Вопрос 4.Роли, функции и задачи менеджера в управлении компанией.

Особенность жизни человека в том, что он живет в обществе других людей и не может обойтись без этого в целях выживания и удовлетворения своих жизненно важных потребностей. В этом проявляется природа человечества, выраженная в объективных свойственных живых организмов произрастать и развиваться в условиях при­роды и искусственной среды, создаваемой ими в результате своей Деятельности. Любой человек или группа людей заняты созиданием, а возможно и разрушением, причем делают это достаточно осоз­нанно, пытаясь достигнуть желаемого результата.

Деятельность — совокупность действий человека, направлен­ных на достижение определенного результата. Деятельность чело­века регулируется его сознанием. Каждый человек наделен созна­нием, которое развивается в процессе жизни. Общество (группа лю­дей, разрозненное множество) наделено общественным сознанием, которое проявляется определенным образом в материально-духов­ном мире и нуждается в управлении для создания лучших условий жизни наиболее эффективными способами. Жизнедеятельность превращается в процесс производства и распределения материаль­ных и духовных благ в целях удовлетворения жизненных потребно­стей человека и общества.

Все процессы, возникающие в обществе при его деятельности, можно разделить на следующие группы:

- познавательные (логика, анализ и синтез, философия, теория познания, естествознание и пр.);

- организующие (власть, государственное устройство, формы собственности);

- распределительные (между людьми, предприятиями, местны­ми органами, внутри государства);

- накопительные (аккумулирование общественных и частных ресурсов);

- охранительные (создание условий неприкосновенности собственности);

- защитные (создание реакций противодействия технического, территориального, правового, социального характера);

- разрушительные (реформы, конфликты, войны, революции);

- воспроизводственные (охранение численности населения, за­бота о детях и рождаемости);

- коммуникационные (языки, средства информации и связи, те­лекоммуникации);

- производственные (получение продуктов материального и энергетического производства) и т. д.

Все общественные процессы взаимосвязаны между собой. Их много, в жизни они пересекаются между собой и наслаиваются друг на друга с разной степенью взаимовлияния. Все процессы по своей природе динамичны, в них осознанно или неосознанно присутству­ют некие общие процедуры (в дальнейшем - функции), которые и составляют суть управления:

- предвидение результата (прогнозирование);

- определение необходимой последовательности действий
(планирование);

- реализация действий (организовывание);

- оценка результатов и хода выполнения (контроль) и др.

Это позволяет заключить, что в любой деятельности человека присутствует управление.

Многообразие процессов привело к общественному разделению труда, его специализации и кооперации. В процессе деятельности индивидуумы вступают в некоторые отношения, создают структур­ные образования, реализуют различные процессы, позволяющие получить желаемый конечный результат. При этом сразу оговари­ваются некоторые ограничения в поведении и деятельности, на­правленной на результат и действующие в рамках возникающего сообщества. Такие структурные образования представляют собой отдельные компоненты целостной системы общественного процес­са, относительно изолированные один от другого и от всей системы в целом. Подобные структурные образования принято называть ор­ганизациями, которые представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, раз­делении труда и обязанностей. Управление возникло в результате общественного разделения труда и необходимости совместной деятельности в организации.

Роль организаций в обществе определяется тем, что, во-первых, они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценно­сти, и во-вторых, создают полезные для общества блага, способствующие развитию человечества. Всякая организация может быть представлена как система, встроенная во внешний мир. «На входе» организация получает ресурсы из внешней среды, а «на выходе» возвращает во внешнюю среду созданный ею продукт. Поэтому деятельность любой организации включает три основополагающих процесса, которыми необходимо грамотно управлять:

- получение «сырья» из внешнего окружения;

- изготовление «продукта»;

- передача «продукта» во внешнюю среду.

Эти три процесса очень важны для существования организации. Поддержание баланса между ними, мобилизация ресурсов на их осуществление — вот назначение менеджмента и его основная роль и организации.

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в организациях и между ними, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление.

Управление — специфический вид деятельности человека, воз­никающий в результате общественного разделения труда и являю­щийся необходимым условием достижения эффективных результа­тов в индивидуальной и совместной деятельности. С другой сторо­ны, управление — это функция системы, обеспечивающая сохране­ние их определенной структуры, поддержание режима деятельно­сти, реализацию программы действий на пути достижения целей при движении системы из одного состояния в другое.

Специфика управления заключается в наличии воздействия. Воздействие — сознательное влияние на деятельность человека или группы людей с целью их мотивации и согласования действий. Всамом общем виде управление представляется как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами управления, один из которых находится в позиции субъекта управ­ления, а второй — в позиции объекта управления.

Субъект управленияпосылает объекту импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления.

Объект управления— социально-экономическая система или подсистема (государство, регион, корпорация, фирма и т.п.), кото­рая воспринимает воздействие (управленческие команды) и функ­ционирует в соответствии с содержанием этих команд.

Реальное управленческое взаимодействие существует только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Только тогда можно говорить об осуществлении управ­ления. Для этого необходимо наличие у субъекта управления по­требности и возможности управлять объектом, вырабатывая со­ответствующие управленческие команды. А у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять. Данные ус­ловия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы субъект управления осуществлял управление объектом управления. При реализации управленческого взаимодействия между двумя субъектами устанавливается управленческая связь, суть которой состоит в том, что первый субъект заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие ко­манды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответ­ственно управленческим командам первого.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управ­ленческая связь, необходимо, чтобы между этими субъектами су­ществовали отношения управления. Суть данных отношений со­стоит в том, что они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.

Отношения управления не являются изначальными отношения­ми, а базируются на более глубинных отношениях, таких, как экономические либо морально-этические отношения.

В хозяйственных системах наиболее распространены отноше­ния управления, базирующиеся на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отно­шений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организаций и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рас­сматривать как специализированную систему, или же как систему управления.

Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление при­обретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функ­ция управления — практическую реализацию. В реальной действи­тельности управленческая деятельность — это функционирование системы управления.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функции управления управ­ляющая система должна располагать необходимыми ресурсами. В зависимости от состояния управляемого объекта, характера и масштабов деятельности, структуры, правового статуса и других факторов различают следующие типы управления.

- Социальное управление ориентировано на осуществление воз­действий в обществе с целью его упорядочения, развития, оказания материальной поддержки отдельным слоям (ветеранам, инвалидам, детям, пенсионерам), проведения правовой защиты, развития куль­туры, образования и здравоохранения, поддержки обороны.

- Политическое управление ориентировано на перевод эконо­мических средств регулирования отношений в ранг устойчивой по­требности и политических требований, составляющих основу от­ношений в государстве. Идеология при этом применяется как спо­соб формирования общественных интересов в политике.

Механизмы управленияреализуют приемы придания количест­венной меры отношениям в обществе в процессах управления ими.

Различают два типа механизма управления:

- стихийный, формируемый интуитивно, на инициативной ос­нове деятельности множества субъектов хозяйствования;

- организованный, формируемый на логически доказательной основе, отражающей эмпирическое знание множества субъектов хо­зяйствования.

Функции управления осуществляются исполнителями, профес­сионалами управления. Результатом их деятельности и одновре­менно главным инструментом являются правильные управленче­ские решения.

Труд менеджера по сравнению с другими видами деятельности организации имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. Характер труда менеджеров вытекает из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно стал­киваются с проблемами, представляющими собой отклонение фак­тического состояния организации от заданного или желаемого. Та­ких проблем великое множество, и они носят самый разнообразный; характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции раз­вития организации или с радикальной перестройкой ранее принятой политики поведения фирмы в быстро меняющейся обстановке. Это означает, что менеджеры должны не только вовремя выявлять про­блемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое пред­ставление о том, какие подходы надо применить в каждом конк­ретном случае. Для решения проблем менеджер ищет ответы на множество вопросов, что требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального! включения и использования аналитико-конструктивных способно­стей человека.

Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределя­ет преимущественно умственный, творческий характер управлен­ческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятель­ности составляют главный смысл и содержание труда людей, отно­симых к управленческому персоналу.

У людей, занимающихся управлением, особый предмет труда — информация, работая с которой менеджеры принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сбо­ре, обработке, передаче и использовании множества самой разнооб­разной информации, касающейся организации в целом, ее отдель­ных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличива­ют информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В совре­менных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, ин­тернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

Управленческий труд предполагает взаимодействие с человече­скими ресурсами. Менеджер, обеспечивающий взаимодействие че­ловека и организации, должен знать и постоянно отслеживать, с од­ной стороны, какие характеристики личности определяют поведе­ние человека в организации и, с другой — какие параметры окру­жающей среды воздействуют на включение работника в целена­правленную деятельность организации. Менеджер в процессе труда должен опираться на команду и лидеров коллектива. Он несет лич­ную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.

Умение систематически и терпеливо выполнять разную по на­правленности аналитическую работу в течение длительного време­ни — одно из важных качеств менеджера.

Труд менеджера специфичен, для него характерны следующие особенности:

- восприятие больших объемов разнородной информации, в том числе ретроспективной и прогнозной;

- высокая напряженность труда в условиях дефицита времени для принятия решений и анализа;

- непрерывность переключений и колебания ритма в рассмот­рении вопросов и решений;

- частая смена видов деятельности и ролей в них;

- необходимость общения с людьми в разных формах;

- постоянный недостаток информации и финансовых ресурсов, специалистов, знаний;

- повышенная ответственность и риск.

Лишней информации для менеджера нет, ее всегда не хватает, и нужны усилия для того, чтобы отслеживать ее непрерывное обнов­ление. Поэтому необходимы специальные приемы и системы обра­ботки управленческой информации, а также личное мнение менед­жера для объяснения событий окружающего мира. Внешняя и внут­ренняя информация воспринимается менеджером исходя из его ин­дивидуальных возможностей и условий, которые необходимо знать и содержать под контролем.

Содержанием труда менеджеров являются функции управления, выполнение которых необходимо для решения задач организации. Состав их впервые был установлен основателем процессной теории-менеджмента А. Г. Файолем в 1916 г. Это пять логически связан­ных между собой видов деятельности:

- разработка политики и планирование;

- создание/построение организационной структуры;

- распорядительство — инструкции и помощь в процессе вы­полнения задач, дополненное в современной трактовке еще функ­цией мотивации;

- координирование;

- контроль и регулирование.

В процессе дальнейших разработок состав функций пересматривался представителями разных правленческих школ, но в целом они придерживались процессного подхода, предложенного Файолем. общем содержание функций менеджеров в организациях включает:

- установление целей, которые должны быть достигнуты организацией и ее подразделениями;

- формулирование генеральной линии развития (политики кон­цепции) и определение тех действий, которые необходимо выпол­нить для реализация планов в разные периоды;

- создание условий для достижения целей, в том числе проек­тирование организационной структуры, структурирование функций и задач, распределение полномочий по принятию решений между подразделениями и работниками, проектирование необходимых ка­налов координации и коммуникации;

- стимулирование активности работников, направление их дей­ствий и контроль выполнения норм, правил и процедур. Для этого менеджерами проводится инструктирование и оказывается помощь
в процессе работы, координируются действия работников, осущест­вляется контроль и при необходимости вносятся коррективы в пла­ны или в ход работ.

В научной литературе даются определения содержания труда менеджеров как членов организации, которые:

- определяют цели и задачи;

- управляют ресурсами организации (материальными, денежными, человеческими, информационными и др.);

- работают с информацией, необходимой для принятия решений;

- принимают решения;

- осуществляют координацию совместных действий внутри ор­ганизации и за ее пределами;

- несут ответственность за работу организации в целом, ее под­систем и элементов, а также за связи с другими организациями и органами, которые тем или иным образом влияют на ее работу и со­стояние.

Наиболее полное описание видов работ, которые менеджеры выполняют в организации, приведено в работе канадского ученого Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты» (1975 г.), и которой выделено 10 специфических видов работ, объединенных но признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений:

Межличностные роли:

- символический глава,

- лидер,

- связующее звено.

Информационные роли:

- приемник информации

- распространитель информации

- представитель во внешней среде

Роли по принятию решений

- предприниматель

- устраняющий помехи

- распределитель ресурсов

- ведущий переговоры

В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее фла­гом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выпол­нению церемониалов, посещению разных социальных мероприя­тий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т. д.

Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, ока­зывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в i организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их спо­собности использовать эти полномочия с целью мотивирования и ак­тивизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать кон­такты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например по­требители, поставщики, официальные правительственные лица, ме­неджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети контактов, создаваемых и поддерживаемых ими. Роль приемников информа­ции характеризует менеджеров как людей, находящихся в постоян­ном поиске информации, необходимой для управления организаци­ей и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

Роль распространителей информации означает, что менеджеры не только получают, но и распространяют информацию по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим под­чиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

Третья информационная роль заключается в том, что менедже­ры выступают как представители организации, передающие ин­формацию о ее планах и политике для налаживания внешних кон­тактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

Группа ролей, связанных с принятием решений, включает преж­де всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам не­редко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы умень­шить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.

Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с той работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление при­оритетов, то есть тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на полу­чение запланированных результатов.

Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.

Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.

Менеджеры в организации образуют так называемый управлен­ческий персонал, аппарат управления, который нередко называют просто менеджментом организации. Содержание понятия «управ­ленческий персонал» трактуется в современном менеджменте до­вольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ) рекомендует рассматривать управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме ме­неджеров входят и другие специалисты — профессионалы. Ос­нованием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов других сфер деятельности, например экономистов, технологов, психологов и т. д., которые, используя свои профессио­нальные знания, оказывают существенную помощь в постановке и обосновании целей и задач организации, а также в разработке методов их практической реализации. Постоянный контакт между ними — важнейшее условие нормального функционирования организации.

Отнесение работника к той или иной категории связано с поня­тием профессия (от лат. professio) — официально указанное занятие («объявляю своим делом»). Иначе, профессия — это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных тео­ретических знаний и практических навыков, приобретенных в ре­зультате специальной подготовки и опыта работы.

В трудовых отношениях выделяют много профессий, например: врач, юрист, учитель, инженер и т. д., а также специальностей и спе­циализаций по видам направлений подготовки, сложившимся в стра­не в результате особенностей разделения труда в отраслях народного хозяйства. Введение профессий, специальностей и специализаций в практику управления имеет государственное значение, так как свя­зано с обязательствами государства по социальному обеспечению, установлению льгот и ответственности по видам профессий, усло­виями найма работников, формированием требований и стандартов обучения, необходимостью учитывать влияние технического про­гресса и мировую практику разделения труда. Необходимая инфор­мация о профессиях содержится в тарифно-квалификационных спра­вочниках, утверждаемых государственными органами.

Сведения о составе и содержании направлений, специальностей и специализаций подготовки размещены в специальном едином пёречне, который формируется и утверждается правительством стра­ны, служит своеобразным заказом системе образования для подго­товки специалистов нужных стране направлений деятельности. Но­вые специальности и специализации при их открытии подлежат го­сударственной регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения.

Отдельная функция управления — определение потребности национальной экономики в новых профессиях, обоснование содер­жания их деятельности и социальной значимости. Создателем про­фессий является «профессор» (от лат. professor — преподаватель, учитель, изготовитель профессий). Этот термин применяется в ка­честве ученого звания для преподавателей образовательных учреж­дений высшей школы (университетов, академий и институтов). Зва­ние профессора присваивается Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ лицам, имеющим ученую сте­пень доктора наук и богатый опыт преподавательской работы. В от­дельных случаях это звание присуждается лицам с ученой степенью кандидата наук за исключительные заслуги в сфере образования.

Профессионализм— это величайшее мастерство, приобретен­ное и удерживаемое в какой-либо области знаний или умений. От­личительными качествами профессионала-менеджера являются:

- обширные и глубокие знания по комплексу направлений дея­тельности;

- умение быстро понять ситуацию и повернуть ее развитие в нужное для управления русло;

- умение организовать и объединить усилия людей вокруг идеи развития;

- умение найти единомышленников;

- умение подобрать команду;

- умение маневрировать ресурсами и уходить от провалов;

- обладание волей и умение сконцентрироваться на главном;

- интуиция, умение обобщать и прогнозировать развитие событий;

- психологическая устойчивость, самообладание, умение не поддаваться панике.

Профессиональная деятельность в любой сфере требует от спе­циалиста высокой эрудиции и знаний, поэтому для развивающихся личностей нет предела самосовершенствованию в избранной про­фессии. Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация идей распределяются по времени на всю сознательную жизнь специалиста-профессионала в системе бизнеса. В соответствии с этой объективной потребностью современности образование в ве­дущих странах мира становится дистанционным и непрерывным. Оно осуществляется в разных формах на всех этапах развития дело­вой карьеры специалистов, особенно менеджеров.

Профессионалу необходима специализация на каком-либо од­ном процессе, деятельности, операции, так как все физически охва­тить невозможно. В смежных областях знаний менеджеру нужно разбираться настолько, чтобы его не ввели в заблуждение свои и сторонние партнеры. Лицу, принимающему решение, необходимо четко осознать: там, где кончается его эрудиция для оценки ситуа­ции, начинается взаимодействие на доверии другим лицам, сокра­щается возможность влияния на окончательное решение, а риск не­благоприятного исхода ситуации резко возрастает.

Специализацию в управлении можно менять, переходя от одно­го вида деятельности к другому и обратно, но выбирать следует ту, которая дает наибольший эффект или больше нравится. Широта и глубина знаний специалиста обеспечивают ему возможность при потере спроса в узких сферах деятельности приобретать новые на­выки на стыках других видов деятельности. Основной гарантией успеха специалиста менеджера в бизнесе является уверенность в своих возможностях,, их развитие.

Умение воспроизводить и пополнять знания — одно из неотъ­емлемых качеств профессионала. Это качество определяет возмож­ности быстро переключаться с одной темы деятельности на другую, прослеживать и находить логические связи во множестве новых яв­лений, сопровождающих действия менеджера в реальной жизни. Ведь профессионалами становятся, а специалистов учат.

Профессионализм недостижим без детального рассмотрения, определения состава и особенностей сферы деятельности специали­стов. Современная учрежденческая деятельность менеджера как специалиста широкого профиля может осуществляться в различных организационных структурах:

- в проектных организациях;

- отделах управления предприятий;

- планово-экономических службах;

- договорных группах и группах претензионных отношений

- отделах маркетинга;

- группах связей с общественностью;

- исследовательских лабораториях социального управления;

- инвестиционных институтах, налоговых службах, банках, фи­нансовых компаниях;

- органах муниципального управления;

- бизнес-центрах, деловых центрах, технопарках;

- коммерческих фирмах;

- в представительствах инофирм.

Если рассматривать лестницу будущей деловой карьеры ме­неджера, она включает в себя много ступенек (уровней):

- рядовой специалист, служащий;

- руководитель сектора, бригады, участка;

- руководитель подразделения (отдела, цеха, службы, производ­ства);

- заместитель первого руководителя предприятия (учреждения)
но одному или нескольким видам деятельности;

- первый руководитель предприятия (учреждения) — юридическое лицо;

- руководитель объединения, холдинга, союза, концерна;

- работник государственного аппарата;

- кандидат в высшие органы системы государственного управления.

На каждой из ступеней деловой карьеры менеджера все более усложняется объект управления, расширяется диапазон внешних связей и уровень деловых качеств конкурентов, возрастают сте­пень ответственности и характер стимулов для продвижения вверх или удержания своего положения, определяются навыки и стиль работы.

Каждый специалист-профессионал в своей деловой практике ищет разнообразия видов деятельности для совершенствования своих умений и выбора их оптимального сочетания в процессе соз­дания своего уникального, отражающего его наилучшие качества, занятия (кредо, амплуа, достижения). По прошествии времени про­ясняется будущее профессиональной карьеры, мера ее обществен­ного признания, степень удовлетворенности специалиста-профес­сионала результатами своей деятельности.

Наши рекомендации