Раздел 1. организация в условиях рынка

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Формы правового статуса предпринимателя

1. Индивидуальное предпринимательство – предполагает осуществление определённой формы экономической активности от своего имени и под личную ответственность, которая в данном случае трактуется как полная и неограниченная.

2. Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:

1) коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

2) некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение её между участниками.

Признаки юридического лица:

1) несёт обязанности;

2) может быть истцом и ответчиком в суде;

3) имеет собственный баланс;

4) имеет собственный расчётный счёт;

5) внесён в единый российский государственный реестр юридических лиц;

6) от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права;

7) отвечает по своим обязательствам обособленным имуществом;

8) имеет обособленное имущество на правах полного собственника, полученное в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом называется добровольное, основанное на членстве, объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками кооператива могут быть юридические лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста, причем один и тот же гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.

Единственным учредительным документом кооператива является устав, утверждающийся высшим органом внутреннего управления данной организации — общим собранием членов кооператива.

Имущество кооператива принадлежит ему по праву собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.

К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы.

Общественное объединение Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.

Общественные объединения могут быть созданы в виде:

· общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

· общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);

· общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);

· общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);

· политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).

Ассоциация или союз. Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

4. Фонд - это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

5. Учреждениемявляется некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.

Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.

Религиозное объединение

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.

Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в ее собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Объединения организаций

В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.

Основными преимуществами объединений являются:

- снижение издержек;

- более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;

- снижение расходов на информацию и рекламу;

- более выгодные условия закупки ресурсов и др.

То есть объединения способствуют координации предпринимательской деятельности и защите общих имущественных интересов организаций.

Корпорация – это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несёт ответственность по долгам и налогам за все входящие в неё предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.

Хозяйственные ассоциации – договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности. Количество учредителей не может быть менее пяти.

Концерн – объединение компаний в единое целое с сохранением за каждым индивидуального наименования. Такое объединение имеет общее руководство, которое осуществляется головной компанией. Чаще всего это объединения производственного характера, куда входят предприятия различных отраслей, для реализации какой-либо продукции.

Холдинговые компании – характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счёт владения их акциям и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.

Консорциум – временное объединение между финансовыми и промышленными организациями для совместного проведения крупных финансовых операций (строительных проектов, выпуска ценных бумаг и др).

Тема 1.3 Планирование деятельности организации

План:

1. Сущность и виды планирования.

2. Понятие и структура бизнес-плана.

3. Производственная программа организации.

4. Производственная мощность.

5. Логистика и ее роль в выполнении производственной программой..

1. Сущность и виды планирования

Важнейшей функцией управления в любой экономической системе является планирование.

Планирование - определение целей развития организации и методов их достижения.

Планирование позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, про­исходящих в хозяйственной среде.

Вместе с тем планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

1) планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?

2) реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, прини­маемых сегодня.

3) планирование есть непрерывный процесс приня­тия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменени­ями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

4) планирование следует осуществлять по прин­ципу, согласно которому функционирование предприятия долж­но быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в резуль­татах работы предприятия группы лиц (собственников, учреди­телей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

Функции планирования:

1) рациональное использование ресурсов предприятия;

2) снижение рисков банкротства;

3) рост эффективности научно-технической политики предприятия;

4) своевременное обновление и модернизация выпускаемой продукции, повышение ее качества в соответствии с конъюнктурой рынка;

5) улучшение финансового состояния предприятия.

Планы можно классифицировать следующим образом:

  1. По содержанию:

а) Стратегический – видение предприятия в буду­щем, его места и роли в экономике и общественно-экономичес­ком устройстве страны, а также основных путей и средств дости­жения этого нового состояния.

б) Тактический – план, направленный на реализацию стратегического плана;

  1. По срокам исполнения:

а) долгосрочные (от 5 лет) - установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают своё экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации.

б) среднесрочные (до 3 лет) - показатели бли­жайшего года корректируются ежеквартально, а второго и тре­тьего годов - каждые полгода или ежегодно;

в) краткосрочный (до 1 года) - показатели устанавливаются на год, с разбивкой но кварталам;

  1. По общей ориентации:

а) Функциональный – план ресурсного обеспечения какого-либо процесса (производственный план, коммерческий план, инвестиционный план, план по труду и социальному развитию, финансовый план)

б) Объектный – план ресурсного обеспечения структурного подразделения (цеха, отдела).

  1. По уровням управления:

а) Общефирменные – план работы предприятия в целом;

б) Внутрифирменные - планы работы структурного подразделения.

2. Понятие и структура бизнес-плана

Основным элементом планирования является составление бизнес-плана.

Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.

Бизнес-план позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

Правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вообще браться за то или иное дело? Бизнес-план — это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть важную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана практически невозможно.

Задачи бизнес-плана:

1. Изучение емкости и перспектив будущего рынка сбыта.

2. Оценка затрат на реализацию проекта.

3. Расчет экономической эффективности (прибыльности) и срока окупаемости проекта.

4. Прогноз рисков и проблем, которые могут помешать реализации проекта.

5. Построение графика реализации проекта и показателей, по которым можно будет его отслеживать

При всем многообразии существующих методик составления бизнес-плана, он включают в свою структуру следующие обязательные разделы:

Наименование Характеристика раздела
Вводная часть (резюме) Представляет собой краткий обзор бизнес-плана, раскрывает сущность проекта.
Описание продукции (услуг) Приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов.
Анализ рынка Показываются перспективы продукции на рынке сбыта. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона. Характеристика рынка и его динамика за ряд лет. Характеристика потребителей продукции. Характеристика конкурентов.
Производственный план Отражает требования к организации производства. Описание технологического процесса, состав оборудования, потребность в сырье и материалах, численность работающих и затраты на оплату труда, объем производства продукции, затраты на производство, себестоимость единицы продукции.
План маркетинга Отражает стратегию продаж компании по следующим направлениям: организация сбыта, обоснование затрат, связанных с реализацией продукции, обоснование цены на продукцию, программа по организации рекламы.
Организационный план Описание организационной и производственной структуры предприятия, состав персонала, уровень квалификации, условия оплаты и стимулирования, система повышения квалификации. Оценка рисков и способы управления ими.
Финансовый план Отражает затраты на реализацию проекта и оценку его экономической эффективности. Обязательно содержит в себе объем финансирования проекта по источникам, финансовые результаты реализации (план по прибыли и рентабельности), точка безубыточности.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Чем крупнее инвестиции, тем больше его объем. Бизнес-план имеет приложения, которые подтверждают его реальность.

Производственная мощность

Производственная мощность является основой для разработки производственной программы.

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание ус­луг) за единицу времени в натуральном (или условно-натураль­ном) выражении в установленных производственной программой номенклатуре и ассортименте при полном использовании произ­водственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.

Производственная мощность выражается в тоннах, метрах, штуках и т.д. Например, производственная мощность машиностроительного завода определяется в штуках изготовляемых машин, оборудо­вания; металлургических предприятий - в тоннах выплавки ме­талла и производства проката. В тех производствах, где приняты условные единицы, они используются в расчете производствен­ной мощности. Например, производство шифера - в условных плитках, минеральных удобрений - в условных тоннах с опреде­ленным содержанием питательного вещества.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агре­гатов, т.е. тех, которые выполняют основные и наи­более массовые операции по изготовлению продукции и в кото­рых сосредоточена преобладающая часть оборудования.

При определении состава оборудования учитывается все обо­рудование основного производства по видам, установленное на начало года, а также то, которое должно быть введено в эксплуа­тацию в плановом году. В расчет мощности не включается обо­рудование резервное, опытно-экспериментальных участков, а также используемое для профессионально-технического обучения.

При расчете производственной мощ­ности не принимаются во внимание простои оборудования, выз­ванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии или орга­низационными причинами, потери времени, связанные с исправлением брака при изготовлении продукции.

Виды производственной мощности:

- Проектная производственная мощность устанавливается про­ектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.

- Входная производственная мощность - это мощ­ность на начало года, показывающая, какими производственны­ми возможностями располагает предприятие в начале планового периода.

- Выходная производственная мощность - это мощность на конец года. Она определяется как сумма входной и вводимой в течение планового периода мощностей за вычетом мощности, выбывающей за тот же период.

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

- Среднегодоваяпроизводственная мощность служит основой для расчета производственной программы и определяется по формуле

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

n1, n2- количество полных месяцев до конца года с момента ввода (выбытия) мощ­ностей.

Уровень использования производственной мощности измеря­ется рядом показателей. Основным из них является коэффициент использования производственной мощности (Км), который опре­деляется по формуле:

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

где V- количество фактически произведенной продукции за год в нату­ральных или стоимостных единицах измерения.

Коэффициент загрузки оборудования

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

Уровень использования производственных мощностей зави­сит от повышения удельного веса и увеличения времени работы действующего оборудования, уменьшения количества излишнего оборудования, быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования; повышения степени загрузки оборудования в единицу времени, быстрого освоения вновь вводимых мощнос­тей.

Методика расчета производственной мощности:

1. Определяется среднегодовое количество оборудования:

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

2. Определяется действительный (эффективный) фонд рабочего времени:

А) Рабочие дни = Календарные дни – выходные и праздничные;

Б) Режимный (номинальный) фонд рабочего времени

НФРВ = рабочие дни * сменность * продолжительность смены;

В) Действительный (эффективный) фонд рабочего времени

ДФРВ = (НФРВ – плановые потери времени)

3. Определяется производственная мощность:

а) если известна часовая производительность: М = ДФРВ * Кср.год * час. производительность;

б) если известна трудоемкость изделия: М = ДФРВ * Кср.год / трудоемкость изделия.

Расчет производственной мощности предприятий различных отраслей имеет свои особенности, которые должны учитываться в каждом конкретном случае.

Тема 2.2 Оборотный капитал

План

1. Понятие, состав и структура оборотных средств.

2. Нормирование оборотных средств.

3. Показатели эффективности использования оборотных средств.

Пример 2

За первый квартал средняя списочная численность работников составила 300 человек, за апрель – 290 человек. Определить среднюю списочную численность за четыре месяца (январь - апрель).

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

Таким образом, средняя списочная численность работников за период с начала года по отчётный месяц включительно рассчитывается путём суммирования средней списочной численности за все месяцы, прошедшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев работы предприятия с начала года.

Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. Это изменение называется движением или оборотом кадров.

Коэффициент оборота по приёму: раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

Коэффициент оборота по выбытию: раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

Коэффициент замещения рабочей силы: раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

Коэффициент текучести: раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru - количество уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, а также по собственному желанию.

Планирование годового фонда заработной платы.

Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд оплаты труда, который складывается из общей суммы денежных выплат, а также стоимости натуральной оплаты за работу, выполненную работником по трудовому договору (контракту).

Планирование фонда заработной платы осуществляется по каждому структурному подразделению предприятия и по всем элементам, входящим в фонд заработной платы.

Плановая величина фонда оплаты труда (ФОТ) может быть определена различными способами:

1.Метод прямого счёта.

ФОТ = Р ср * ЗП ср

Р ср – среднесписочная плановая численность работающих;

ЗП ср – средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде с доплатами и начислениями.

С помощью данного метода общий фонд оплаты труда может быть рассчитан как исходя из численности работающих и их заработной платы в целом по предприятию, так и по категориям и отдельным группам работников.

Нормативный метод расчёта.

ФОТ = Q * Н зп

Q – общий объём выпускаемой продукции в плановом периоде;

Н зп – норматив заработной платы на 1 рубль выпускаемой продукции.

При обосновании норматива заработной платы на 1 рубль выпускаемой продукции предприятие должно учитывать планируемое изменение производительности труда, ожидаемый уровень инфляции и планируемое изменение реальной заработной платы работников.

В состав фонда оплаты труда включаются:

- оплата за отработанное время;

- оплата за неотработанное время;

- единовременные поощрительные выплаты;

- выплаты за питание, жильё, топливо.

Оплата за отработанное время включает: заработную плату по тарифным ставкам и окладам, а также по сдельным расценкам; стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты; премии и вознаграждения; стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей; компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда; и др.

Оплата за неотработанное время – это оплата ежегодных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, простоев не по вине работников, вынужденного прогула, и др.

Единовременные поощрительные выплаты включают: единовременные (разовые) выплаты; вознаграждения по итогам работы за год; материальную помощь; денежные компенсации за неиспользованный отпуск; стоимость акций, бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения, или льготы по приобретению акций; и др.

Планирование себестоимости продукции.

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет важное значение, т.к. позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции. План по себестоимости продукции включает следующие разделы:

1. Смета затрат на производство продукции.

2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.

3. Плановые калькуляции отдельных изделий.

4. Расчёт снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Смета затрат - сводный расчет затрат на производство и реализацию продукции, составленный по экономическим элементам. Смета затрат на производство составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.

Смета отражает распределение затрат по экономическому содержанию, независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления затрат. Смета необходима не только для снижения затрат по их элементам, но и для составления материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов и др.

На практи­ке наибольшее распространение получили два метода плани­рования себестоимости продукции: нормативный и планирова­ние по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, т.к. он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические - внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

2) организационные - совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной струк­туры управления предприятием и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпу­скаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

5) специфические факторы, которые зависят от особен­ностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов — изменение содержания сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы влияют в конечном счёте на объём выпуска продукции, производительность труда, изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Существуют различные способы определения фактической себестоимости продукции. Используемый предприятием способ находит отражение в учетной политике и влияет на технологию формирования себестоимости продукции в бухгалтерском учете и отчетности.

раздел 1. организация в условиях рынка - student2.ru

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее распространен метод полных затрат, однако метод прямых затрат считается более прогрессивным, поскольку позволяет организовать маржинальный анализ – оценку зависимости между объемом производства, затратами и прибылью.

В соответствии с методом полных затрат с целью калькуляции себестоимости единицы продукции производится деление расходов на прямые и косвенные.

В организации существует несколько базовых показателей для распределения косвенных расходов, но в большинстве случаев используются следующие:

Сущность и функции цены.

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую фор­мулировку: «Цена— это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль ценыдля любой коммерческой организации. Это обстоятель­ство обусловливается многими причинами.

От уровня цены зависят:

- величина прибыли;

- конкурентоспособность продукции и предприятия;

- финансовая устойчивость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важней­ших функций.

Учетная функцияцены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продук­ции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, мате­риалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количествен­ные показатели — валовой внутренний продукт, наци­ональной доход, объем капитальных вложений, объем товаро­оборота, объем продукции предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Таким образом, цена используется для определения эффек­тивности производства, служит ориентиром принятия хозяй­ственных решений, важнейшим инструментом внутрифирмен­ного планирования.

Распределительная функцияцены состоит в том, что госу­дарство через ценообразование осуществляет перераспреде­ление национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фон­дами накопления и потребления, социальными группами на­селения.

Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложениявыражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инстру­ментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения про­изводствапроявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высо­кой нормой прибыли.

Стимулирующая функцияпроявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска про­дукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифферен­цированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеб­лются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдель­ных групп потребительских товаров, так и для всей их номенк­латуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значи­мость политики в области ценообразования.

Классификация цен.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэто

Наши рекомендации