Рынок совершенной конкуренции
Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции (совершенно конкурентный рынок - СКР), характерными чертами которого являются:
– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
– предлагаемая ими продукция является однородной;
– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения и определяет горизонтальную кривую спроса для каждой отдельной фирмы.
Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке абсолютно эластична и совпадает с кривыми среднего и предельного дохода
Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль
Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства (т.к. цена совпадает с MR)
1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль (рис. А)
2. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. В).
3. Если Р=МС<AVC min, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. Г).
4. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. Б); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.
Рис. А) Максимизация прибыли Рис. Б) Равновесие фирмы в длительном периоде
Рис. В. Минимизация издержек Рис.Г. Выход фирмы из отрасли в короткий
период
Выводы:
Условия прекращения деятельности:
В условиях, когда текущая рыночная цена не приносит в краткосрочном периоде положительной экономической прибыли, фирма становится перед выбором:
- либо продолжать убыточное производство,
- либо временно приостановить свое производство, но понести убытки в размере постоянных издержек (FC) производства.
Решение по данному вопросу фирма принимает исходя из соотношения своих средних переменных издержек (AVC) и рыночной цены.
1. Когда фирма принимает решение о закрытии, то ее совокупные доходы (ТR) падают до нуля, а возникающие убытки становятся равными ее совокупным постоянным издержкам. Поэтому до тех пор, пока цена больше средних переменных издержек
P>АVС,
фирме следует продолжать производство. В этом случае получаемый доход позволит покрыть все переменные и хотя бы часть постоянных издержек, т.е. убытки будут меньше, чем при закрытии.
2. Если цена равна средним переменным издержкам
P=AVC,
то с точки зрения минимизации убытков фирме безразлично, продолжать или прекращать свое производство. Однако, скорее всего фирма будет продолжать свою деятельность, чтобы не потерять своих покупателей и сохранить рабочие места служащих. При этом ее убытки будут не выше, чем при закрытии.
3. Если цены меньше средних переменных издержек
P<АVС,
то фирме следует прекратить свою деятельность. В этом случае ей удастся избежать ненужных потерь.
Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.
Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня | Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня |
Треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.