Понятие конкуренции, ее виды
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
Количество фирм(хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
Свободавхождения предприятия на рынок и выхода из него;
Дифференциация товаров(придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
Всех экономических субъектов на микроуровне согласно их функциям можно подразделить на две группы: покупателей и продавцов. Большинство лиц и фирм одновременно выступают на рынке в роли продавцов и покупателей. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в конечном счете к возможности обмена.
Структура рынка – это внутренне строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме.
Основой, определяющей структуру рынка, является:
- многообразие форм собственности;
- конкуренция;
- свободное ценообразование.
По степени ограничения конкуренции различают:
· конкурентные;
· неконкурентные рынки.
Конкурентные | Неконкурентные | |||
Признаки | Чистая конкуренция | Монопольная конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
1. 1. Число фирм | много | несколько (25-70) | 3-4 | |
2. 2. Тип продукта | идентичный | дифференцированный | все | Уникальный товар не имеющий близких заменителей |
3. Контроль над ценой | Нет | не значительный | значительный | полный |
4. Условия входа в отрасль | полностью свободный | ограниченный | крайне ограниченный | практически невозможно |
Пример | с/х продукция | Легкая промышленность | наукоемкое производство | Военная промышленность |
Экономика, построенная по рыночным законам, выполняет функции:
- интеграционную, обеспечивая взаимосвязь производства и потребления;
- информационную, сообщая через механизм движения цен производителям о том, в чем нуждается общество, а потребителям – как рационально израсходовать свой доход;
- стимулирующую, т.к. конкуренция требует активного использования достижений НТП;
- регулирующую, поскольку движение цен на товары и услуги обуславливает изменение объемов производства, перемещение факторов производства из отрасли в отрасль, с предприятия на предприятие;
- распределяет и перераспределяет доходы, преодолевая их дифференциацию;
- санирующую, т.е. без вмешательства государства устраняя все, что неконкурентоспособно.
Классификация рыночного соперничества
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Совершенная конкуренция является условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.
Несовершенно конкурентные рынки, их типы и характеристика