Вопрос 2.Интеграция научных подходов к менеджменту
Развитие менеджмента как науки и практики тесно связано с развитием научных подходов, используемых им. Научный подход к решению проблем управления предусматривает выбор концепций, принципов, методов, с помощью которых менеджеры анализируют проблемы, определяют пути и способы их решения, разрабатывают средства для достижения результатов.
В зависимости от выбранного подхода к управлению менеджеры получают различные результаты. Главное назначение менеджера в организации - обеспечить управление различными процессами, объектами, людьми как единым целым на основе координации их усилий, объединения планов, заданий.
Развитие теории менеджмента в конце XIX в. - первой половине XX в. характеризовалось медленными темпами и сравнительно небольшим количеством научных направлений и подходов. Но со второй половины XX в. ситуация резко изменилась. С изменением мировой экономики, общества, развитием электронно-вычислительной техники, появлением высоких технологий в промышленности мир стал быстро усложняться, одновременно возрастала конкуренция, возникли и стали интенсивно развиваться новые отрасли производства и сферы сервиса.
В борьбе за потребителя, завоевание рынка руководители и менеджеры стали применять различные системы и методы управления. Развитие теории и практики маркетинга, стратегического планирования и контроля, теории организации дали импульс появлению различных научных направлений и подходов к организации эффективного управления. В менеджменте стали применять различные подходы для решения возникающих проблем.
Рассмотрим основные научные подходы к менеджменту, интеграция которых необходима для эффективного управления.
Системный подход является ведущим среди всех научных подходов к менеджменту, образуя общую методологическую базу их реализации. Методы системного подхода следует применять во всех сферах управления. Часто в управлении говорят о необходимости комплексного подхода к решению проблем, что означает необходимость учета всех факторов и зависимостей, влияющих на проблему. Комплексный подход не отличается от системного и является его синонимом.
Системный подход — это научный инструмент изучения и преобразования окружающей действительности на основе моделирования сложных объектов и процессов в виде взаимодействующих элементов, подсистем и систем, выявления закономерностей их развития, определения целей и факторов, влияющих на их эффективность.
Возникновение общей теории систем как универсальной методологии научного мышления и изучения сложных объектов (биологических, технических, социальных) связано с трудами видных ученых А.А. Богданова (Малиновского) в начале XX в., Л. фон Берталанфи, Н. Винера — создателя основ кибернетики, изучавшего взаимосвязь между, элементами в сложных системах в середине XX в., Р. Эшби, исследовавшего проблемы управления и информации, поведение человека, и многих других ученых. На теорию сложных систем существенно повлияли работы ученого-математика XIX в. А.А. Ляпунова, создавшего основы устойчивости механических систем.
Высокая эффективность применения системного подхода подтверждается многочисленными примерами уникальных достижений человеческого разума. Академик С.А. Лебедев успешно применил системный подход для создания первой в СССР ЭВМ типа МЭСМ (малая электронно-счетная машина) и БЭСМ (большая электронно-счетная машина) (1950 г.) в исключительно сложных послевоенных условиях нехватки ресурсов и специалистов, в директивно установленные, практически нереальные минимальные сроки. Принципы системного подхода были использованы при организации создания первого в мире космического корабля и запуске первого человека в космос (Ю.А. Гагарин, СССР, 1961 г.) под руководством академика СП. Королева, высадки первых космонавтов Н. Армстронга и Э. Олдрина на Луну (США, 1969 г.). Оба эти проекта потребовали колоссальных затрат и скоординированных усилий многих сотен организаций, которые должны были работать в едином отлаженном графике и обеспечивать достижение сложных целей.
Теория систем как самостоятельная научная дисциплина возникла во второй половине XX в. Долгое время она развивалась, исследуя в основном технические, военные и информационные системы. Социально-экономические системы оставались вне моля се приложения.
Когда к СССР стали применять методы системного анализа в экономике и социальной сфере, специалисты с техническим образованием механически перенесли ряд понятий и точные методы анализа технических систем в социально-экономическую сферу. Считалось, что экономикой и социальной сферой можно управлять как механизмами. В то же время многие специалисты часто вместо глубокого изучения поверхностно описывали сложные процессы, ограничиваясь использованием отдельных терминов системного анализа, что лишь создавало видимость системного анализа. В течение десятилетий эти подходы доминировали в науке, не принося особой пользы. Уравнения не в состоянии описать реальное поведение сложных социально-экономических систем, а поверхностное изучение сложных систем не давало никаких результатов. Поэтому системный анализ в полной мере не стал средством эффективного управления.
Применение системного подхода в менеджменте означает предвидение и учет социально-экономических последствий планов, решений и действий, понимание их взаимосвязи с, внешней и внутренней средой. Социально-экономические системы отличаются такой сложностью, что без применения системной методологии мышления неизбежны стратегические просчеты.
Систему характеризуют элементы, подсистемы, связующая структура и целевое единство, внешняя и внутренняя среда.
Система в целом может быть определена как комплекс взаимодействующих элементов и подсистем. Элементы — это составные части системы, дальнейшее разделение которых нецелесообразно для проводимого анализа.
Подсистема представляет собой комплекс элементов, объединенных целями и связанных общностью выполняемых ими функций. Например, производственный участок предприятия представляет собой подсистему цеха, основными элементами которой являются оборудование (технический элемент), работники, его обслуживающие (социально-экономический элемент), рабочая зона (технико-организационный элемент), технологические и управленческие регламенты и инструкции (организационно-технологический элемент).
Структура системы — это своего рода совокупность ее "опорных элементов, ее внутренняя конструкция, которая характеризует соподчиненность ее элементов, особенности взаимодействия между ними (иерархия), способы обеспечения ее целостности. Различают унимодальные структуры, в которых власть сосредоточена в одном звене системы, и мультимодальные, в которых власть рассредоточена и решения принимаются на основе согласбвания ряда элементов или подсистем.
Цели — это желаемые результаты деятельности. Следует различать внешние, или декларируемые, и реальные цели системы, ее подразделений, групп и отдельных работников. Цели должны быть связаны в комплекс, отражающий единство и целостность системы, направления ее развития. Часто для моделирования целей используют метод построения дерева целей. В соответствии с ним цели распределяются по уровням — начиная с главной цели, далее — по уровням распределяются цели, обеспечивающие достижение главной цели.
Системы могут быть открытыми и закрытыми. Открытые системы находятся во взаимодействии с окружающей средой, трансформируют воспринимаемые ими извне ресурсы в продукты с новыми свойствами (например, предприятие, получив полуфабрикаты и материалы, производит товары; работник отдела маркетинга анализирует полученную им информацию о ситуации со сбытом и действиях конкурентов и преобразует ее в предложения для руководства). Закрытые системы не взаимодействуют со средой и живут за счет внутренних ресурсов. Таких систем в экономике немного (например, Предприятие, деятельность которого временно прекращена).
В зависимости от вида деятельности и целей различают системы: социально-экономические (компании, регионы, города), технические (производственная линия), социальные (общественное объединение), экологические (территории и природные ресурсы).
Простыв системы отличаются небольшим количеством элементов, связей, процессов, простотой взаимодействия между ними. Сложные системы отличаются сложными структурой, взаимосвязями между элементами, большим количеством элементов.
Система взаимодействует с окружающей средой как единое целое. Это означает, что никакое ее подразделение не может действовать в полной автономии, без регулирующих или координирующих связей с другими элементами системы, прежде всего с ее управляющей подсистемой. Типичными подсистемами предприятия являются:
- техническая (оборудование, производственные линии);
- технологическая (используемые технологии, инновации, лицензии, патенты);
- кадровая (персонал, его квалификация);
- административная (распределение полномочий, установление иерархии власти и ответственности, процедуры решения типичных задач и ситуаций);
- экономическая (принятие экономических решений, организация труда, нормы и нормативы, определяющие расходы материальных, энергетических и информационных ресурсов);
- финансовая (кредиты, расчеты с поставщиками и бюджетом, организация финансовых потоков, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия);
- социальная (мотивация персонала, оплата труда, моральное
стимулирование, условия труда, отношения в трудовом коллективе, стили руководства, нормы культуры);
- информационная (сбор и обработка информации, создание
информационных баз и банков данных, информационных компьютерных сетей - внутренних, объединяющих элементы и подсистемы предприятий, внешних - Интернет и др.).
Внешняя среда системы включает ее окружение, другие системы и факторы, на нее влияющие, на которые система либо может оказать ограниченное влияние, либо не может влиять
вообще (например, система налогообложения, конкуренты, инфляция).
Внутренняя среда системы включает ее элементы и подсистемы, структуру, внутренние процессы (например, система менеджмента, технологические процессы, персонал, оборудование).
Системы обладают следующими свойствами:
- целостность - система взаимодействует с окружающей средой как единое целое;
- целенаправленность- все элементы и подсистемы действуют для достижения целей, которые должны быть согласованы с общими целями системы;
- структурированность и упорядоченность- отношения между элементами и подсистемами должны быть упорядочены по иерархии;
- организованность - все процессы регулирования в сложных системах организованы для совместной деятельности, выполняемые задачи распределены между ними. При отсутствии организации система разрушается;
- эффективность- система стремится к повышению своей эффективности на основе выбора альтернатив развития. Если эффективность системы снижается ниже критического для ее класса систем значения, она прекращает существование. Например, если убытки компании слишком велики, то либо компанию поглощает другая, либо она становится банкротом;
- эмерджентность - возникновение у системы свойств или функций, которыми не обладают ни одни из ее элементов или подсистем. В философии эмерджентность означает внезапное появление новых свойств. Пример проявления такого свойства: торговая марка компании, которая присуща ей как системе в целом, распространяется на ее элементы и подсистемы, но ни один из них не может создать ее сам. Под эмерджентностью также понимают расхождение целей подсистем и элементов;
- синергия - системный эффект от взаимодействия двух или нескольких элементов, подсистем или систем, выражающийся в том, что общий результат взаимодействия существенно выше) суммы результатов, если бы они действовали по отдельности/ В результате синергии часто возникают новые свойства, функции, возможности, которых не было до их взаимодействия. Синергия тесно связана с интеграцией, является результатом интеграционных процессов. Например, две компании создали альянс для создания и производства нового продукта, одна инвестировала финансы и сеть сбыта, другая - инновации. Созданный продукт принес им прибыли, увеличил активы. По отдельности они не смогли бы достичь таких результатов, каких достигли в результате синергии.
Главной целью системного подхода к решению любой проблемы является разработка концепции ее решения как целостной проблемы. В управлении часто успешно решают отдельные задачи, но из-за некоторых просчетов цель не достигается. Более того, из-за системных ошибок, которые влияют на систему в целом, может наступить катастрофа.
Сущность процессного подходазаключается в разделении всей производственной и управленческой деятельности на процессы и функции, в определении взаимосвязей и организации эффективного взаимодействия между ними.
Исторически первыми с научных позиций процессы производства начали изучать школа научного менеджмента и административная школа. Ф. Тейлор построил модели эффективных процессов производственной деятельности. В дальнейшем эти процессы развивались в рамках теории научной организации труда и управления. Изучались цели и задачи, способы выполнения работ, определялись оптимальные пути их производства, которые в виде научных методик и рекомендаций предлагались на производствах. Внедрение результатов научного управления производственными процессами привело к быстрому росту производительности труда, которая часто увеличивалась без дополнительных инвестиций в 3-5 раз и более.
А. Файоль детально изучил и предложил структуру процессов управления, которая в целом осталась без изменения до настоящего времени.
Современные управленческие процессы включают:
- управление маркетингом, процессы изучения рынка, клиентов, конкурентов, продуктов;
- стратегическое управление, процесс разработки и реализации стратегий компании;
- управление производством;
- управление логистикой и сбытом;
- управление персоналом;
- управление финансами;
- управление разработкой новых продуктов.
Различают следующие процессы производства:
- массовое производство — выпуск стандартных товаров и услуг;
- крупносерийный — выпуск товаров большими партиями;
- мелкосерийный — выпуск небольших партий товаров и услуг;
- единичное производство - создание уникального товара
или услуги, например, создание прототипа (опытного образца) нового продукта, создание нетипичного производства;
- проекты — выполнение комплекса работ для создания единичных и законченных продуктов или услуг.
Процессный подход также предусматривает изучение процессов планирования и прогнозирования, контроля, координации, коммуникаций, мотивации и стимулирования.
Процессы планирования, координации и коммуникаций называют связующими, так как они обеспечивают связь между различными подсистемами и элементами организации, а также между организацией и внешней средой.
Изучение процессов может проводиться различными способами. В основе их находится определение видов процессов, структурирование каждого из них — изучение структуры процессов, определение взаимосвязей между ними. Разработка моделей процессов — сложная и трудоемкая задача. Если упустить необходимые элементы или ошибиться в их последовательности, то процесс окажется неэффективным или вообще не будет реализован.
Новым направлением в изучении процессов является компьютерное моделирование бизнес-процессов. Согласно стандарту ИСО 9004:2000 принципы менеджмента процессов должны быть приложены к любой деятельности, процесс состоит из входных элементов, деятельности или работы, выходных элементов или результатов. Выходной элемент одного процесса часто является входным элементом другого.
Модели бизнес-процессов включают описание:
- структуры процессов, процедур, функций, направленных на
достижение целей;
- точек входа и выхода процессов;
- механизмов управления процессами и контроля, включая
контроль их качества;
- информационной модели, процессов преобразования ин
формации;
- показателей эффективности процессов.
Информационный подходисходит из универсальности процессов преобразования информации в системах управления и необходимости создания информационных моделей взаимодействия и взаимосвязей субъекта и объекта управления. Типичный информационный процесс включает этапы:
- сбор информации;
- обработка информации;
- передача информации;
- хранение информации;
- контроль информационных процессов;
- защита информации.
Информационный подход тесно связан с развитием кибернетики и теории информационных систем. Кибернетика — это наука об информации, процессах ее создания, преобразования и контроля в электронно-вычислительных машинах, живых организмах, сложных социально-экономических и технических системах. Для кибернетики важнейшими являются следующие " принципы: обратная связь объекта управления и субъекта управления, обеспечение устойчивости на основе его регулирования, иерархичность и структурированность органов управления, синергия, целевая направленность управления и эффективность.
Важнейшей целью кибернетики является предотвращение хаоса на основе процессов упорядочения и регулирования. Основы кибернетики были заложены Н. Винером, К. Шенноном, С.А. Лаврентьевым и многими другими учеными. Развитие кибернетики было тесно связано с развитием теории сложных систем, возникшей в начале XX в. в работах А.А. Богданова (Малиновского), Л, фон Берталанфи, Р. Беллмана, С. Бира, В.М. Глушкова и др.
В кибернетике сформулировано понятие обратной связи, означающее получение системой информации о результатах ее взаимодействия с окружающей средой, а также о работе ее подсистем и элементов. Эта информация используется субъектом управления для принятия решений о корректировке и изменении внутренних и внешних процессов для повышения эффективности объекта управления. В отличие от технических систем в социально-экономических системах эффективность обратной связи остается низкой, так как информация часто запаздывает, искажается (при переходе с уровня на уровень в среднем искажается или исчезает около 15% информации). Это связано с факторами сложности передачи информации, нечеткостью и неоднозначностью восприятия одной и. той же информации разными людьми, большим количеством информационных параметров управления.
Появление кибернетики вызвало быстрое развитие электронно-информационных систем, глубокие изменения в управлении и экономике, что дало основание назвать ее второй про-
Ситуационный подход. Втечение многих лет в менеджменте продолжаются попытки создать универсальные для всех компаний методы управления, которые были бы пригодны для любой управленческой ситуации. И тогда от менеджера только требовалось бы подставить новые данные в методики и получить готовые решения.
Однако практика управления показала, что одни и те же методы менеджмента в разных ситуациях дают различные результаты. Так, например, фирма выпустила новый продукт и попыталась реализовать его по цене ниже, чем у конкурента. Опыт других компаний показывал, что этот путь ведет к прибыли. Однако компания потерпела неудачу, а продукция конкурента хорошо продавалась по высокой цене. Менеджмент фирмы не учел, что конкурент предварительно провел маркетинговую кампанию и информировал клиентов, что появятся аналогичные продукты, которые могут быть дешевле. Однако это будет возможно только за счет ухудшения качества, так как для производства необходимы уникальные технологии и крупные затраты. Поэтому снижение цен приведет к ухудшению качества продукции. В результате возникла нестандартная ситуация.
Сущность ситуационного подхода заключается в том, что в каждой новой ситуации следует анализировать ее особенности и лишь после этого выбирать наиболее подходящие методы управления, а еще лучше — создавать новые методы, специально для данной ситуации.
Когда японские корпорации стали открывать свои филиалы по производству автомобилей на территории США, они столкнулись с тем, что их методы и модели управления, прекрасно зарекомендовавшие себя в Японии, в США дают совершенно иной результат. Производительность и качество труда были существенно ниже ожидаемых. Американские работники привыкли к другим методам управления. Проведенные исследования показали, что необходим другой подход к менеджменту в данной ситуации. Так появилась известная модель Z Оучи, объединившая принципы американского и японского менеджмента: В результате эффективность производств быстро увеличилась.
Ситуационный подход предупреждает шаблоны в управлении, он требует от каждого менеджера внимания и тщательного анализа последствий с учетом их долгосрочного характера.
Для ситуационного подхода характерна многоальтернативность возможных вариантов решения ситуации. Часто в организациях ошибочно ограничиваются всего лишь одним способом решения проблемы, который требует меньше затрат, но хуже других. В результате ситуация превращается в крупную проблему и сопровождается в дальнейшем стрессами, большими затратами времени и финансов.
Ситуационный подход предполагает совместное применение системного, стратегического и других подходов. При решении ситуационных проблем менеджеры должны задаться вопросами: какие средства и методы решения данной ситуации известны? Какие новые методы можно применить? Все ли способы решения ситуационной проблемы рассмотрены? Каковы стратегические последствия применения различных способов решения?
Сущность стратегического подходазаключается в изучении долгосрочных результатов принимаемых решений и планов, в ориентации всей управленческой деятельности на длительную перспективу и устойчивое развитие, в установлении приоритета стратегических решений над всеми другими решениями и планами, в осознании многовариантности развития и выборе наиболее эффективного варианта с учетом возможностей организации, угроз окружающей среды. Стратегический подход основывается на стратегическом менеджменте как науке.
Стратегический менеджмент представляет собой научно обоснованный синтез процессов стратегического анализа, прогнозирования, планирования и реализации стратегических целей и стратегических задач. Важнейшее назначение стратегического менеджмента — обеспечить в долгосрочном периоде устойчивость развития и высокую конкурентоспособность сложных социально-экономических систем на основе мотивации персонала, инноваций, роста и эффективного использования экономического и человеческого потенциалов, противостояния внешним угрозам, достижения устойчивых конкурентных преимуществ.
Стратегический менеджмент является основным средством определения главных направлений развития, ключевых результатов и способов их достижения для сложных социально-экономических систем различного уровня (фирма, город, регион, государство) в долгосрочном периоде развития (3, 5, 10 лет и более).
При принятии любых управленческих решений менеджеры всегда должны помнить, что каждое управленческое решение приводит к разным результатам на различных интервалах времени. Это иллюстрирует следующий пример принятия стратегических решений на примере проектов развития.
При стратегическом подходе менеджеры должны отказаться от близоруких решений, главным приоритетом становятся перспективные стратегические оценки.
Принцип стратегического подхода: будущее создается сегодня. Однако большинство менеджеров избегает заглядывать в будущее, принимая решения на основе анализа на краткосрочных интервалах. При таком подходе развитие организаций становится неустойчивым, снижается конкурентоспособность, и, как правило, все завершается банкротством.
Выработка стратегического типа мышления и постоянное применение стратегического подхода обеспечивают устойчивость развития организаций в долгосрочном интервале.
Стратегический подход отличают:
- глобальность влияния стратегических решений на объект управления как на систему. Стратегические воздействия влияют на жизненно важные переменные организации;
- долгосрочностъ и перспективность. Стратегический подход нацелен на будущее: на периоды не менее 3 лет — в неустойчивой среде, 5 лет и более — в условиях стабильной среды. Верхний предел чрезвычайно варьирует. Сегодня есть корпорации, которые разрабатывают свои стратегии на сроки 5, 10, 15, 25-30, 50 лет и более;
- критичность для жизнеспособности организации. Если ошибки оперативного управления не критичны для развития организации и могут быть быстро исправлены, то стратегические ошибки ведут к гибели или к резкому ухудшению в жизни объекта управления, исправить их очень трудно, для этого требуются большие усилия и затраты;
- максимальный приоритет в управлении. Стратегические решения и планы должны обладать безусловным приоритетом по отношению ко всем другим среднесрочным (тактическим) и оперативным решениям.
Стратегический подход образует основу управленческой деятельности менеджеров. В условиях конкуренции всегда выигрывает тот, кто видит дальше и выбирает наиболее выгодные пути развития с учетом долгосрочных результатов.
Разработка стратегии никогда не была и не будет стандартным продуктом, она является «штучной», уникальной продукцией. Каждая организация должна иметь собственные методы стратегического управления на основе научного подхода. Только в этом случае возможно достичь высокого уровня конкурентоспособности и обеспечить устойчивость развития.
Стратегический подход является творческим процессом, основанным на создании нестандартных инновационных идей, комплексной разработке и применении моделей стратегического управления.
Научный подход с позиций социально-экономической ориентации менеджментаозначает необходимость выдвижения в качестве важнейших целей и задач организации развитие ее социальной сферы, личности работника, организационной культуры, которые определяющим образом влияют на ее устойчивость, конкурентоспособность и экономические результаты. Связь между социальным развитием и экономической эффективностью организации является тесной и непосредственной,'; В социальной сфере менеджмент организации должен решать следующие задачи:
- обеспечение высокой социальной ответственности персонала;
- социальный прогресс коллектива (улучшение условий труда, рост доходов, повышение качества жизни работника, предоставление широкого круга социальных благ, в том числе содействие в улучшении жилищных условий, различные льготы);
- развитие личности работника (рост квалификации и трудовой активности, обогащение труда и разнообразие трудовой деятельности, укрепление и развитие внутренних позитивных ценностей работников).
Социальная ответственность менеджмента организации и социальная ответственность бизнеса в целом означают необходимость влияния организации на социальный прогресс развития организации и общества в целом. Это достигается путем обеспечения социальной ответственности:
- перед обществом (выпуск продукции и услуг, необходимых для нормального функционирования общества и не наносящих ему ущерб, решение экологических проблем, расчеты по налогам, синергизм в развитии территорий, на которых размещается организация, вклад в развитие культуры, поддержка незащищенных слоев населения);
- перед клиентами (выпуск качественной продукции, выполнение обязательств, добросовестная реклама, содействие развитию клиентов как личностей, обеспечение культуры взаимодействия с клиентами);
- перед поставщиками (точные и своевременные расчеты, добросовестные отношения, построенные на взаимном доверии и обязательствах, отказ от политики давления и принуждения);
- перед персоналом (использование принципов прозрачного менеджмента, открытость информации, добросовестная оплата труда, создание условий для развития личности каждого работника, развитие культуры взаимоотношений и поведения, постоянное улучшение этики и эстетической среды в организациях, улучшение условий труда, создание равных для всех возможностей продвижения, ликвидация бюрократии, отказ от недобросовестных методов манипулирования личностью);
- перед акционерами (открытая политика менеджмента, добросовестная отчетность, рациональное использование доверенных средств, обеспечение стратегической устойчивости компании).
Примером социальной ориентации бизнеса может служить широко практикуемая в мире филантропия, когда владельцы крупных состояний инвестируют значительные вложения в благотворительные фонды, занимающиеся проблемами борьбы с бедностью, голодом, загрязнением окружающей среды. Например, американский предприниматель Баффет передал 44 млрд долл. (85% своего состояния) в совместный с создателем компьютерных систем Б. Гейтсом благотворительный фонд.
Ключевым направлением развития организаций в настоящее время является усиление влияния социального фактора на экономику на основе децентрализации управления, развития самоуправления, превращения организаций в обучающиеся и самообучаемые, изменения подхода к работнику как к ресурсу и рассмотрение его в качестве главного актива организации. Децентрализация управления предусматривает появление внутри организации команд, рабочих групп, комитетов, которые нацелены на самостоятельное решение проблем организации.
Одним из новых подходов является денежное измерение человеческих активов организаций, потенциальных возможностей работников увеличить ценность создаваемых ими продуктов и услуг. Такой подход основан на концепции измерения человеческого капитала организации исходя из комплексной оценки, учитывающей уровень образования, квалификацию, знания, навыки, опыт, способности, трудовую активность работников. Несмотря на то что не все стороны человеческого капитала можно в полной мере количественно измерить, этот подход позволяет более обоснованно распределять инвестиции и управлять развитием персонала в организациях.
Мышление на основе концепции гуманных отношений в менеджменте основывается на проявлении внимания и корректности поведения по отношению к каждому работнику. Большую часть жизни люди проводят на работе, и от того, в какой социальной среде они работают, как общаются друг с другом, на каких принципах организовано управление в организации, во многом зависит качество их жизни.
Руководители и менеджеры должны быть заинтересованы, чтобы люди трудились в комфортной социальной обстановке, без грубости, межличностных конфликтов, обмана, интриг. Менеджерам следует в первую очередь уделять внимание осознанию, развитию и поддержанию позитивных базовых ключевых ценностей в организации.
Необходимо периодически обучать персонал принципам корректного, этичного и доброжелательного поведения и отношения друг к другу. В такой обстановке повышаются производительность и эффективность труда, легче решать сложные задачи. В компаниях, добившихся успеха, создание такой обстановки является одной из главных функций менеджеров. В тех же организациях, где менеджеры не занимаются решением таких проблем, постоянно возникают конфликты, растет раздражительность персонала, падает конкурентоспособность, высокий уровень стресса, и в результате многие работники стремятся перейти в другие организации. В данном случае большие социально-экономические потери в организациях несут все, включая собственников, менеджеров и работников.
Культура поведения руководителей является одним из самых важных звеньев в управлении организациями. Часто руководители, получившие повышение в должности, начинают вести себя высокомерно, грубо. Это следует считать пережитком, восходящим к древним рабовладельческим временам, когда место менеджеров занимали жестокие надсмотрщики над рабами. Современный менеджмент требует применения принципов гуманности, внимания, корректности, осознания в управлении, что человек — это не машина, а сложный социально-экономический объект. В противном случае в управлении вместо прогресса происходит регресс, а ухудшение качества социальной среды ведет к снижению эффективности производства.
В последние годы для конкретной реализации социально-экономического подхода многие организации разрабатывают собственные корпоративные кодексы, в которых включаются рекомендации по выработке корректного и тактичного поведения сотрудников. Так, Государственная Дума РФ разработала ряд обязательных рекомендаций поведения государственных служащих, включая исключение жестких интонаций в беседах с работниками, отказ от практики рассмотрения жалоб лицами, чьи действия обжалуются (что повсеместно распространено), ответ по существу вопросов на обращения в государственные органы вместо составления бюрократических отписок.
Эффективным способом выработки навыков правильного отношения к людям в управлении может служить регулярный самоанализ менеджеров, при этом следует ответить на вопрос: «Хотел бы я сам, чтобы у меня был такой же начальник, как я, и чтобы со мной так же обращались?». Благодаря мысленному представлению себя в качестве своего же подчиненного в различных ситуациях можно существенно повысить качество управления и объективность управленческих решений, лучше понять людей, выработать навыки гуманного отношения к ним.
Современные исследования в менеджменте показывают необходимость такого подхода к персоналу. Так, М. Маккоби считает, что необходимы новые подходы к управлению nepcq-иалом, развивающие бережное отношение к людям, вместо жестких требований. Вот его рекомендации.
«Вместо критики работников лучше обсудите с ними, что можно сделать для их улучшения и развития, предложите свои идеи.
Упреждающая связь в управлении лучше обратной.
Не приклеивайте ярлыки людям, старайтесь понять их, не осуждая.
Это опробовано, результаты положительны. Растут коэффициент развития личности и компетентность менеджеров»1.
Организации с высоким уровнем социального развития быстро адаптируются к рыночным изменениям, способны создавать эффективные и нестандартные стратегии развития, обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.
Для эффективного управления организацией следует применять все научные подходы к менеджменту, указанные выше. Без реализации этих подходов развитие будет некомплексным, менеджмент организации станет постоянно совершать ошибки, а развитие организации будет неустойчивым и неэффективным.
Интеграционный подходозначает необходимость применения в менеджменте всех научных подходов для обеспечения эффективного управления и решения возникающих проблем. Каждый научный подход, с одной стороны, основан на специфических методах, а с другой — тесно связан с другими подходами. Так, разработка модели информационных потоков на предприятии основывается на системном подходе и на разработке модели системы предприятия в целом, на изучении взаимосвязи между подразделениями, их определении структуры и содержания бизнес-процессов.
Наиболее универсальным является системный подход, который обеспечивает все другие подходы научно-методологической базой, способами решения конкретных задач. М