Модель производственного размера заказа (Production Order quantity - POQ)
В некоторых случаях нельзя пренебрегать временем пополнения запаса от момента (tп) начала поставки, в течении которого производиться определенный объем продукции. В этом случае базовая EOQ модель преобразуется в так называемую модель производственного размера заказа (Production Order quantity - POQ) для которой оптимальный размер заказа определяется по формуле
, (10)
где p – интенсивность производства (объем выпуска продукции в единицу времени)
Пример 2.
Предположим в условиях рассмотренного выше примера, что интенсивность производства составляет 65 единиц в неделю. Тогда производственный размер заказа будет равен
единиц.
Точка заказа при этом останется неизменной, т.е. ROP=35 единиц. Иными словами поставки происходит не мгновенно, а в течение некоторого времени.
Модель управления запасами с учетом времени транспортировки
В тех случаях, когда время транспортировки заказа на склад занимает большую часть времени его выполнения (τз п) и сопоставимо с циклом пополнения запаса необходимо учитывать затраты, связанные с запасом в пути (Inventory in transit costs).
Классическая модель EOQ не учитывает эти затраты, предполагая, что они входят в цену продукции по базисным условиям поставки F.O.B. рассмотрим модернизированную EOQ модель, учитывая затраты на запасы пути с целью возможного выбора способа доставки из нескольких видов транспорта (см. рис.).
Введем следующие обозначения:
ct – затраты, связанные с запасом в пути;
τ п – время в пути;
Qt - средняя выличина запаса в пути.
Тогда среднюю величину запаса в пути можно определить по формуле:
. (11)
С учетом приведенных выше обозначений и формулы (11) суммарные затраты управления запасами будут равны
. (12)
Если по аналогии с затратами Ch представить затраты Ct в долях (j) от единицы товара, то формула (12) примет вид
. (13)
Пример 3.
Пусть в условиях примера 1 у фирмы есть возможность выбора доставки на склад ж/д или автотранспортом при следующих исходных данных:
- время доставки заказа по ж/д равно 1,4 недели, автотранспортом 1,0 недели;
- тарифы за единицу груза равны:
ж/д – 0,6 ден.ед.
авто – 0,9 ден.ед.
Предположим, что затраты Ct составляют j=10% в цене товара. Рассчитаем затраты по двум вариантам транспортировки по формуле (13):
- ж/д
ден. ед.
- автотранспорт
ден. ед.
Рассчитаем общие годовые затраты, связанные с управлением запасами, с учетом затрат на транспортировку:
- ж/д
ден. ед.
- автотранспорт
ден. ед.
Т.о. по критерию суммарных затрат более выгодным оказался вариант ж/д.
В большинстве случаев с увеличением величины партии поставки продукции на склад транспортная составляющая на один заказ снижается, также как и затраты, связанные с поддержанием запаса в пути. Как правило, если заказ соответствует транзитной норме отправки транспортный тариф минимальный, а доставка продукции осуществляется быстрее.