Случай абсолютного преимущества
Какая либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Проф. Чепурин М.Н. с соавторами предлагает рассмотреть условный пример: две страны (позволим себе обозначить их как Монголия и Россия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Монголия на единицу затрат может производить 50 т зерна или 25 т сахара, а Россия при аналогичных затратах – 40 т зерна или 100 т. сахара (слайд 5а, 5б). В этом случае максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы линиями производственных возможностей (для упрощения анализа проф. Чепурин М.Н. с соавторами временно предполагают, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые).
В данном примере Монголия обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Монголии можно произвести больше зерна), а Бразилия - по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (особенно в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, то есть обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяется относительными издержками их производства. В описываемом выше примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Монголии и 1 т зерна = 2,5 т сахара в России.
Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в данном примере производитель зерна в Монголии при реализации его на внутреннем рынке может в обмен получить только 0, 5 т сахара, а в России этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот условный пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношения издержек производства. Монголии будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а России будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.
Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого – либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране - экспортере, и ниже, чем в стране – импортере. Для приведенного примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах: 0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 сахара. Предположим, что цена на мировом рынке установится на уровне 1т сахара = 1 т зерна. Максимальные объемы потребления сахара и зерна теперь будут определяться линиями торговых возможностей, наклон которых определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:
1. изменением структуры потребления
2. специализацией производства
В первом случае сложившаяся в странах структура производства не меняется, но в результате внешней торговли меняется структура потребления. Пусть, например, структура производства в Монголии определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей, а в России - точкой В (слайд 5а, 5б). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара. Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на слайде 5а и из точки В на слайде 5б)
Во втором случае, когда уже меняется структура производства и происходит специализация на производстве того товара, по которому страна обладает преимуществом, обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна и сахара (например точка АI для Аргентины и точка ВI для Бразилии). Это можно рассмотреть на цифровом примере: