Вопрос 3. Закон самосохранения

Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения.

«Каждая система (социальная или биологическая) стремится сохранить себя (выжить) и использует для до­стижения этого весь свой потенциал (ресурс)».

Все процессы, происходящие в системах, стремятся к сохранению, устойчивости и равновесию. Это касается как естественных организаций, так и искусственных. Орга­низации, созданные человеком (общества, товарищества, союзы и др.) относятся к искусственным, их деятель­ность также обусловлена стремлением к «сохранению вида» (самой организации). Искусственные организации, так же как и естественные, функционируют в сложных условиях: есть друзья, есть враги, есть и нейтральные об­разования. В деятельности каждой реальной организации бывают ситуации, когда они оказываются на грани су­ществования — либо не хватает денег для оплаты счетов, либо выпускаемая продукция длительное время не нахо­дит спроса. Одни из них в таких ситуациях ликвидируют­ся, другие - найдя ресурсы и преодолев трудности, вос­станавливают свою репутацию. Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситу­ацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе.

Особое значение закон имеет для социальных систем (компаний, фирм, товариществ, обществ, семей и др.). В аналитическом виде данный закон имеет следующее соотношение:

С>Р,

где С — созидательные ресурсы компании (внешние и внутренние);

Р — разрушительные ресурсы компании (внешние и внутренние).

Если это соотношение не может быть длительное вре­мя выполнено, то организация прекращает свое сущест­вование либо самостоятельно, либо принудительно. Каж­дый собственник, даже не зная этого закона, рассчитыва­ет необходимые финансовые, материальные и другие ресурсы, чтобы его компания смогла работать, получать прибыль. Если он не обеспечит компанию этими ресур­сами, то может потерять даже те ресурсы, которые имел. Если этих ресурсов будет больше, то компания может рас­ширить объем своей деятельности, преодолев новые ре­сурсы разрушения. Таким образом, собственник или руко­водитель компании, оценив свои возможности, сам выби­рает варианты наборов ресурсов разрушения так, чтобы величина С лишь немного превосходила величину Р

С - Р → min.

Оценка текущего состояния компании

Оценка текущего состояния компании зависит от со­стояния ряда внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

- уровень квалификации персонала;

- эффективность реализации мотивов и стимулов, по­требностей и интересов работников;

- использование ресурсов и технологии;

- философия организации;

- принципы ее деятельности;

- уровень коммуникаций;

- степень сочетания функций и структуры управления;

- качество и уровень реализации маркетинга.

К внешним факторам относятся:

- социальная, демографическая и психологическая об­становка в стране;

- экономическая и политическая ситуация;

- покупательная способность населения;

- состояние развития науки и технологии;

- уровень культуры, в том числе культуры взаимодей­ствия между организациями.

Внутренние факторы в основном являются управляе­мыми со стороны руководителя, а внешние — нет. Про­фессионально формируя внутренние факторы деятельности компании, руководитель может существенно повысить созидательный потенциал организации. Для этого, частности, необходимо:

- совершенствовать социально-психологический климат в коллективах;

- добиваться оптимального сочетания структуры и вы­полняемых функций;

- развивать инновационную деятельность;

- постоянно повышать профессионализм персонала;

- иметь хорошую информационную сеть связи с клиен­тами, поставщиками и потребителями;

- создавать с аналогичными организациями союзы вза­имного страхования;

- в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества.

Перечисленный набор дает качественное представле­ние о направлении работ по усилению устойчивости орга­низации к внешним возмущающим воздействиям.

Количественный анализ устойчивости компании мож­но провести, сравнивая расчетное значение величины са­мосохранения компании со значениями нормативов. Па­раметр самосохранения (Сс) рассчитывается как разность потенциалов созидания и разрушения компании, делен­ной на потенциал созидания

Сс - ((С - Р ) / С) •100%.

Соотношение имеет аналогию с рентабельностью вы­пускаемой продукции. Нормативы представляют семь уровней самосохранения. Каждый уровень включает диа­пазон значений параметра самосохранения и коммента­рии — варианты необходимых решений (табл. 4).

Первый и седьмой уровни являются, в общем случае, криминальными, поэтому организацию необходимо лик­видировать. Второй уровень самосохранения должен учи­тывать цикличность развития компании. Как и в приро­де, интенсивность в деятельности компании может цик­лично изменяться (спад и подъем) в зависимости от сезона года, покупательной способности населения, эко­номического и политического состояния внешней среды. Спад и подъем в деятельности компаний имеет довольно продолжительный временной лаг (инерционность). Так, спад длится в среднем 2,8 года {2 — 12,5}, а подъем про­должается в течение 3 лет {1,1 — 7,7}. Поэтому у руково­дителей организации есть достаточно времени для реали­зации необходимых решений. Третий, четвертый и пятый уровни самосохранения — это типовые показатели в дея­тельности компаний.

Таблица 4

Нормативы самосохранения

Вопрос 3. Закон самосохранения - student2.ru Вопрос 3. Закон самосохранения - student2.ru

Достижение или сохранение требуемых уровней само­сохранения компании может быть обеспечено с помощью организационных и экономических методов.

Наши рекомендации