Рынок совершенной конкуренции

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции (совершенно конкурентный рынок - СКР), характерными чертами которого являются:

– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения и определяет горизонтальную кривую спроса для каждой отдельной фирмы.

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке абсолютно эластична и совпадает с кривыми среднего и предельного дохода

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства (т.к. цена совпадает с MR)

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль (рис. А)

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

2. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. В).

3. Если Р=МС<AVC min, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. Г).

4. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии Рынок совершенной конкуренции - student2.ru (рис. Б); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

Рис. А) Максимизация прибыли Рис. Б) Равновесие фирмы в длительном периоде

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

Рис. В. Минимизация издержек Рис.Г. Выход фирмы из отрасли в короткий

период

Выводы:

Условия прекращения деятельности:

В условиях, когда текущая рыночная цена не приносит в краткосрочном периоде положительной экономической прибыли, фирма становится перед выбором:

- либо продолжать убыточное производство,

- либо временно приостановить свое производство, но понести убытки в размере постоянных издержек (FC) производства.

Решение по данному вопросу фирма принимает исходя из соотношения своих средних переменных издержек (AVC) и рыночной цены.

1. Когда фирма принимает решение о закрытии, то ее совокупные доходы (ТR) падают до нуля, а возникающие убытки становятся равными ее совокупным постоянным издержкам. Поэтому до тех пор, пока цена больше средних переменных издержек

P>АVС,

фирме следует продолжать производство. В этом случае получаемый доход позволит покрыть все переменные и хотя бы часть постоянных издержек, т.е. убытки будут меньше, чем при закрытии.

2. Если цена равна средним переменным издержкам

P=AVC,

то с точки зрения минимизации убытков фирме безразлично, продолжать или прекращать свое производство. Однако, скорее всего фирма будет продолжать свою деятельность, чтобы не потерять своих покупателей и сохранить рабочие места служащих. При этом ее убытки будут не выше, чем при закрытии.

3. Если цены меньше средних переменных издержек

P<АVС,

то фирме следует прекратить свою деятельность. В этом случае ей удастся избежать ненужных потерь.

Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

Рынок совершенной конкуренции - student2.ru

Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня

Треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

Наши рекомендации