Раздел 1. организация в условиях рынка
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Формы правового статуса предпринимателя
1. Индивидуальное предпринимательство – предполагает осуществление определённой формы экономической активности от своего имени и под личную ответственность, которая в данном случае трактуется как полная и неограниченная.
2. Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:
1) коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
2) некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение её между участниками.
Признаки юридического лица:
1) несёт обязанности;
2) может быть истцом и ответчиком в суде;
3) имеет собственный баланс;
4) имеет собственный расчётный счёт;
5) внесён в единый российский государственный реестр юридических лиц;
6) от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права;
7) отвечает по своим обязательствам обособленным имуществом;
8) имеет обособленное имущество на правах полного собственника, полученное в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Потребительские кооперативы
Потребительским кооперативом называется добровольное, основанное на членстве, объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками кооператива могут быть юридические лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста, причем один и тот же гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.
Единственным учредительным документом кооператива является устав, утверждающийся высшим органом внутреннего управления данной организации — общим собранием членов кооператива.
Имущество кооператива принадлежит ему по праву собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.
К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы.
Общественное объединение Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.
Общественные объединения могут быть созданы в виде:
· общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
· общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
· общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
· общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
· политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).
Ассоциация или союз. Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.
Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.
Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.
Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.
4. Фонд - это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.
По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.
Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.
5. Учреждениемявляется некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.
Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.
Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.
Религиозное объединение
Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.
Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.
Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в ее собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
Объединения организаций
В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.
Основными преимуществами объединений являются:
- снижение издержек;
- более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;
- снижение расходов на информацию и рекламу;
- более выгодные условия закупки ресурсов и др.
То есть объединения способствуют координации предпринимательской деятельности и защите общих имущественных интересов организаций.
Корпорация – это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несёт ответственность по долгам и налогам за все входящие в неё предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.
Хозяйственные ассоциации – договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности. Количество учредителей не может быть менее пяти.
Концерн – объединение компаний в единое целое с сохранением за каждым индивидуального наименования. Такое объединение имеет общее руководство, которое осуществляется головной компанией. Чаще всего это объединения производственного характера, куда входят предприятия различных отраслей, для реализации какой-либо продукции.
Холдинговые компании – характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счёт владения их акциям и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.
Консорциум – временное объединение между финансовыми и промышленными организациями для совместного проведения крупных финансовых операций (строительных проектов, выпуска ценных бумаг и др).
Тема 1.3 Планирование деятельности организации
План:
1. Сущность и виды планирования.
2. Понятие и структура бизнес-плана.
3. Производственная программа организации.
4. Производственная мощность.
5. Логистика и ее роль в выполнении производственной программой..
1. Сущность и виды планирования
Важнейшей функцией управления в любой экономической системе является планирование.
Планирование - определение целей развития организации и методов их достижения.
Планирование позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде.
Вместе с тем планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:
1) планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?
2) реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.
3) планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.
4) планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.п.).
Функции планирования:
1) рациональное использование ресурсов предприятия;
2) снижение рисков банкротства;
3) рост эффективности научно-технической политики предприятия;
4) своевременное обновление и модернизация выпускаемой продукции, повышение ее качества в соответствии с конъюнктурой рынка;
5) улучшение финансового состояния предприятия.
Планы можно классифицировать следующим образом:
- По содержанию:
а) Стратегический – видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.
б) Тактический – план, направленный на реализацию стратегического плана;
- По срокам исполнения:
а) долгосрочные (от 5 лет) - установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают своё экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации.
б) среднесрочные (до 3 лет) - показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно;
в) краткосрочный (до 1 года) - показатели устанавливаются на год, с разбивкой но кварталам;
- По общей ориентации:
а) Функциональный – план ресурсного обеспечения какого-либо процесса (производственный план, коммерческий план, инвестиционный план, план по труду и социальному развитию, финансовый план)
б) Объектный – план ресурсного обеспечения структурного подразделения (цеха, отдела).
- По уровням управления:
а) Общефирменные – план работы предприятия в целом;
б) Внутрифирменные - планы работы структурного подразделения.
2. Понятие и структура бизнес-плана
Основным элементом планирования является составление бизнес-плана.
Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.
Бизнес-план позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.
Правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вообще браться за то или иное дело? Бизнес-план — это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть важную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана практически невозможно.
Задачи бизнес-плана:
1. Изучение емкости и перспектив будущего рынка сбыта.
2. Оценка затрат на реализацию проекта.
3. Расчет экономической эффективности (прибыльности) и срока окупаемости проекта.
4. Прогноз рисков и проблем, которые могут помешать реализации проекта.
5. Построение графика реализации проекта и показателей, по которым можно будет его отслеживать
При всем многообразии существующих методик составления бизнес-плана, он включают в свою структуру следующие обязательные разделы:
№ | Наименование | Характеристика раздела |
Вводная часть (резюме) | Представляет собой краткий обзор бизнес-плана, раскрывает сущность проекта. | |
Описание продукции (услуг) | Приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов. | |
Анализ рынка | Показываются перспективы продукции на рынке сбыта. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона. Характеристика рынка и его динамика за ряд лет. Характеристика потребителей продукции. Характеристика конкурентов. | |
Производственный план | Отражает требования к организации производства. Описание технологического процесса, состав оборудования, потребность в сырье и материалах, численность работающих и затраты на оплату труда, объем производства продукции, затраты на производство, себестоимость единицы продукции. | |
План маркетинга | Отражает стратегию продаж компании по следующим направлениям: организация сбыта, обоснование затрат, связанных с реализацией продукции, обоснование цены на продукцию, программа по организации рекламы. | |
Организационный план | Описание организационной и производственной структуры предприятия, состав персонала, уровень квалификации, условия оплаты и стимулирования, система повышения квалификации. Оценка рисков и способы управления ими. | |
Финансовый план | Отражает затраты на реализацию проекта и оценку его экономической эффективности. Обязательно содержит в себе объем финансирования проекта по источникам, финансовые результаты реализации (план по прибыли и рентабельности), точка безубыточности. |
Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Чем крупнее инвестиции, тем больше его объем. Бизнес-план имеет приложения, которые подтверждают его реальность.
Производственная мощность
Производственная мощность является основой для разработки производственной программы.
Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) за единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в установленных производственной программой номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.
Производственная мощность выражается в тоннах, метрах, штуках и т.д. Например, производственная мощность машиностроительного завода определяется в штуках изготовляемых машин, оборудования; металлургических предприятий - в тоннах выплавки металла и производства проката. В тех производствах, где приняты условные единицы, они используются в расчете производственной мощности. Например, производство шифера - в условных плитках, минеральных удобрений - в условных тоннах с определенным содержанием питательного вещества.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. тех, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования.
При определении состава оборудования учитывается все оборудование основного производства по видам, установленное на начало года, а также то, которое должно быть введено в эксплуатацию в плановом году. В расчет мощности не включается оборудование резервное, опытно-экспериментальных участков, а также используемое для профессионально-технического обучения.
При расчете производственной мощности не принимаются во внимание простои оборудования, вызванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии или организационными причинами, потери времени, связанные с исправлением брака при изготовлении продукции.
Виды производственной мощности:
- Проектная производственная мощность устанавливается проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.
- Входная производственная мощность - это мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода.
- Выходная производственная мощность - это мощность на конец года. Она определяется как сумма входной и вводимой в течение планового периода мощностей за вычетом мощности, выбывающей за тот же период.
- Среднегодоваяпроизводственная мощность служит основой для расчета производственной программы и определяется по формуле
n1, n2- количество полных месяцев до конца года с момента ввода (выбытия) мощностей.
Уровень использования производственной мощности измеряется рядом показателей. Основным из них является коэффициент использования производственной мощности (Км), который определяется по формуле:
где V- количество фактически произведенной продукции за год в натуральных или стоимостных единицах измерения.
Коэффициент загрузки оборудования
Уровень использования производственных мощностей зависит от повышения удельного веса и увеличения времени работы действующего оборудования, уменьшения количества излишнего оборудования, быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования; повышения степени загрузки оборудования в единицу времени, быстрого освоения вновь вводимых мощностей.
Методика расчета производственной мощности:
1. Определяется среднегодовое количество оборудования:
2. Определяется действительный (эффективный) фонд рабочего времени:
А) Рабочие дни = Календарные дни – выходные и праздничные;
Б) Режимный (номинальный) фонд рабочего времени
НФРВ = рабочие дни * сменность * продолжительность смены;
В) Действительный (эффективный) фонд рабочего времени
ДФРВ = (НФРВ – плановые потери времени)
3. Определяется производственная мощность:
а) если известна часовая производительность: М = ДФРВ * Кср.год * час. производительность;
б) если известна трудоемкость изделия: М = ДФРВ * Кср.год / трудоемкость изделия.
Расчет производственной мощности предприятий различных отраслей имеет свои особенности, которые должны учитываться в каждом конкретном случае.
Тема 2.2 Оборотный капитал
План
1. Понятие, состав и структура оборотных средств.
2. Нормирование оборотных средств.
3. Показатели эффективности использования оборотных средств.
Пример 2
За первый квартал средняя списочная численность работников составила 300 человек, за апрель – 290 человек. Определить среднюю списочную численность за четыре месяца (январь - апрель).
Таким образом, средняя списочная численность работников за период с начала года по отчётный месяц включительно рассчитывается путём суммирования средней списочной численности за все месяцы, прошедшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев работы предприятия с начала года.
Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. Это изменение называется движением или оборотом кадров.
Коэффициент оборота по приёму:
Коэффициент оборота по выбытию:
Коэффициент замещения рабочей силы:
Коэффициент текучести:
- количество уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, а также по собственному желанию.
Планирование годового фонда заработной платы.
Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд оплаты труда, который складывается из общей суммы денежных выплат, а также стоимости натуральной оплаты за работу, выполненную работником по трудовому договору (контракту).
Планирование фонда заработной платы осуществляется по каждому структурному подразделению предприятия и по всем элементам, входящим в фонд заработной платы.
Плановая величина фонда оплаты труда (ФОТ) может быть определена различными способами:
1.Метод прямого счёта.
ФОТ = Р ср * ЗП ср
Р ср – среднесписочная плановая численность работающих;
ЗП ср – средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде с доплатами и начислениями.
С помощью данного метода общий фонд оплаты труда может быть рассчитан как исходя из численности работающих и их заработной платы в целом по предприятию, так и по категориям и отдельным группам работников.
Нормативный метод расчёта.
ФОТ = Q * Н зп
Q – общий объём выпускаемой продукции в плановом периоде;
Н зп – норматив заработной платы на 1 рубль выпускаемой продукции.
При обосновании норматива заработной платы на 1 рубль выпускаемой продукции предприятие должно учитывать планируемое изменение производительности труда, ожидаемый уровень инфляции и планируемое изменение реальной заработной платы работников.
В состав фонда оплаты труда включаются:
- оплата за отработанное время;
- оплата за неотработанное время;
- единовременные поощрительные выплаты;
- выплаты за питание, жильё, топливо.
Оплата за отработанное время включает: заработную плату по тарифным ставкам и окладам, а также по сдельным расценкам; стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты; премии и вознаграждения; стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей; компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда; и др.
Оплата за неотработанное время – это оплата ежегодных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, простоев не по вине работников, вынужденного прогула, и др.
Единовременные поощрительные выплаты включают: единовременные (разовые) выплаты; вознаграждения по итогам работы за год; материальную помощь; денежные компенсации за неиспользованный отпуск; стоимость акций, бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения, или льготы по приобретению акций; и др.
Планирование себестоимости продукции.
План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет важное значение, т.к. позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции. План по себестоимости продукции включает следующие разделы:
1. Смета затрат на производство продукции.
2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.
3. Плановые калькуляции отдельных изделий.
4. Расчёт снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Смета затрат - сводный расчет затрат на производство и реализацию продукции, составленный по экономическим элементам. Смета затрат на производство составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.
Смета отражает распределение затрат по экономическому содержанию, независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления затрат. Смета необходима не только для снижения затрат по их элементам, но и для составления материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов и др.
На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.
Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.
Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, т.к. он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:
1) технические - внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;
2) организационные - совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием и др.);
3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
4) уровень инфляции в плановом периоде;
5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов — изменение содержания сахара в сахарной свекле.
Все эти факторы влияют в конечном счёте на объём выпуска продукции, производительность труда, изменение норм и цен на материальные ресурсы.
Существуют различные способы определения фактической себестоимости продукции. Используемый предприятием способ находит отражение в учетной политике и влияет на технологию формирования себестоимости продукции в бухгалтерском учете и отчетности.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее распространен метод полных затрат, однако метод прямых затрат считается более прогрессивным, поскольку позволяет организовать маржинальный анализ – оценку зависимости между объемом производства, затратами и прибылью.
В соответствии с методом полных затрат с целью калькуляции себестоимости единицы продукции производится деление расходов на прямые и косвенные.
В организации существует несколько базовых показателей для распределения косвенных расходов, но в большинстве случаев используются следующие:
Сущность и функции цены.
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена— это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».
В условиях рыночных отношений резко возрастает роль ценыдля любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.
От уровня цены зависят:
- величина прибыли;
- конкурентоспособность продукции и предприятия;
- финансовая устойчивость предприятия.
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функцияцены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели — валовой внутренний продукт, национальной доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Распределительная функцияцены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
Функция сбалансирования спроса и предложениявыражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения производствапроявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функцияпроявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.
Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.
Классификация цен.
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэто