Биткина И. К., Бондарева С.А.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

ПРОИЗВЕДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Менеджмент (бакалавриат)

(код направления ) (наименование направления подготовки ).

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2013г.   Подпись Заведующего кафедрой ……………………… Ю. В. Брехова    

Волгоград 2013

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Производственный менеджмент».
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4. Тематический план учебной дисциплины
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса.
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Производственный менеджмент»

Виды и характеристики производственного процесса. Экономика и организация производства. Отраслевая структура производства. Специализация управления производством: машиностроение, строительство, металлургия, химия, энергетика и пр. Управление технологиями на предприятии. Функции управления производственными процессами. Персонал в производственном менеджменте. Система контроля в производственном менеджменте. Предприятие в структуре производственного объединения, финансово-промышленной фирмы. Стратегия и тактика производственного менеджмента. Инновационное развитие предприятия.

Дидактические единицы по дисциплине «Производственный менеджмент»

ДЕ 1. Основы организации производства

ДЕ 2. Планирование и управление производством

ДЕ 3. Техническая подготовка производства

ДЕ 4. Инфраструктура предприятия

ДЕ 5. Организация трудовой деятельности

ДЕ 6. Особенности производственного процесса на предприятии

ДЕ 7. Основные и оборотные средства в производственном процесса

ДЕ 8. Себестоимость продукции

ДЕ 9. Производственная программа предприятия

ДЕ 10. Производственное и бизнес-планирование на предприятии

ДЕ 11. Инвестиционная и инновационная деятельность в производственном процессе

ДЕ 12. Аналитическая деятельность в производственном менеджменте

ДЕ 13. Реорганизация производства

ДЕ 14. Стратегия развития промышленного производства

1.2. Цельюучебной дисциплины «Производственный менеджмент» является раскрытие теоретических и методических основ организации производственного менеджмента на предприятии.

Основными задачами данного учебного курса являются:

· Исследование основ организации производства.

· Уточнение и расширение категориального аппарата изучаемой дисциплины.

· Изучение процессов планирования и управления производством.

· Выявление направлений организации трудовой деятельности.

· Определение места аналитической деятельности в производственном процессе на предприятии.

· Получение практических навыков, связанных с расчетами базовых показателей по оценке эффективности производственной деятельности на предприятии.

Изучение дисциплины «Производственный менеджмент» предусматривает включение следующих вопросов:

ü Характеристика производства.

ü Организация производства на предприятии.

ü Инновационное развитие предприятия.

1.3 Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Производственный менеджмент», студент должен знать:

1. Основные этапы развития производственного менеджмента как науки и профессии.

2. Принципы развития и закономерности функционирования производственного процесса в организации.

3. Роли, функции и задачи менеджера в современной организации при реализации производственного процесса.

4. Основные бизнес-процессы в организации.

5. Типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования.

6. Основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля производственного процесса.

7. Виды управленческих решений, связанных с организацией производства, и методы их принятия.

8. Типы организационной культуры и методы ее формирования.

Студент должен уметь:

1. Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций в области производственного менеджмента.

2. Анализировать организационную и производственные структуры и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

3. Организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач, связанных с производственными процессами в организации.

4. Разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность.

5. Калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета.

6. Оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения.

7. Обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования.

8. Оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений.

Студент должен получить следующие навыки:

1. Анализа производственной деятельности организации.

2. Оценки эффективности использования производственных ресурсов организации.

3. Разработки программ осуществления организационных изменений.

4. Распределения ограниченного объема производственных ресурсов.

5. Делегирования полномочий, связанных с реализацией функций производственного менеджмента в организации.

6. Внутриорганизационного контроля производственного процесса.

7. Построения бизнес-процессов в организации.

8. Организации командного взаимодействия для решения управленческих задач, связанных с производственными процессами в организации.

Обладать следующими компетенциями:

v способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

v знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

v способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

v готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

v способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

v способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

v способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

v владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

v способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

v владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

v готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21)

v знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

v знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23).

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи. Дисциплина «Производственный менеджмент» входит в перечень дисциплин профессионального цикла и изучается студентами направления подготовки «менеджмент» на 4 курсе в течение одного семестра. Успешное освоение дисциплины базируется на таких ранее изученных курсах, как «Экономическая теория», «Теория организаций», «Антикризисное управление», «Статистика», «Основы менеджмента», «Экономика и организация производства» и т.д.

1.4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «» (110 часов) на 2013 – 2014 уч. год для студентов потока БкМ-400

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
VIII семестр
Тема 1«Введение в производственный менеджмент» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 3 часа (0,08 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ)
Тема 2 «Основы производственного процесса на предприятии» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 3 «Организационно-правовые формы предприятий» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 3 часа (0,08 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ)
Тема 4 «Организационная структура производства» 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 10 часов (0,28 У ЗЕТ)
Тема 5«Промышленная продукция предприятия» 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 5 часов (0,14 У ЗЕТ) 10 часов (0,28 У ЗЕТ)
Тема 6«Управление качеством производимой продукции» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 7«Издержки и затраты» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 3 часа (0,08 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ)
Тема 8«Внеоборотные активы в производственном процессе организации» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 9«Материальные ресурсы в производственной деятельности» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 3 часа (0,08 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ)
Тема 10«Трудовые ресурсы в производственном процессе» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 11«Нормирование и оплата труда в организации» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 3 часа (0,08 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ)
Тема 12«Финансовые ресурсы организации» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 13«Планирование производства» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 3 часа (0,08 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ)
Тема 14«Инвестиции как источник финансирования производственной деятельности предприятия» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 15«Инновационное развитие предприятия» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 1 час (0,03 У ЗЕТ) 3 часа (0,08 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ)
Итого: 34 часа (0,94 У ЗЕТ) 22 часа (0,61 У ЗЕТ) 54 (1,5 У ЗЕТ) 110 (3,05 У ЗЕТ)
               

1.5 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Наши рекомендации