Генератор идей: инструкция пользователя
Электронное приложение к деловой игре «Генератор Идей» разработано в рамках тестирования авторской Методики Генерации Идей (® All right reserved Салов А.Н.).
Суть заключается в том, чтобы автоматически комбинировать параметры задачи для выработки новых идей, где параметры – это различные факторы, характеристики, переменные и составляющие.
Нередко, лучшие идеи приходят в результате удачного стечения различных обстоятельств.
Работайте с Генератором Идей ежедневно!
Как работать с Генератором Идей:
1. Сформулируйте задачу.
2. Выделите параметры задачи (Будет ли задача существовать, если откинуть этот параметр или этот?).
3. Под каждым параметром напишите список вариаций.
4. Когда Генератор Идей будет готов, начинайте комбинировать.
Чем больше параметров и вариаций, тем сложнее получается Генератор Идей.
В данном случае предлагается Генератор, рассчитанный на 4 параметра и 5 вариаций.
Не забывайте!
Всегда можно отказаться от автоматического комбинирования и попробовать это сделать самому! Для автоматизации процесса используйте авторский программный продукт.
Можете попробовать применить Генератор Идей к классическому правилу четырёх P.
В результате работы с Генератором Идей может появиться новая, яркая идея, бизнес-проект, новый продукт или услуга.
Получение результатов напрямую зависит не только от параметров и вариаций, заложенных в таблицу, но и творческо-умственных способностей пользователя.
Работа с Генератором Идей
1. Сформулируйте задачу: ___________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Заполните поля таблицы наиболее важными параметрами, свойствами и пр.
3. Далее комбинируйте переменные, пока Вас не озарит гениальная идея!
Итак, что будем придумывать?
Параметры продукта, бизнеса, магазина, идеи: | ||||
Вариации: свойства и прочие характеристики по каждому параметру: | ||||
Результат комбинации здесь |
Использование результатов:
1. Проведение анализа полученной комбинации с позиции сильных и слабых сторон, возможностей и угроз рынка.
2. Возможность протестировать идею по предложенным матрицам.
Работа с Генератором Идей (кейс)
Пример создания идеи нового продукта: Новая корзина для белья
Параметры | Материал | Формы | Поверхность | Месторасположение |
Вариации | плетёная | квадратная | натуральная | на полу |
пластиковая | цилиндрическая | крашеная | на потолке | |
бумажная | прямоугольная | липкая | на стене | |
металлическая | шестиугольная | светящаяся | под раковиной | |
сетчатая | кубическая | мягкая | на двери |
Выберите сочетание, которое Вам понравилось!
Итак, Ваш Новый Продукт готов – сегодня это: ______________
КЕЙСЫ
Кейс № 1
Мегатренды: самый надежный способ предугадать будущее –
понять настоящее
Мегатренды – это «основные направления движения, которые определяют облик и суть» изменяющегося общества.
Вдумчивый анализ мегатрендов может принести ощутимый стратегический выигрыш. Компания Nokia известна как лидер телекоммуникационной отрасли. Однако только специалисты по корпоративной истории знают, что этой финской компании более 140 лет и что телекоммуникациями она стала заниматься сравнительно недавно (если принимать во внимание почтенный возраст фирмы) – в 1988 году. В конце 1980-х Nokia представляла собой многоотраслевой холдинг, который работал в нескольких секторах бизнеса, включая традиционное для Финляндии производство бумаги, а также производство резины, химикатов, кабелей, электрооборудования, строительных материалов и проч. Однако в начале 1990-х все эти направления в Nokia сочли бесперспективными. Действительно, зачем производить резину и химикаты в Финляндии, если их могут производить в Китае и Индии? (Мегатренд – деиндустриализация Европы, перенос производственных мощностей в Юго-Восточную Азию.) Зачем производить бумагу (на бумагу приходилось свыше 30% оборота компании), когда ее могут производить другие финские фирмы? (Мегатренд – изменения в организации труда, сокращение «бумажной работы» и как следствие — сокращение потребления бумаги.) В 1992 году в Nokia прогнозировали, что к 1999 году будет продано свыше 50 миллионов мобильных телефонов. (Мегатренд – бурное развитие телекоммуникационной отрасли.) Следовательно, бизнес, связанный с мобильными телефонами, казался самым перспективным. Это был бизнес, ориентированный в будущее. Менеджмент Nokia решил отказаться от других направлений деятельности и сконцентрироваться исключительно на мобильных телефонах и телекоммуникациях. Справедливости ради следует отметить, что это решение было принято под давлением финансовых трудностей, с которыми столкнулась компания. В любом случае решение было верным: к 1999 году в мире продано около 250 миллионов мобильных телефонов, то есть в 5 раз больше, чем прогнозировалось в начале 1990-х.
Популяризатором термина «мегатренд» был Джон Нейсбит, опубликовавший в 1982 году книгу, которая так и называлась «Мегатренды», где были проанализированы 10 мегатрендов, которые должны были, по его мнению, определить облик и суть «нового общества». Наблюдения Нейсбита оказались верными, и описанные им мегатренды определили развитие американского общества на два десятилетия вперед. Некоторые мегатренды за это время были вытеснены другими, некоторые сошли на нет.
По иронии «Мегатренды» были опубликованы на русском языке спустя 21 год после их публикации в США. В конце концов, не так интересны сами прогнозы, сколько метод прогнозирования, не так ли?
Задание
1. Разработайте 10 мегатрендов для территории Дальневосточного региона.
Кейс № 2
Неравная борьба за чистое небо и дешевый бензин
Данное изобретение, как и всякое новшество, имеет своих защитников и противников. Мы не берем на себя смелость выносить окончательный вердикт, а только хотим привлечь внимание специалистов и инвесторов к интересным разработкам наших соотечественников.
История «ЭКОМАГ»
В 2000 году инженером Юрием Голиковым было запатентовано изобретение – Устройство для магнитной обработки жидкотекучих сред. Принцип его действия основывается на особенностях воздействия магнитных полей на пропускаемую сквозь них жидкость.
На основе этого изобретения Голиковым было разработано несколько изделий различного назначения: фильтр-активизатор бензина «ЭКОМАГ», фильтр-активизатор питьевой вод «ОАЗИС», фильтр-активизатор моторного масла «МАГНИТ-ЮГ» и приспособление для автомобилей – глушитель Голикова. Принцип действия всех устройств одинаков: жидкость проходит через систему постоянных магнитов с-образной формы, выстроенных и ориентированных определенным образом по отношению друг к другу. Аналогичные устройства уже были запатентованы, однако от изобретения Юрия Голикова их отличал ряд недостатков, таких, как: слабое перемешивание потока жидкости, сложная сборка и закрепление в корпусе магнитов и некоторые другие.
Первое устройство Голикова, предназначенное для активизации автомобильного топлива, прошло испытания в главном научном центре российского автомобилестроения (НАМИ) в 2002 году. Результат показал, что без какого-либо вреда устройству автомобиля прибор значительно улучшает экологические показатели и позволяет экономить топливо. Но эксперты НАМИ указали и на некоторые недоработки. После их устранения в 2005 году НАМИ успешно прошла испытания седьмая модель активизатора топлива – «ЭКОМАГ-7». Изобретатель продолжал усовершенствовать свое устройство.
В настоящее время им создана более совершенная, десятая модель «ЭКОМАГ-10». Однако, несмотря на положительные результаты испытаний, внедрить полезное для автомобилистов и окружающей среды изобретение в серийное производство пока никак не удается.
Эффект «ЭКОМАГ»
Фильтр-активизатор топлива «ЭКОМАГ» устанавливается в автомобиль или любое другое транспортное средство – мотоцикл, трактор, небольшой самолет или лодку, комбайн, снегоход и так далее – перед карбюратором или за топливным насосом. Использование «ЭКОМАГ» позволяет без угрозы детонации смешивать разные марки бензина, а также применять бензин с более низким октановым числом, чем предусмотрено в инструкции по эксплуатации транспортного средства, благодаря более полному сгоранию уменьшаются смольность, коксообразование, не образуется нагар на днище поршней и свечах зажигания. Фильтр предотвращает износ жиклеров, форсунок, поршневых колец, стенок цилиндров. С помощью «ЭКОМАГ» можно обрабатывать не только бензин, аналогичное воздействие он оказывает и на дизельное топливо, газ, спиртосодержащие жидкости.
Что внутри и как работает?
В основе конструкции «ЭКОМАГ» использованы явления магнетизма и его влияния на жидкие вещества. Топливо, проходя через устройство, повергается воздействию магнитного поля. При этом оно в первую очередь очищается от содержащихся в нем магнитящихся металлических частиц, оседающих на магните (это понятно каждому ребенку). Дать точное объяснение более сложным процессам, которые происходят в топливе в результате воздействия на него магнитных полей, сможет не каждый физик – процессы эти мало изучены. По теории (созданной самим изобретателем) под воздействием магнитного поля при прохождении топлива через устройство происходит ослабление молекулярных связей и уменьшение молекулярного поверхностного натяжения компонентов (кластеров) углеводородного топлива, их разрыв, поляризация и линейное упорядочивание. В результате образуется более мелкодисперсная топливовоздушная смесь с более высоким коэффициентом сгорания, сниженным нагарообразованием и токсичностью, Понятно, что более эффективное сгорание топливовоздушной смеси повышает КП двигателя и снижает расход топлива. Можно оспаривать верность теоретических воззрений, но для нас более важен практический эффект: испытания ЭКОМАГ-7. В НАМИ подтвердили: использование этого устройства в автотранспортном средстве действительно позволяет снизить токсичность выхлопа и экономит топливо.
Для испытаний на роликовом стенде были выбраны отечественные автомобили Волга и УАЗ. Обе машины имели пробег около 50 тысяч километров. В результате испытаний было установлено, то использование устройства «ЭКОМАГ» приводит к снижению СО в выхлопе на 0,3%. Расход топлива уменьшается в среднем на 3,5%.
Последнюю модель устройства «ЭКОМАГ» Юрий Голиков испытывал сам. Двигатель а/м «Волга», оборудованный устройством, становится мощнее на 10–15%, от 10 до 40% уменьшается расход бензина. СО и СН снижаются на 70–80%, окислы азота – на 15–30, смольность — на 14, а гидросопротивление – более чем на 10%.
Дальше – тишина.
Почему наш главный эксперт в области автомобильной техники – НАМИ – при столь впечатляющих результатах испытаний не предпринял никаких действий для внедрения «ЭКОМАГ» в серийное производство, в конструкцию транспортных средств? В отчете о проведении испытаний удалось найти только одно объяснение: специалисты НАМИ, рекомендуя прибор для массового использования, тем не менее, предупреждают о малой изученности влияния магнитных полей на топливо. Если учесть, что испытания показали: применение «ЭКОМАГ» не ведет к ухудшению работы двигателей и эксплуатационных характеристик автомобилей, кажется странным говорить о возможных побочных явлениях. Это же, в конце концов, не лекарство.
Со своим изобретением автор обращался и в ГРИНПИС России, и в институт экологии, и в другие институты, и в мэрию г.Москва, и много куда еще. Из большинства инстанций он не получает вообще никакого ответа – ни положительного, ни отрицательного. Тишина. По мнению самого изобретателя, причина – во всесильности бензиновых королей, совсем не заинтересованных в том, чтобы мы экономно расходовали бензин. Нам бы не хотелось придерживаться столь радикальных мнений. Наиболее сильный эффект «ЭКОМАГ» обеспечивает именно по показателям снижения токсичности выхлопа, а экологические проблемы по-прежнему остаются на последнем месте у наших властей. На них не хватает ни времени, ни денег.
Может быть, найдется кто-нибудь, кто захочет вложить средства в чистое небо над головой россиян?
Задание
1. Оцените идею по матрице «Генератор Идей».
2. Что Вы можете порекомендовать автору и потенциальному инвестору?
Кейс № 3
Немедикаментозное средство
для лечения постинтоксикационного алкогольного синдрома
В начале 2000 г. в лаборатории токсикологии НИИ «12345» был создан безалкогольный напиток «Изумруд», обладающий способностью ослаблять выраженность основных проявлений постинтоксикационного алкогольного синдрома (ПАС) и предупреждать развитие постинтоксикационного поражения сердца.
Результаты испытаний показали, что напиток вызывал у части добровольцев и пациентов развитие диареи, тошноты и неприятные вкусовые ощущения. Проект предусматривает устранение этих недостатков, улучшение вкусовых качеств продукта, проведение испытаний на добровольцах и больных алкоголизмом, патентование разработки и передачу рецептуры напитка организации, заинтересованной в производстве и выведении продукта на рынок.
В ходе испытаний было установлено, что «Изумруд» достаточно быстро и полно редуцирует ряд симптомов абсистенции и ПАС. Неожиданно для авторов разработки была обнаружена способность напитка вызывать у человека, потребляющего продукт, сонливость. Последнее представляется достаточно важным, поскольку нарушение сна является фактором, провоцирующим развитие алкогольного делирия.
Состояние проблемы.
Учитывая размеры потребления алкоголя в России, преобладающее потребление крепких алкогольных напитков и «северный» стиль потребления, имеются основания утверждать, что не менее 50% взрослого населения страны периодически пребывает в состоянии острой алкогольной интоксикации и затем испытывает связанное с ней похмельное состояние или ПАС.
Для купирования ПАС используют, как правило, сильнодействующие лекарственные средства и разного рода инструментальные манипуляции (гемо- и энтеросорбция и др.), которые могут применяться только квалифицированным медицинским персоналом или проводиться под контролем врача. Средства, применяемые или рекомендуемые для лечения ПАС, используются обычно без контроля врача. Из лекарственных средств наибольшее распространение получили препараты «Алка-Зельтцер» и «Аспирин Упса», созданные на основе ацетилсалициловой кислоты.
Широко разрекламирован лекарственный препарат «Andrews Answer», который содержит ненаркотический анальгетик парацетамол, кофеин и аскорбиновую кислоту. Сведений об эффективности данной лекарственной смеси в доступной литературе не обнаружено. В некоторых странах Юго-Восточной Азии для облегчения ПАС используют сложные комбинации из растений. Недавно, на основе этих разработок, был создан коммерческий продукт под названием «Alcohol Detoxifung Tea DAWN 808» и началов его производство в США. Этот чай, согласно рекламным материалам, обладает способностью ускорять скорость элиминации алкоголя из крови, оказывает гепатопротекторное действие и облегчает ПАС. Возможности реализации указанного продукта в России ограничены из-за его высокой цены.
В России (г. Ярославль) разработано и выпускается малыми партиями средство для облегчения ПАС на основе левукозы. Сведения о продукте и его эффективности в научной литературе отсутствуют. К немедикаментозным средствам относятся традиционно используемые населением рассолы, компоты, соки, овощные супы (щи), мед с водой или чаем и молоко. Эти средства в той или иной мере способствуют нормализации водно-электролитного баланса, а некоторые (мед, соки, компоты) оказывают антикетогенное действие.
Результаты разработки.
Конечным продуктом данной работы будет являться рецептура безалкогольного напитка, который предназначен для облегчения ПАС, выхода из запоя, предупреждения постинтоксикационных нарушений сердечной деятельности и для использования в качестве вспомогательного средства для лечения алкогольной абсистенции. Напиток представляет собой пищевой продукт, применяемый в медицинских целях. Он состоит из высококачественного яблочного сока и специально подобранных пищевых добавок. Напиток содержит мало сахаров, но обладает высокой калорийностью за счет других компонентов. Он обладает антикетогенным, кардиозащитным, противоотечным, гепатопротекторным действием и способствует нормализации водно-электролитного баланса. Относительно низкая себестоимость напитка (около 30 рублей за 1 л.) позволяет надеяться, что он найдет своего потребителя на отечественном рынке (для сравнения, одна банка (200 мл) предлагается в розничной продаже в США по цене, превышающей 2 доллара США). Эффективность всех прочих медикаментозных и немедикаментозных средств представляется сомнительной.
Возможными потребителями продукции являются:
– здоровые люди, периодически переживающие в силу обстоятельств ПАС;
– здоровые люди, испытывающие после употребления алкоголя нарушения сердечной деятельности в виде аритмий и сердечной недостаточности;
– больные алкоголизмом, предпринимающие попытки самостоятельно выйти из состояния запоя;
– больные алкоголизмом в состоянии алкогольной абсистенции.
Сертификация.
Разработка промышленной технологии производства напитка с учетом изменения его рецептуры (ТУ, ТИ), производство опытно-промышленной партии напитка и его сертификация в данной работе не планируются из-за отсутствия у авторов разработки и коллектива исполнителей возможностей для проведения такой работы и практического опыта. Предполагается, что указанный этап будет осуществлять организация-производитель.
Коммерциализация результатов разработки.
Коммерциализация результатов разработки будет осуществляться путем предоставления патентной лицензии организации, заинтересованной в производстве и выведении продукта на рынок. Возможно также предоставление беспатентной лицензии на ноу-хау (изменения, внесенные в запатентованную ранее рецептуру напитка на основе данной НИР).
На сегодняшний день имеются две организации, ожидающие результаты разработки и готовые осуществить деятельность по разработке технологии производства, сертификации, организации производства и продвижению напитка на рынок.
Задание
1. Оцените идею по матрице «Генератор Идей».
2. Что Вы можете порекомендовать автору и потенциальному инвестору?
Кейс № 4
Чайный пакетик – неплохо для столетней истории!
Существует целая теория, помогающая решать изобретательские задачи. По ней, чтобы совершить открытие, необходимо отказаться от самого привычного, самого незыблемого в облике старой вещи, принципа, продукта. Именно так ровно 100 лет назад был изобретен чай в пакетиках.
Чай всегда доставлялся клиентам в металлических банках, какие мы можем и сейчас встретить на прилавках магазинов. Такая упаковка защищает чай от солнца, влаги, воздуха. Но вот в 1904 году нью-йоркский коммерсант Томас Салливан упаковывает свой товар в шелковые мешочки... А его клиенты, смущенные принципиально новой упаковкой, опускают ее в чашку, даже не открывая… И чай заваривается!
Уже через 15 лет чай в пакетиках производится на фабриках и продается в магазинах. Но на этом история изобретения не заканчивается, а только начинается. Изменения еще коснутся и формы, и материала самого пакетика.
На смену дорогому шелку надолго приходит марля. Однако она придает чаю неприятный привкус, поэтому ведутся работы над изобретением совершенно нового материала для пакетиков. В конце концов, им становится специальная бумага, изобретенная инженером американской бумажной фабрики – Осборном. Она изготавливается сначала на основе манильской конопли, а позже – вискозы, обладает пористой структурой, прекрасно пропускающей воду, и одновременно не теряет прочности.
Кроме того, меняется и способ упаковки пакетиков – если раньше их сшивали нитью, то с изобретением специальной тонкой бумаги стали применять горячее прессование.
Не стоит думать, что изобретение чайных пакетиков на этом полностью завершилось. Ведь по теории необходимо ставить под сомнение самое привычное. Кто сказал, что пакетик должен быть прямоугольным или квадратным? Чай «Беседа», например, производится в круглых пакетиках. Кто сказал, что чайный пакетик – это один бумажный мешочек с чаем? Чай «Голд Бонд», например, производится в двухкамерных пакетиках, что позволяет ему лучше завариваться за счет большего пространства для движения чаинок внутри пакетика.
Чай в пакетиках вообще отличается более крепким и насыщенным вкусом, чем обычный листовой чай. Этот факт породил опасение, что в пакетиках содержится не натуральный чай или просто мелкая чайная пыль, обеспечивающая быстрое заваривание и интенсивный цвет.
На самом деле единственное отличие пакетированного чая от листового – это степень измельченности листа. В чайные пакетики расфасовывается особый вид чая, именуемый fanning’s. Он мельче по размеру, чем традиционный листовой чай, используемый для заваривания в чайнике. Меньший размер листа позволяет быстрее заваривать чай благодаря большей поверхности, которая соприкасается с водой и придает чаю более крепкий и терпкий вкус и насыщенный цвет.
Сейчас в мире производятся миллиарды пакетиков в год! 77% чая, выпиваемого в Европе, – именно пакетированный. Чайный пакетик успел побывать в Книге рекордов Гиннесса, правда, – в виде коллекции чайных этикеток Феликса Роттера, насчитывающей почти 6000 экземпляров.
Неплохо для столетней истории! Но главное – чайный пакетик продолжает радовать любителей чая, привыкших наслаждаться его крепким и бодрящим вкусом. Чрезвычайно быстро и просто, совершенно не владея сложным искусством чайной церемонии, вы можете напоить всю семью прекрасным чаем, подарить ей уют и тепло всеми любимого напитка.
Задание
1. С помощью метода «Генератор Идей» разработайте новую идею для чайного пакетика: новый вид, способ использования, материал и т.п.
2. Существует ли у Вашей идеи рыночные перспективы? Оцените их по матрице «Генератор Идей».
Кейс № 5
Консервы старые, технологии новые
Ровно 200 лет назад было сделано изобретение, в корне изменившее представление человечества о возможностях хранения продуктов и значительно упростившее жизнь профессиональным поварам и обычным домохозяйкам всего мира. Речь идет об изобретении консервов. До этого на протяжении долгих тысячелетий с сохранением продуктов были серьезные проблемы. Где-то, где климат позволял, пищу можно было заморозить. Но такая возможность существовала далеко не у всех жителей Земли. Выкручивались, как могли. Пищу клали в масло, ее сушили, вялили, в Древнем Египте научились сохранять продукты при помощи меда. Но все эти методы были далеки от идеальных.
В конце XVIII века в революционной Франции был объявлен конкурс на лучший способ хранения продуктов. Выиграл его парижский повар Николя Франсуа Аппер, предложивший хранить готовые блюда в герметичных емкостях. История повествует о том, что Аппер обнаружил, по его мнению, любопытный факт: прокипяченные, плотно закрытые бутылки с соком долго не портятся. Изобретение было тут же поставлено на поток для постоянно воевавшей наполеоновской армии. Только представьте себе: в 1812 на привале где-нибудь под Смоленском французский солдат открывал банку и обедал густым бульоном консоме или похлебкой из овощей, а на десерт – клубничным пюре. Аппер был награжден за свое изобретение государственной премией и званием «Благодетель человечества». Позже этот предприимчивый господин открыл на одной из улочек Парижа магазин «Разная снедь в бутылках и коробках», где продавал изготовленные припасы в запаянных и герметично закрытых бутылках. При магазине действовала небольшая фабрика по производству консервированных продуктов. Позже Аппер, уже будучи «Благодетелем человечества», написал книгу «Искусство консервирования растительных и животных субстанций на долголетний период».
Хотя пальма первенства в мясном консервировании принадлежит талантливому французу, «до ума» этот метод сохранения продуктов довел другой человек – англичанин Питер Дюран. Он придумал и запатентовал жестяные банки, более удобные, чем стеклянная тара. Впрочем, мировым центром консервной промышленности очень быстро стала не Франция и не Англия, а Америка. В Балтиморе стали выпускать разнообразные станки для автоматизированного изготовления жестяных банок. Именно здесь банки для консервов приняли тот вид, какой известен теперь каждому из нас.
В России о французском изобретении, конечно же, знали. В 1821 году питерская и московская публика живо обсуждала сообщение журнала «Русский архив» о том, как черепаховый суп, разлитый в удивительные жестяные банки, был доставлен из Ост-Индии в лондонские магазины. Несмотря на такую осведомленность россиян, первый консервный завод появился в России в 1870 году. Основным заказчиком, понятное дело, была армия. В Петербурге выпускали пять видов консервов: жареную говядину (или баранину), рагу, кашу, мясо с горохом и гороховую похлебку.
Отмечая 200-летний юбилей изобретения, японское консервное общество на днях выпустило эксклюзивную партию консервов, которые, как утверждается, в точности повторяют то, что ели наполеоновские солдаты. Японские специалисты изготовили пять видов консервов по рецептам Аппера. В частности, японцы повторили солдатское консоме, похлебку из овощей, суп из отварной говядины пот-о-фе, меланж из фасоли с шампиньонами и клубничный десерт. Эти консервы были торжественно вскрыты и продегустированы в токийской штаб-квартире консервного общества.
Задание
1. С помощью метода «Генератор Идей» разработайте новую идею для консервации: новый вид, способ использования, материал и т.п.
2. Существует ли у Вашей идеи рыночные перспективы? Оцените их по матрице «Генератор Идей».
Кейс № 6
Новая жизнь скрепки
Историкам известно, что булавкой для скрепления различных материалов наши предки пользовались еще в бронзовом веке. Это было примерно за тысячу лет до нашей эры. Почему же скрепка появилась только 100 лет назад?
Трудно себе представить, что такая элементарная конструкция не могла прийти людям на ум раньше. Конечно, могла. Только особой необходимости в скрепке не было. До ее изобретения педантичные канцелярские работники связывали бумаги стопками или рулонами с помощью лент или просто прошивали нитками. В верхнем левом углу каждого листа делалась прорезь для ленточки. Однако на то, чтобы изъять из такой связки один-единственный, внезапно понадобившийся документ, тратилось немало времени. Поэтому в середине XIX в. для облегчения процесса поиска бумаги стали скалывать за уголки портняжными булавками. Но, увы, снова неудача. Документы от булавок рвались и портились. Попробовали делать то же самое жестяной пластинкой, которая соединяла листки за угол. Ее предложил в 1895г. немец Ф. Хессенбрух. Но и это приспособление тоже не стало популярным. Бурное развитие хозяйственных отраслей в XIX веке привело к резкому росту объема делопроизводства. Бюрократические заведения стали плодиться с невероятной скоростью. Срочно требовался простой и безопасный скрепляющий инструмент. Хоть как-то упорядочить груды деловых бумаг – вот что стало первоочередной задачей.
В 1887 г. житель Филадельфии Этельберт Мидлтон придумал стальную проволоку. Это был идеальный материал, который и держал крепко, и не цеплял намертво. Несмотря на то, что сделал он это в более масштабных целях, проволока нашла себе место и в канцелярии, причем весьма заметное. До изобретения скрепки оставалось 12 лет. Мысль согнуть проволоку в несколько раз и попробовать скрепить полученным приспособлением несколько бумаг пришла в голову сразу трем людям. Но только один человек вошел в историю как изобретатель скрепки – это норвежский математик Иоганн Валер. Уроженец города Аурскога был с юности известен своим новаторством: на его счету ученые степени в электронике, естественных науках и математике. В 1899 г. он сделал эскизы своего главного изобретения – «палеоскрепки» – и в 1901 г. получил на него патент. Только за ним ему пришлось ехать в Германию, потому что в Норвегии не было соответствующего закона. К тому моменту уже было зарегистрировано несколько похожих изобретений. Уиллиам Мидлбрук из Уотербери, штат Коннектикут, запатентовал свой дизайн скрепки в 1899 г. Корнелиус Броснан из Спрингфилда, штат Массачусетс, запатентовал свою Konaclip в 1900 г. Но конструкция скрепки Валера оказалась самой удачной. Она была очень похожа на современную, отличаясь от нее лишь числом коленцев. Почти сразу Валер продал патент торговцу канцелярскими принадлежностями, а в 1900 г. компания Gem Manufacturing начала массовое производство скрепок.
Как ни хороша была изобретенная Валером скрепка, у нее было два недостатка: во-первых, она мяла бумагу, потому что давила на нее на слишком маленьком участке, во-вторых, очень быстро ломалась. Первый недостаток быстро устранили, придумав делать проволоку в виде различных ажурных узоров, чтобы распределить нагрузку по большей площади, а чтобы скрепка не ломалась, к ее концам приварили специальные дужки, как говорится, нет предела совершенству. Этого принципа придерживались и продолжатели дела Валера. Среди них простая гражданка Германии Э. Либинг. В 1902 г. она предложила около десяти вариантов скрепки. Один из них – скрепка со множеством красивых завитушек – пришелся по вкусу фирме Stral, которая начала его производство. Со временем усовершенствования скрепки только набирали обороты. Так появились хромированные, гофрированные, гладкие, цветные с виниловым покрытием пластмассовые, треугольные, круглые, квадратные скрепки.
В 1999 г. скрепка справила свой столетний юбилей. С момента создания она практически не изменилась. Предлагались лишь разнообразные модели, однако до наших дней дожили четыре основные. Во первых Gem (Джем), – это самая привычная форма скрепки. Именно ее можно обнаружить среди канцелярских принадлежностей в большинстве офисов. Скрепку назвали в честь британской компании Gem Manufacturing Ltd в 1900 г. впервые запустившей ее массовое производство. Вторая форма скрепки – Ideal (Идеал) – была специально разработана для скрепления большого числа бумаг. Скрепка Сова получила свое название за очертания, напоминающие два круглых глаза. У скрепки Non-Skid (Нескользящая) сделаны специальные надрезы по бокам.
В России дело с производством скрепок на протяжении многих лет обстояло весьма плачевно. До революции отечественная промышленность, выпускающая канцелярские изделия, вообще отсутствовала Все необходимое для бумажной работы приходилось ввозить из-за границы. Только в 1925 г. было организовано государственное унитарное предприятие «Союз» – первое в России по выпуску школьно-письменных принадлежностей и канцелярских изделий. Тогда же началось производство канцелярских скрепок и кнопок. До 1990-х гг. «Союз» был монополистом на канцелярском рынке. Сегодня ситуация кардинально изменилась, великое множество фирм предлагают свои товары. Пожалуй, сегодня нет более незаметной и более необходимой канцелярской принадлежности, чем скрепка.
Задание
1. С помощью метода «Генератор Идей» разработайте новую идею для скрепки: новый вид, способ использования, материал и т.п.
2. Существует ли у Вашей идеи рыночные перспективы? Оцените их по матрице «Генератор Идей».
Кейс № 7
Новый взгляд на средства личной гигиены
Что бы делало человечество без гениев-изобретателей? Излишне говорить, что обществу нужно созреть, дорасти до появления любого новшества, и эта зрелость должна быть не только технической, но и потребительской – мир должен ощутить потребность в изобретении, осознать проблему, решению которой оно будет способствовать. Второе условие подчас оказывается важнее первого.
В середине прошлого (ХХ) века общество «доросло» до одноразовых подгузников. И обрел их мир вовсе не по воле случая, а в результате целенаправленных усилий некоего Виктора Миллза – инженера-химика, работавшего в одной из известных американских компаний штатным инженером. Выбрав в качестве поля профессиональной деятельности средства личной гигиены, Миллз осчастливил сначала соотечественников-американцев, а потом и все человечество зубной пастой и стиральным порошком (а часто ли мы, неблагодарные, поминаем добрым словом своего благодетеля?!), но звездным часом его карьеры неожиданно оказались преклонные годы. Лишь став дедушкой, неугомонный изобретатель обратил внимание на мучения молодых мамаш, без конца меняющих и стирающих детские подгузники: заботы жены, растившей их детей, видимо, оставляли Миллза безучастным, а вот увидев, как бьется над кучами грязных пеленок подарившая ему внука любимая дочь, инженер решил срочно исправить ситуацию.
Первое дело в решении любой проблемы – правильно сформулировать задачу. Сначала Миллз решил, что нужно сделать такую прокладку, которая обладала бы большой впитывающей способностью и могла бы поглощать объем жидкости, во много раз превышающий ее собственный. Такую прокладку можно было бы вкладывать в детские трусики и менять через несколько часов.
Потом оказалось, что этого мало: какое-то количество жидкости все равно попадало на трусики (ползунки, штанишки, пеленки и т.д.), и их приходилось менять, кроме того, – эта проблема была гораздо важнее, – от контакта страдает не только одежда, но и кожа малыша – и тут уж никакой стиральный порошок не поможет! Можно было приняться за изобретение детских кремов и присыпок, но Миллз пошел по другому пути. Он усложнил стоящую перед изобретателем задачу и ввел в нее ряд дополнительных условий: нужно было не только обеспечить сбор выделяющейся жидкости, но и исключить контакт влажной гигроскопичной прокладки: с одной стороны – с одеждой, с другой – с кожей. Так возникла трехчастная структура подгузника: 1) внутренний слой, пропускающий влагу лишь в одном направлении; 2) впитывающий влагу наполнитель; 3) водонепроницаемый внешний слой, препятствующий попаданию жидкости на одежду.
Все остальное, собственно, было делом техники. Общая схема осталась неизменной, улучшалось лишь ее исполнение. За сорок лет непрерывного совершенствования изделия твердый пластик внешнего слоя сменился эластичной воздухопроницаемой тканью; наполнитель теперь не просто удерживает влагу, но превращает ее в гель; с появлением новых материалов внутренний слой подгузников остается сухим даже под большим давлением и т.п. Меняется дизайн подгузников, вместо булавок они теперь застегиваются на удобные многоразовые «липучки», в результате совершенствования технологии снижается и цена…
Миллионы родителей привыкли к этой важной детали младенческого туалета и уже не мыслят без нее свою жизнь, и, соответственно, тратят миллионы, приобретая эти средства. Итак, одноразовые подгузники перестали быть экзотикой и прочно вошли в наш быт. Какое изобретение в этой области на очереди?
Задание:
1. Сформулируйте идею в области личной гигиены на основе метода «Генератор Идей».
2. Существует ли у Вашей идеи рыночные перспективы? Оцените их по матрице «Генератор Идей».
Кейс № 8
Мобильная связь – дань со<