Экспортный потенциал России: продукция и услуги
Экспортный потенциал-способность национальной экономики производить продукцию, конкурентноспосбоную на мировых рынках. Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он развивается по тем же законам и в тех же условиях, как и весь народнохозяйственный комплекс страныЭкспорт транспортных услуг– оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственной границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев. Состоит из: 1. Внешнеторговые перевозки.Ех.1. экспорт товара из РФ. Если доставляет российский перевозчик, то имеет место экспорт транспортных услуг, товар экспортируется вместе с транспортной услугой. Если экспортер нанимает иностранного перевозчика, то имеет место импорт транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг может сопутствовать импорту товара, если доставку импортного груза осуществляет национальный перевозчик. Если перевозка признается экспортом транспортных услуг (экспортная перевозка с экспортным товаром, экспортная перевозка с импортным товаром), то НДС начисляется по ставке 0%. 2. Транзитные перевозки по территории РФ и перевозки между иностранными портами. В этом случае экспортные услуги оказываются только иностранным грузовладельцам. Транзит: ж\д, автомобильный транспорт. Главная проблема – таможенный досмотр транзитного груза. Сбор за транзит –17$ (45-50 млн. тонн в год по территории РФ). Перевозка между иностранными портами. Проблема – флаг судна. Российским судовладельцам невыгодно ходить под национальным флагом, т.к. в РФ не существует единого реестра судов, что приводит к увеличению издержек. Некоторые государства предоставляют льготные условия для регистрации судов под своими флагами (Самый большой флот – Либерия (по количеству судов), Панама ( по тоннажу)). 3. Экспортные услуги транспортной инфраструктуры.Кроме ВТ перевозок к экспорту транспортных услуг относят операции по обработке грузов в пунктах перевалки, портах (морских \ речных), аэропортах, на автомобильных и ж\д терминалах, т.е. в экспорт транспортных услуг входит не только перевозка, но и операции необходимые для их обеспечения и реализации. В экспорт транспортных услуг входят услуги связанные с организацией ВТ перевозки, в частности экспедирование груза (а также заправка самолётов, судов, ремонт и т.д.)
38. Экономический суверенитет и экономическая безопасность страны. Экономический суверенитетявляется неотъемлемой составляющей государственного суверенитета. Государственный суверенитет предусматривает верховенство государства на всей своей территории, независимость государства в сфере международных отношений, возможность проводить и формировать собственную внешнюю политику, выступать субъектом международных отношений, а также неподчинение власти других государств. Национальная экономическая безопасность — это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения. Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
39. Факторы непосредственной опасности для экономического суверенитета страны Внутренние и внешние факторы: Внешние факторы непосредственной опасности: 1)Геополитические 2)Потеря традиционных рынков сбыта 3)Открытость таможенной границы 4)внешняя задолженность Внутренние факторы непосредственной опасности; 1)Технологическая отсталость 2) Высокая энерго и ресурсоемкость 3) угроза социальных конфликтов 4)Масштабное развитие теневой экономики 5) коррупция в гос. аппарате
40. Экономическая интеграция: формы проявления и проблемы в России Экономическая интеграция или (просто интеграция)-это обьединение экономических субьектов ,углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Проявление экономической интеграции: 1)Совместное испольхование ресурсов 2)Обьеденение ресурсов 3)Снятие взаимных барьеров . Проблемы интеграции РФ:1) Неравнромерность развития регионов территории. 2)Необходимость адаптпции.
Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество сложна и многообразна. Более чем полувековое господство административно-командной системы привело к тому, что Россия оказалась изолированной от мирового сообщества. Монополия государства на внешнеэкономическую деятельность, отсутствие мирового сотрудничества и конкуренции привели к автаркии от мировой цивилизации. Поэтому вопрос возвращения в мировое хозяйство для России равнозначен вопросу возрождения страны. Сегодня Россия по ряду важнейших признаков отстает от лидирующих стран мира, однако такое положение не является необратимым, так как она обладает и преимуществами, позволяющими оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений:развитая научно-техническая база; высокая степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительная дешевизна;высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области; достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития», учитывающий ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.С учетом выше сказанного просматриваются прочные основы для конструктивного партнерства России с другими странами, развития взаимовыгодных отношений.
41 Свободная экономическая зона: понятие, цели создания/ 42Характеристика основных видов свободных экономических зон Свободная экономическая зона-это свободная часть национальной территории где есть: -особый режим управления - условия экономической деятельности Особые цели создания СЭЗ: -рост валютных поступлений в бюджет -привлечение отечественного и иностранного капитала -активация ВЭД Соц. роль создания СЭЗ:-рост занятости населения-развитие инфраструктуры -рост уровня жизни населения Виды СЭЗ: Свободные таможенные зоны (дьюти-фри шоп) Экспортно-производственные зоны ( получение кредитов под низкий процент) Оффшорные зоны:Такие зоны,где предприятия освобождаются от местных налогов .т.е. 1) не платят пошлин 2) там отсутствие валютных ограничений Примеры: ОАЭ,Монако,Гонконг.
43. Особые экономические зоны в России Особые экономические зоны в России — территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли. Целью особых экономических зон в РФ является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, развитие транспортной системы.
К настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них:4 промышленно-производственные (в том числе «Алабуга» и «Липецк»);4 технико-внедренческие («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»);13 туристско-рекреационных («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и ещё 6 в Северо-кавказском федеральном округе);
портовые (в том числе «Ульяновск», «Мурманск»). По состоянию на 1 января 2011 года, в особых экономических зонах были зарегистрированы 257 инвесторов. Объём государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд рублей, объём заявленных частных инвестиций — более 200 млрд рублей. К 2010 году совокупный объём продукции, произведённой в зонах, составил 31,4 млрд рублей
.