проявляется в стремлении к переменам в деятельности организаций. Результатом работы по консультации фирм является разработка решений в форме набора проектов, направленных на совершенствование деятельности организации.

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

Теория систем является основой теории организации. Выделяют следующие признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связи между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Любая система обладает следующими составляющими: входное воздействие, система обработки, конечные результаты и обратная связь.

Также можно выделить свойства систем:

1) потребность в управлении;

2) стремление сохранить свою структуру;

3) формирование сложной взаимосвязи от свойств входящих в нее элементов и подсистем.

Если система имеет слишком большое количество элементов, то ее делят на подсистемы.

Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область.

Основной классификацией систем является группировка их в трех подсистемах.

1. Техническая подсистема включает любые работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Процесс принятия решения заранее строго определен и носит формализованный характер.

2. Биологическая подсистема включает флору, фауну и замкнутые биологические подсистемы. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что является причиной ограниченности набора решений. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, но процесс принятия решений носит непредсказуемый характер.

3. Социальная подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема обладает наибольшим разнообразием функционирования. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую. Также можно выделить другую классификацию систем.

1. Искусственные и естественные системы.Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных целей. Естественные – природой или человеком для реализации целей мирового существования.

2. Открытые и закрытые системы.Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Закрытые характеризуются внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей.

3. Детерминированные и стохастические системы.Детерминированные системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенными результатами. Стохастические характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами.

4. Мягкие и жесткие системы.Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью и слабой устойчивостью к внешним воздействиям.

Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Они обладают большей устойчивостью к внешним действиям.

Каждая организация должна обладать всеми свойствами систем, с этим связан выбор подходов к анализу и синтезу различных организованных образований. Существует три вида подходов:1) системный подход требует учета всех ключевых элементов, влияющих на принятие решения; 2) комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов; 3) аспектный подход требует учета отдельных ключевых элементов.

Наши рекомендации