Тема лекции 10. Логистическая организация обеспечивающих производственных процессов.
Организация транспортного хозяйства предприятия. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства. Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспорта и потребного количества транспортных средств. Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства. Организация складского хозяйства предприятия. Задачи и структура складского хозяйства. Организация складских операций. Расчет потребности предприятия в площадях под складские помещения. Особенности организации автоматизированных складов.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обуславливается не только эффективностью подготовки и организации основного производства, но и высоким уровнем его технической подготовки, включающей рациональную организацию:
· всех видов технического обслуживания и ремонта оборудования;
· транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, складирования грузов внутри цехов и между ними, доставку их на предприятие, отправку готовых изделий и отходов;
· работ по обеспечению основных и вспомогательных цехов, участков, служб и других подразделений предприятия топливом и электроэнергией, паром, водой, газом и другими энергоносителями;
· ремонта и обслуживания зданий и сооружений, своевременной и качественной наладки оборудования на заданную точность выполнения работ (операций), ремонта и обслуживания электрооборудования, электросетей и электроустановок;
· изготовления, ремонта и эксплуатации инструмента и приспособлений;
· других работ и операций в зависимости от состава и объема, характера и структуры основного производства, типа и размера предприятия.
На предприятии для выполнения функций технического обслуживания создаются хозяйства, цехи и участки, прямо не участвующие в создании основной продукции, определяющей профиль предприятия, но содействующие функционированию основного производства. Для большинства промышленных предприятий характерна следующая структура построения системы технического обслуживания производства: ремонтные, энергетические и инструментальные хозяйства, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции, контроль ее качества.
На предприятиях машиностроения и металлообработки к системе технического обслуживания производства относят: ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и тарное хозяйства. Они выполняют значительный объем транспортно-переместительных, погрузочно-разгрузочных и складских работ. Из общего объема вспомогательных работ на организацию ремонта и техническое обслуживание основных видов машин и оборудования приходится свыше 30%, инструментальное обслуживание – 25%, энергетическое – 10%, транспортно-складское -25%, прочие работы – 10%.
Задачи транспортного хозяйства – осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.
Классификация транспортных средств предприятия приведена в таблице 10.1.
Таблица 10.1. Классификация транспортных средств предприятий
Признак | Характеристика |
Зона применения | Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами: • железными дорогами; • аэропортами; • речными и морскими портами и другими предприятиями. Внутризаводской транспорт (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами): • межцеховой; • внутрицеховой (для перемещения грузов между участками и рабочими местами); • межоперационный (для перемещения грузов между рабочими местами). |
Вид транспортного средства | Колесный транспорт: • железнодорожный; • автомобильный; • автомобильный; • электротранспорт. Транспортные конвейеры. Монорельсовые дороги. Трубопроводный транспорт. Пневмотранспорт. Роботы. |
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рисунке 10.1.
Рис. 10.1 Структура транспортной службы предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
• разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
• планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
• планирование ППР транспортных средств;
• планирование потребности в запчастях и их приобретения;
• оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
• обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
• организация осмотров и ремонта транспортных средств;
• организация безопасности движения;
• организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
• организация приобретения новых транспортных средств (ТС), их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот – это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток – количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
▪ видов перемещаемых грузов;
▪ пунктов отправления и доставки;
▪ расстояний между пунктами;
▪ объемов перемещаемых грузов;
▪ частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки – перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.
Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис.10.2).
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.
Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк – размер отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает размер внутренних грузопотоков.
Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
Цехи отправители | Сумма поступлений грузов в цех (итог граф) | |||||
Цехи получатели | ||||||
///// | - | - | - | - | ||
- | ///// | - | - | - | ||
- | - | ///// | - | - | ||
- | - | - | ///// | - | ||
- | - | - | - | ///// | ||
Сумма отправленных грузов из цеха (итог строк) | Грузооборот предприятия |
Рис.10.2 Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
• механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;
• применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
• внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
• специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
• организация контейнерных перевозок;
• внедрение автоматизированных систем управления транспортом.
Пример. Производственная программа цеха включает пять групп деталей, конструктивно и технологически схожих. Трудоемкость контроля по группам деталей:
№ | Программа выпуска деталей в месяц | Коэффициент выборочности контроля | Время на проверку одной детали, час |
0,1 | 0,07 | ||
0,2 | 0,08 | ||
0,4 | 0,06 | ||
0,3 | 0,1 | ||
0,2 | 0,09 |
Определить необходимое число контролеров для цеха, если:
число рабочих дней в месяце – 22;
длительность смены – 8 часов;
режим работ – односменный;
коэффициент использования рабочего времени контролеров – 0,9;
коэффициент дополнительного времени (на обход рабочих мест, оформление документации и т.д.) -0,3.
Решение:
В массовом и крупносерийном производстве численность контролеров (ЧРконтр) определяется по формуле:
ЧРконтр = N * t * Кв * Кдоп.вр. / Фд, где
N – программа выпуска изделий;
t – норма времени на контроль единицы продукции;
Кв – коэффициент выборочности контроля;
Кдоп.вр. – коэффициент, учитывающий дополнительное время (на обход рабочих мест, оформление документации и т.д.);
Фд – эффективный фонд времени одного контролера за период времени, на который запланирована программа выпуска изделий.
ЧРконтр = (10000*0,1*0,07 + 7000*0,2*0,08 + 5000*0,4*0,06 + 2000*0,3*0,1 + +4000*0,2*0,09) * 0,3 * / 22*8*0,9 = 1 человек.
Ответ: 1 человек.
Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства
Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчеризацию.
Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает: а) производственную программу выпуска продукции заводом; б) план по труду; в) лимиты материально-технического обеспечения; г) план по себестоимости транспортных работ; д) план организационно-технических мероприятий; е) сводку технико-экономических показателей.
При планировании определяются: грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ, потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах (шахматная ведомость, грузовые потоки и расчеты потребности в транспортных средствах); потребность в кадрах и фонды заработной платы; потребность в топливе (горючем) и смазочных материалах; объемы ремонтных работ и потребность в материалах и запасных частях; цеховые расходы (смета затрат).
Кроме того, составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг. Себестоимость транспортных услуг определяется в виде двух показателей: себестоимости транспортировки 1 т груза и себестоимости погрузки и выгрузки 1 т груза.
Расчеты по планированию проводятся на основе технически обоснованных норм работы транспортных средств, материальных затрат и других плановых нормативов. Услуги транспортного цеха, оказываемые другим цехам, рассчитываются по цеховой себестоимости. Работы, выполняемые транспортным цехом для своего хозяйства, оцениваются исходя только из статей основных расходов без включения цеховых и общехозяйственных расходов.
Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в разработке месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основе квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, со складов, из отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.
В зависимости от типа производства организация и сменно-суточное планирование транспортных работ изменяются.
В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми согласно шахматной ведомости. Это позволяет организовывать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств -по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).
В серийном производстве грузопотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день, указывая в нем, как распределяются транспортные средства по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику.
В единичном и мелкосерийном производствах при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, отделов и со складов.
Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.
Диспетчеризация транспортной работы заключается в составлении графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов, в оперативном регулировании и контроле за их выполнением. В своей работе диспетчер транспортного хозяйства тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. К техническим средствам, которые он использует, относятся: диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др. Оперативное регулирование сводится к наблюдению за выходом на линию определенного графиком и сменно-суточными заданиями количества транспортных средств, к контролю за выполнением суточного плана перевозок, к ликвидации аварий, замене транспорта в случае поломок.
Оперативный учет по работе транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.
В сводку технико-экономических показателей включаются:
• коэффициент использования парка транспортных средств по времени (число часов фактической работы парка, деленное на фонд рабочего времени парка);
• коэффициент использования пробега (пройденное расстояние с грузом в километрах, деленное на полный пробег с грузом и порожняком);
• коэффициент использования тоннажа (фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на номинальную амортизацию оборудования, умноженную на число поездок);
• себестоимость 1 машино-часа, рассчитываемая по формуле
где 3 - заработная плата с начислениями обслуживающего персонала; А-амортизация оборудования; R - расходы на текущий ремонт оборудования; е - стоимость энергоресурсов (топлива); М-затраты материалов (смазочные, обтирочные и др.); пp - прочие расходы (связанные с уходом и надзором).
• себестоимость переработки 1 т груза, составляющая
где Q - масса груза, перевозимого за 1 ч, т;
• расход энергии (топлива) - нормы и отклонения;
• расход смазочных и обтирочных материалов - нормы и отклонения.
Задачи и структура складского хозяйства.Складское хозяйство является важнейшей частью любого предприятия, поскольку оказывает непосредственное влияние на ход производственных процессов. Подавляющее большинство материальных ценностей предприятий проходит через склады, поэтому они занимают значительную часть заводской территории.
К основным задачам складского хозяйства относятся:
- организация постоянного и бесперебойного снабжения производства сырьем, материалами, оборудованием, запасными частями, комплектующими изделиями;
- обеспечение их количественной и качественной сохранности;
- максимальное сокращение затрат, связанных с осуществлением складских операций;
- повышение производительности труда и улучшение условий труда рабочих, обслуживающих склады;
- комплектование деталей и других материальных ценностей, подбор, дозировка и прочие операции подготовительного или заключительного характера.
В процессе выполнения этих задач складское хозяйство осуществляет следующие функции:
- аккумулирование материальных ресурсов в объемах и номенклатуре, достаточных для устойчивой ритмичности процесса производства;
- надлежащее хранение и учет предметов труда и готовой продукции;
- планомерное, бесперебойное и комплектное снабжение цехов и участков материальными ресурсами;
- подготовка материалов к их непосредственному потреблению;
- отгрузка готовой продукции потребителям.
Склады являются одним из важнейших элементов системы складского хозяйства – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем.
Как правило, на складах выполняется большой объем погрузочно-разгрузочных работ и работ по перемещению материальных ценностей. Поэтому основным направлением в развитии складского хозяйства являются комплексная механизация и автоматизация работ, улучшение использования складских помещений, а также организация материально-технического снабжения (МТС) на основе оптовой торговли, внедрения систем МТС типа "точно вовремя" (в США, это называется "джит", в Японии - "канбан"), которые значительно сокращают объем складских запасов.
Складское хозяйство предприятия состоит из различных складов и кладовых, которые можно классифицировать по следующим признакам.
1. по назначению и подчиненности:
-материальные - подчиняются отделу материально-технического снабжения; принимают и хранят используемые в производстве материалы и выдают их в производство;
-сбытовые - подчиняются отделу сбыта; принимают, хранят и отпускают готовую продукцию завода для ее реализации;
-производственные - подчиняются производственно-диспетчерскому отделу это разного рода цеховые кладовые и общезаводские склады, обеспечивающие производственный процесс предметами и средствами труда;
-склады запасных частей - подчиняются отделу главного механика; принимают, хранят и отпускают детали и другие материальные ценности для проведения всех видов ремонтов оборудования и других видов производственных фондов;
-инструментальные склады - подчиняются инструментальному отделу; принимают, хранят и отпускают цехам все виды инструментов и приспособлений;
- склады отдела главного энергетика, отдела автоматизации и механизации, отдела главного метролога, отходов и утиля.
2. по масштабу работы: центральные, общезаводские, прицеховые и цеховые. Центральные и общезаводские склады обслуживают весь завод и занимают, как правило, отдельную площадь на территории завода (непроизводственную). Прицеховые склады находятся при каких-либо цехах, служат для хранения материальных ценностей группы цехов (спецодежды, мыла, хозяйственных товаров и прочих ценностей). Цеховые склады являются цеховыми подразделениями, обслуживают определенный цех и занимают его производственную площадь. Они подразделяются на склады материалов, заготовок, полуфабрикатов, инструмента и т. п.
3. по роду и назначению хранимых материалов различают склады универсальные для хранения разнообразных материальных ценностей) и специальные (для хранения однородных материалов, например черных металлов, цветных металлов, горючих материалов и др.)
4. по техническому устройству и в зависимости от свойств материалов различают склады открытые (оборудованные площадки), полузакрытые (площадки с навесами) и закрытые (отапливаемые и неотапливаемые).
Склады оснащаются различными стеллажами и унифицированной тарой, мостовыми кранами, кран-балками, монорельсами и тельферами, конвейерами, штабелерами, авто- и электрокарами, робоэлектрокарами. В гибких производственных системах используются специальные стеллажи, предназначенные для размещения плоских и ящичных поддонов. Такие стеллажи представляют собой систему ячеек по вертикали и горизонтали, которая позволяет применять кодовую шифровку и средства автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Склады с этими стеллажами являются неотъемлемой частью автоматизированно-транспортной системы гибкого автоматизированного производства.
Склады также должны быть оснащены измерительным оборудованием: весами, кружками, мерниками, счетчиками, линейными мерами для измерения длины, высоты и диаметров (метрами, рулетками, штангенциркулями и т. п.).
Техническое оснащение складов зависит от рода, формы и количества хранимых материалов; типа, характера и расположения складских помещений, а также от существующей системы внескладской транспортировки материалов.
Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта). Прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов).
Организация складских операций.Рациональная организация складских операций позволяет руководству предприятия иметь необходимые сведения о наличии товароматериальных ценностей на складах и своевременно принимать решения об их пополнении и бесперебойном обеспечении производства.
Организация складских операций включает следующие основные элементы: приемку, хранение, учет и контроль за отпуском материальных ценностей.
Приемка материалов бывает количественная и качественная. В приемке участвуют работники складов и специалисты, имеющие дело с принимаемыми ценностями. Например, в приемке оборудования принимают участие работники ОГМ, в приемке основных материалов для производства продукции - работники ОТК.
Поступающие на склады материальные ценности сопровождаются соответствующими документами (накладными, счетами-фактурами, спецификациями). На складах проверяют, насколько количество и качество поступающих материальных ценностей соответствует сопровождающим их документам. Материалы, поступившие без накладных или актов ОТК о приемке, хранятся отдельно до их оформления. На принятые материалы составляются приемочные акты или ордера. На забракованные материальные ценности составляются оперативно-технические акты, служащие в дальнейшем основанием для предъявления рекламаций поставщикам. Непринятые материалы поступают на ответственное хранение до получения указаний от поставщика об их дальнейшем использовании. Правильное определение количества и качества принимаемых материальных ценностей устраняет возможность злоупотреблений, а также содействует борьбе с потерями материалов.
В случае функционирования АСУП со склада передается сводка о поступлении материала в вычислительный центр завода.
Хранение материальных ценностей. За каждой группой товарно-материальных ценностей на складах закрепляется определенное место. При этом необходимо, чтобы обеспечивались: удобство выполнения приемных и отпускных операций; максимальная механизация и автоматизация загрузки, погрузки и перемещений; сохранность количества и качества; противопожарная безопасность; легкость проверки качества и количества; наиболее полное использование площади и кубатуры складских помещений.
Учет товарно-материальных ценностей на складах должен отражать их движение (приход и расход), а также их наличие. Учет материалов ведется на карточках, которые открывают для материала каждого вида. В карточках отражаются величина минимального, максимального и страхового запасов (установленных); наличие, поступление и расход. Об уровне запаса сообщается соответственно ОМТС, инструментальному отделу или другому подразделению завода.
Бухгалтерия завода должна контролировать и анализировать работу всех заводских и цеховых складов, строго проводя принцип материальной ответственности складских работников за правильное использование вверенных им ценностей.
Контроль работы складов бухгалтерией завода проводится по приходно-расходным карточкам складов и учетным карточкам. При этом учитываются установленные нормы потерь, осуществляется систематическая инвентаризация складов и сопоставляются фактические и документальные остатки товарно-материальных ценностей.
Задачи анализа складских операций сводятся к: а) выявлению и пресечению всех случаев сверхлимитной выдачи материальных ценностей цехам; б) обеспечению правильного учета движения материальных ценностей по складам; в) обеспечению своевременной выдачи материалов из заводских складов в цеховые, а из цеховых - на производственные участки; г) проверке правильности установленных размеров страховых запасов, точек заказа и максимальных запасов; д) определению размеров и причин потерь материальных ценностей на складах.
Для отпуска материалов в производство целесообразно организовать на складах (при складах) их подготовку, которая сводится к централизованному раскрою, резке, правке и расфасовке материалов. Этим сокращаются затраты на транспортировку, сохраняются и лучше используются отходы и товарно-материальные ценности.
Отпуск материалов цехам осуществляется по лимитным картам, в пределах установленного месячного лимита. Когда лимит использован полностью, дальнейший отпуск материалов прекращается. Цех может получить необходимый материал лишь с разрешения директора предприятия.
Все операции по приходу и расходу заносятся в карточки складского учета, где отдельно указывают приход и расход, и после каждой записи выводят остаток. Остатки, числящиеся по учетным карточкам, сверяются с нормами запаса.
Организация отпуска материальных ценностей может быть пассивной или активной. При пассивной системе потребители получают на складах товарно-материальные ценности по материальным требованиям или лимитным картам и своими средствами транспорта доставляют их в цех. Такая система применяется в единичном и мелкосерийном производствах.
При активной системе на складе заранее подготавливают материалы и доставляют их в цех к рабочим местам точно по графику своими средствами транспорта. Эта система применяется в крупносерийном и массовом производствах.
Надлежащая организация выполнения складских операций - необходимое условие экономного использования материалов, обеспечения их сохранности и качества, низких затрат на хранение.
Расчет потребности предприятия в площадях под складские помещения.При сооружении склада необходимо оборудовать его подъездными путями, учесть погрузочно-разгрузочные фронты, обеспечить пожарную безопасность, определить массу различных материалов и места их хранения внутри склада, число стеллажей и исходить из допустимой нормы нагрузки на 1 м2 площади пола.
Вся площадь склада делится на:
-грузовую или полезную, непосредственно занимаемую под материальными ценностями;
-оперативную, которая предназначается для приемно-отпускных операций, сортировки, комплектования материальных ценностей, а также для проходов и проездов между штабелями и стеллажами, для размещения весовой и измерительной техники, служебных помещений, конструктивную,
занимаемую под перегородки, колонны, лестницы, подъемники, тамбуры и т. п. Соотношение между полезной площадью склада (Sпол) и общей площадью (So6щ) называется коэффициентом использования площади склада, который определяется по формуле
Величина этого коэффициента зависит от способа хранения материальных ценностей. Например, при хранении в штабелях он равен 0,7-0,75, а при хранении на стеллажах - 0,3-0,4.
Расчет полезной площади склада может производиться: а) по способу нагрузок; б) по способу объемных измерителей.
По способу нагрузок полезная площадь (Sпол, м2) определяется по формуле
где Zmax – max. складской запас материала, хранимого в штабелях и емкостях, т, кг; qд - допустимая нагрузка на 1 м2 площади пола склада (согласно справочным данным), т/м2, кг/м2.
По способу объемных измерителей полезная площадь рассчитывается по формуле
где Sст - площадь, занимаемая одним стеллажом, м2; nст - число стеллажей, необходимых для хранения данного максимального запаса материала.
Общая площадь склада (с учетом коэффициента, использования площади) рассчитывается по формуле
Размер площади под приемочно-отправочные площадки определяется по формуле
где 3 - коэффициент, показывающий, что высота укладки материалов на площадках должна быть в 3 раза меньше высоты укладки на транспортных средствах; Sтр, - площадь, занимаемая единицей транспортного средства, м2; Спр.т.с.- количество транспортных средств, находящихся одновременно под погрузкой-разгрузкой.
Служебные помещения складов рассчитываются исходя из нормы 2,5-6 м2 на одного работника. Ширина проходов между стеллажами и штабелями устанавливается 0,8-0,9 м, а для проезда тележек - 1,1 -1,2 м. Через каждые 20-30 м должны быть сквозные проезды.
Особенности организации автоматизированных складов.Автоматизированные склады играют важную роль в работе ГПС. Они создаются на различных этапах технологического процесса, в частности в начале производственного участка -для складирования исходных материалов, на отдельных участках ГПС - для складирования заготовок (оборотных заделов)и в конце участка ГПС или в определенном помещении - для складирования готовой продукции.
В составе ГПС они выполняют две основные функции: оперативную и накопительную. Оперативная функция состоит в хранении и доставке на рабочие места заготовок и полуфабрикатов, составляющих межоперационные заделы, а также комплектов технологической оснастки, которая после выполнения операции возвращается на склад в секцию подготовки оснастки и инструмента. Накопительная функция заключается в хранении страховых заделов, а также готовых деталей, предназначенных для комплектации и подачи на сборку.
В автоматизированных складах материалы, заготовки и другое хранятся в ячейках на специальных стеллажах. В этих складах широко используются различные средства механизации и автоматизации складских операций: подвесные, ленточные, и другие конвейеры, специальные штабелевочные краны. Кроме того, в этих складах для штучных заготовок и изделий применяется специальная транспортно-складская тара, а также средства для автоматизированного управления складом. Особую группу составляют механизмы, предназначенные для укладки грузов в стеллажах или укладки одного груза на другой.
Система управления автоматизированным складом работает, как правило, в трех режимах: 1) наладочном - перемещение исполнительных органов склада осуществляется с наладочного пульта управления; 2) полуавтоматическом - каждый технологический процесс выполняется с пульта управления складом; 3) автоматическом - технологические процессы выполняются по команде от ЭВМ ГПС.
Используемая литература: осн. 1 [23-25]; доп.2.
Контрольные вопросы:
- Организация транспортного хозяйства предприятия.
- Значение, задачи и структура транспортного хозяйства.
- Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспорта и потребного количества транспортных средств.
- Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства.
- Организация складского хозяйства предприятия.
- Задачи и структура складского хозяйства.
- Организация складских операций.
- Расчет потребности предприятия в площадях под складские помещения.
- Особенности организации автоматизированных складов.