Схема обозначения рельсов при заказе.

При заказе рельсов следует использовать схему, приведенную на рисунке 1.4.

Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru

Рисунок 1.4. Схема условного обозначения рельсов при заказе.

Пример схемы обозначения:

Р65-НТ260-Э76Ф-12,5-Y-В-Р-0-ГОСТ Р 51685-2013

Рельс типа Р65, категории НТ260, из стали марки Э76Ф, длиной 12,5 метра, класс профиля Y, класс прямолинейности В, класс качества поверхности Р, без болтовых отверстий по ГОСТ Р 51685-2013.

Ход работы

1. Группа делится на 4 бригады для выполнения лабораторной работы.

2. Каждая бригада получает для выполнения работы образцы нового рельса типа Р-65, протяженностью 1,5 метра и 1 см. Длина рельса, от которого был взят образец – 25 метров.

3. На поверхности катания рельса протяженностью 1,5 метра производится измерение отклонений от прямолинейности согласно методике, приведенной в Приложении 1.

4. На поверхности катания рельса протяженностью 1,5 метра производится измерение твердости в контрольной точке 1 (рисунок 1.3) при помощи твердомера согласно методике, приведенной в Приложении 2.

5. На образце рельса толщиной 1 см производится измерение твердости на контрольных точках 2-8 (рисунок 1.3) при помощи твердомера согласно методике, приведенной в Приложении 2.

6. На образце рельса производится съемка профиля головки рельса при помощи профилографа согласно методике, приведенной в Приложении 3.

7. Путем наложения снятого профиля на эталонный определяются максимальные отклонения параметров профиля головки рельсов.

8. По таблице 1.9 определяется категория рельса.

9. По таблице 1.1 определяется марка стали рельса.

10. По таблице 1.4 определяется класс точности профиля.

11. По таблице 1.5 определяется класс прямолинейности.

12. Составляется схема обозначения рельса, как показано на рисунке 1.4. Класс качества поверхности принимается - Р.

Содержание отчета по лабораторной работе.

Отчет должен содержать результаты всех произведенных измерений, распечатанные профили, снятые при помощи профилографа. В качестве вывода указывается схема обозначения рельса с расшифровкой.

Контрольные вопросы.

1. Что обозначают позиции в схеме обозначения рельсов?

2. Что показывает цифра в типе рельсов (Р-65, Р50 и т.д.)?

3. Что такое твердость?

4. По какому принципу работает твердомер?

5. По какому принципу работает профилограф?

6. Что такое объемная закалка рельсов?

7. Что такое дифференцированная закалка рельсов?

8. Как определяется категория рельсов?

9. Как определяется класс точности профиля?

10. Как определяется класс прямолинейности рельса?

11. Что такое электросталь?

12. Что такое конверторная сталь?

Лабораторная работа №2

Заполнение рельсовой книги формы ПУ-2

В путевом хозяйстве ОАО «РЖД» существует большое количество учетных и отчетных документов.

Для учета рельсов, лежащих в главных, приемо-отправочных и прочих станционных путях в ОАО «Российские железные дороги» в 2004 году утверждена учетная форма ПУ-2 «Рельсовая книга». В книге предусмотрено три раздела: «Ведомость рельсов, лежащих в станционных, специальных и подъездных путях», «Ведомость рельсов, лежащих в главных путях», «Отметки о проверке книги». Рельсы, лежащие в главных путях, учитываются позвенно.

Цель работы

Изучить учетную форму ПУ-2 «Рельсовая книга», научиться правильно заполнять все разделы книги.

Научиться производить измерение износа головки рельсов, смятия стыков. Научиться получать информацию о рельсах по итогам визуального осмотра.

Инструмент

1. Дорожный курвиметр Nedo 703;

2. Штангенциркуль путевой ПШВ Путеец;

3. Линейка длиной 1 метр, ГОСТ 427-75.

Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru

Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru

Рисунок 2.1 Инструмент, необходимый для выполнения лабораторной работы №2

Место проведения работы

Железнодорожные пути учебного полигона СамГУПС.

Исходные данные

Таблица 2.1

Стрелочные переводы

Номер группы Стрелочный перевод №1 Стрелочный перевод №2 Стрелочный перевод №3
Уложен 12.05.2003, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 365 Бр, отклонение от прямолинейности 0,5 мм. Уложен 18.09.1998, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 355 Бр, отклонение от прямолинейности 0,6 мм. Уложен 12.04.1986, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 331 Бр, отклонение от прямолинейности 0,5 мм.
Уложен 21.08.2004, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 345 Бр, отклонение от прямолинейности 0,8 мм. Уложен 11.06.19.1976, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 372 Бр, отклонение от прямолинейности 0,8 мм. Уложен 12.05.1979, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 356 Бр, отклонение от прямолинейности 0,2 мм.
Уложен 01.07.2005, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 340 Бр, отклонение от прямолинейности 0,6 мм. Уложен 08.08.1999, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 399 Бр, отклонение от прямолинейности 0,7 мм. Уложен 22.05.1980, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 350 Бр, отклонение от прямолинейности 0,8 мм.
Уложен 03.05.2006, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 336 Бр, отклонение от прямолинейности 0,4 мм. Уложен 06.10.1982, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 329 Бр, отклонение от прямолинейности 0,5 мм. Уложен 11.07.1999, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 338 Бр, отклонение от прямолинейности 0,6 мм.
Уложен 12.09.2007, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 342 Бр, отклонение от прямолинейности 0,7 мм. Уложен 29.07.1997, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 359 Бр, отклонение от прямолинейности 0,8 мм. Уложен 02.06.1994, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 368 Бр, отклонение от прямолинейности 0,4 мм.
Уложен 25.08.2008, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 374 Бр, отклонение от прямолинейности 0,5 мм. Уложен 12.07.1995, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 393 Бр, отклонение от прямолинейности 0,6 мм. Уложен 11.04.1998, Новый, при производстве твердость поверхности катания составляла 366 Бр, отклонение от прямолинейности 0,7 мм.


Таблица 2.2

Пути полигона

№ группы 1 путь 2 путь 3 путь 4 путь
Уложен 01.06.1975, новый, при производстве твердость 325, отклонение от прямолинейности 0,4, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 300 Уложен 01.06.1976, новый, при производстве твердость 335, отклонение от прямолинейности 0,5, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 200 Уложен 01.06.1977, новый, при производстве твердость 345, отклонение от прямолинейности 0,6, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 250 Уложен 01.06.1978, новый, при производстве твердость 355, отклонение от прямолинейности 0,7, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 350
Уложен 01.06.1979, новый, при производстве твердость 365, отклонение от прямолинейности 0,8, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 300 Уложен 01.06.1980, новый, при производстве твердость 375, отклонение от прямолинейности 0,4, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 300 Уложен 01.06.1981, новый, при производстве твердость 385, отклонение от прямолинейности 0,5, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 350 Уложен 01.06.1982, новый, при производстве твердость 324, отклонение от прямолинейности 0,6, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 300
Уложен 01.06.1983, новый, при производстве твердость 334, отклонение от прямолинейности 0,7, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 400 Уложен 01.06.1984, новый, при производстве твердость 344, отклонение от прямолинейности 0,8, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 400 Уложен 01.06.1985, новый, при производстве твердость 354, отклонение от прямолинейности 0,4, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 450 Уложен 01.06.1986, новый, при производстве твердость 364, отклонение от прямолинейности 0,5, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 450
Уложен 01.06.1987, новый, при производстве твердость 374, отклонение от прямолинейности 0,6, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 500 Уложен 01.06.1988, новый, при производстве твердость 384, отклонение от прямолинейности 0,7, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 270 Уложен 01.06.1989, новый, при производстве твердость 328, отклонение от прямолинейности 0,8, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 320 Уложен 01.06.1990, новый, при производстве твердость 338, отклонение от прямолинейности 0,4, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 550
Уложен 01.06.1991, новый, при производстве твердость 348, отклонение от прямолинейности 0,5, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 600 Уложен 01.06.1992, новый, при производстве твердость 358, отклонение от прямолинейности 0,6, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 370 Уложен 01.06.1993, новый, при производстве твердость 368, отклонение от прямолинейности 0,7, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 420 Уложен 01.06.1994, новый, при производстве твердость 378, отклонение от прямолинейности 0,8, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 650
Уложен 01.06.1995, новый, при производстве твердость 388, отклонение от прямолинейности 0,4, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 700 Уложен 01.06.1996, новый, при производстве твердость 326, отклонение от прямолинейности 0,5, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 300 Уложен 01.06.1997, новый, при производстве твердость 336, отклонение от прямолинейности 0,6, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 350 Уложен 01.06.1998, новый, при производстве твердость 346, отклонение от прямолинейности 0,7, первая пара рельсов старогодняя пропущенный тоннаж до переукладки 750

Теоретическая часть

Ведомость рельсов, лежащих в главных путях, состоит из следующих разделов:

1. «КМ»

Указывается номер километра, на котором уложен рельс.

2. «ПК»

Указывается номер пикета, на котором уложен рельс. Если рельс расположен на границе двух пикетов, то его относят к тому пикету, где звено начинается (по счету километров).

3. «Метр начала звена»

Указывается метр начала звена, измеренный от пикетного столбика.

4. «Звено»

Указывается номер звена. Количество звеньев учитывается в пределах пикета.

5. «Нить»

Указывается сторонность нити. Сторона нити определяется по ходу километров.

6. «№ стрелочного перевода, № плети»

В случае если рассматриваемый рельс является частью рельсовой плети, указывается номер плети по проекту. Данный номер также указывается в маркировке рельсовой плети, которая наносится белой краской на шейке рельса с внутренней стороны на расстоянии 1 метра от начала плети.

В случае, если рельс является частью стрелочного перевода, указывается номер стрелочного перевода, согласно схеме станции.

7. «Год прокатки»

Указывается год прокатки (производства) рельса. Год и месяц прокатки указывается на самом рельсе в виде выпуклых цифр. Месяц указывается римскими цифрами, а год – арабскими.

8. «Дата укладки»

Указывается дата укладки рельса в данный участок пути.

9. «Тип рельса»

Указывается тип рельса. Тип рельса обозначается буквой «Р» и цифрой, обозначающей примерную массу одного погонного метра рельса. Типы рельсов, уложенные на отечественных железных дорогах, указаны в таблице 2.3. Тип рельса указывается на шейке рельса выпуклыми символами.

Таблица 2.3

Типы рельсов

Тип рельса Масса погонного метра рельса Область применения
Р-75 74,60 Все пути
Р-65 64,88 Все пути
Р-65К 64.67 Наружные рельсы в кривых участках
Р-50 51,80 Приемо-отправочные и прочие станционные пути
Р-43 44,65 Прочие станционные и подъездные пути
Р-38 38,42 Прочие станционные и подъездные пути
Р-33 33,48 Прочие станционные и подъездные пути

10. «Признак укладки»

В данном разделе указывается буква:

«Н» – если укладывается новый рельс;

«П» – если рельс ранее был уложен на другом участке пути и был переложен в данный участок пути.

При производстве капитального ремонта пути (и других видов ремонта) производится сплошная замена рельсошпальной решетки. После снятия решетки ее перевозят в ПМС (путевая машинная станция), где производится ее демонтаж. После демонтажа рельсы подлежат сортировке, в результате которой отбираются рельсы, пригодные к повторной укладке в путь.

11. «Характеристики переложенных рельсов. Вид ремонта»

Данный раздел заполняется только для переложенных рельсов. Указывается вид ремонта рельса после изъятия его из пути.

«П» – при производстве шлифовки головки рельса в РСП.

При сварке старогодных рельсов в плеть или повторном использовании рельсовых плетей, рельсы из ПМС отправляются в РСП (рельсосварочный поезд). Старогодные рельсы, относящиеся по пропущенному тоннажу к группам годности I, II, III, но по другим показателям не соответствующие требованиям таблицы 4, предварительно ремонтируют в РСП с целью повышения группы годности рельсов, а затем направляют для профильной обработки их головки строжкой или фрезеровкой.

При наличии в рельсах дефектов 10, 11, 14, 17, 18 глубиной более 2 мм, а также 20, 21, 24, 25, 26.3, 27, 30В, 30Г, 46.3, 50, 52, 55, 56.3, 60, 62, 65 производят их вырезку на расстоянии 10 см от краев дефекта. При распространении вышеуказанных дефектов и дефектов 40, 41, 43 по всей длине рельса старогодные рельсы переводят в IV группу годности.

Рельсы с дефектами 85, 86.3 подвергают правке, а при невозможности их выправки производят вырезку дефектов.

Старогодные рельсы с дефектами 59, 69, 74 на репрофилирование не направляются.

Перед вырезкой дефектных мест, обнаруженных при дефектоскопировании, необходимо светлой краской повторить маркировку на всех кусках рельса, которые будут направлены на фрезеровку, строжку или сварку.

Куски рельсов длиной менее 3 м, оставшиеся после резки, отбраковывают в металлолом, длиной от 3 до 6 м - используют в качестве концевых при формировании мерных рельсов длиной 25 м, а от 6 м и более - отправляют на фрезерование, строжку или сварку для формирования 25-метровых рельсов с последующей их строжкой или сварку рельсов в бесстыковые рельсовые плети.

Старогодные рельсы после удаления вышеперечисленных дефектов и проведения ремонта должны быть отнесены к соответствующей группе годности в зависимости от их состояния по другим показателям.

У рельсов отрезают концевые участки на расстоянии не менее 10 см от края последнего бокового отверстия, включая отверстия под штепсельные соединители и дроссельные перемычки.

Старогодные рельсы, имеющие по всей длине рельса дефект 11, а также дефект 10 с глубиной отслоений и выкрашиваний более 2 мм длиной до 10 мм, репрофилированию не подлежат, а переводятся в группу годности III-5 с укладкой в пути 5 класса.

Технология фрезерования предусматривает за один проход рельса длиной от 6 м и более формирование ремонтного профиля обработкой поверхности катания и боковой выкружки комплектом специальных фрез, оснащенных неперетачиваемыми твердосплавными пластинами.

Допускается в зависимости от величин поверхностных дефектов производить фрезерование головки рельсов на глубину до 2 мм за два и более проходов.

Таблица 2.4

Признаки, определяющие группу годности старогодных термически упрочненных рельсов типов Р75 и Р65, отремонтированных с профильной обработкой головки в стационарных условиях РСП

       
Показатели Предельные значения показателей после строжки и фрезеровки
I-П II-П
Наработка тоннажа, млн. т брутто До 20% сверх Тн 20-50% сверх Тн
Вертикальный износ головки после профильной обработки не более, мм
Горизонтальный износ головки после профильной обработки не более, мм
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более
Плавные вмятины и забоины на подошве рельса, мм, не более
Равномерный наплыв металла без трещин и расслоений со стороны необработанной грани, мм, не более
Глубина волнообразных неровностей поверхности головки на длине 1 м, мм, не более 0,1 0,1
Глубина коротких неровностей (длиной до 25 см) на поверхности головки, мм, не более 0,025 0,025
Седловины и местные неровности на поверхности катания головки, мм, не более 0,1 0,1
         

12. «Характеристика переложенных рельсов. Группа годности»

Указывается группа годности снятого с пути рельса, которая определяется по его характеристикам, указанным в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов.

Показатели Предельные значения показателей для рельсов типов и групп годности
Р-75, Р-65 Р-50 и легче
I II I  
Наработка тоннажа, млн. т, брутто До 20 % сверх Тн 20-50% сверх Тн До 400  
Вертикальный износ головки, мм, не более  
Боковой износ головки, мм, не более  
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более:        
Головки  
Подошвы  
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более  
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более  
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и расслоений, мм, не более:        
- со стороны рабочей грани  
- со стороны не рабочей грани  
Глубина волнообразного износа поверхности катания головки на длине 1 м, мм, не более 1,5 2,0 1,0  
Седловины, мм, не более 1,5 2,0 1,0  
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более 1,5 2,0 1,0  
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) 1/5000 1/5000 1/5000  
Основным критерием отнесения термоупроченных рельсов типов Р65 и Р75 к той или иной группе годности независимо от конструкции, класса, группы и категории пути, с которого они были сняты, является нормативная наработка тоннажа и вертикальный и боковой износ рельса. При несоответствии прочих параметров, производится ремонт рельса.

Нормативная наработка тоннажа Тн для рельсов первой укладки составляет:

- для термоупрочненных рельсов:

Р65 - 600 млн. т бр. (звеньевой путь) и 700 млн. т бр. (бесстыковой путь);

Р75 - 700 млн. т бр. (звеньевой путь) и 800 млн. т бр. (бесстыковой путь);

Р50 и легче - 400 млн. т бр.;

- для нетермоупрочненных рельсов нормативная наработка тоннажа уменьшается в 1,5 раза и составляет для рельсов типа:

Р65 - 400 млн. т бр. (звеньевой путь) и 470 млн. т бр. (бесстыковой путь);

Р75 - 470 млн. т бр. (звеньевой путь) и 530 млн. т бр. (бесстыковой путь).

13. «Завод изготовитель»

Указывается буква, обозначающая завод, на котором изготовлен рельс.

К – Новокузнецкий металлургический комбинат;

Т – Нижнетагильский металлургический комбинат;

А – Металлургический завод «Азовсталь», расположенный в городе Мариуполь, Украина;

Д – Днепровский металлургический завод, расположенный в городе Днепродзержинск, Украина.

М – Муромский стрелочный завод;

Н – Новосибирский стрелочный завод.

В настоящее время производится укладка рельсов производства Новокузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов, но в пути можно также встретить ранее уложенные рельсы остальных заводов.

Буква, соответствующая заводу изготовителю, указывается на шейке рельса в выпуклом виде.

14. «Категория качества»

Указывается категория качества рельса. По категории качества рельсы, произведенные по ГОСТ 51685-2000, подразделяются на:

В – рельсы термоупрочненные высшего качества;

Т – рельсы термоупрочненные;

Н – рельсы нетермоупрочненные.

15. «Группа»

Для термоупрочненных рельсов установлено две группы качества.

Категория и группа качества устанавливаются для каждого рельса в отдельности после окончания производства и термоупрочнения, после измерения твердости и прямолинейности поверхности катания рельсов (таблица 2.6).

Таблица 2.6

Категории качества рельсов, произведенных по ГОСТ 51685-2000

Показатель Категория качества рельсов
В Т1 Т2
Твердость рельса по поверхности катания головки 363 - 401 341 - 401 321 - 401
Отклонение от прямолинейности поверхности катания на базе измерения 1.5 метра 0,5 0,7 0,8

16. «№ плавки»

На рельсах наносят шифр плавки. Маркировочные знаки имеют высоту 12 мм, и глубину 0,8-1,5 мм.

Шифр плавки включает в себя:

- обозначение способа выплавки стали (К – конверторный, Э - электропечной);

- условное обозначение стали (Х – низколегированная, V – микролегированная ванадием, Т – микролегированная титаном);

- обозначение сталеплавильного агрегата и номер плавки.

17. «Вид рельса»

Указывается вид рельса:

Б/П – рельс, входящий в сварную плеть бесстыкового пути;

ЦК – цельнокатанный рельс звеньевого пути;

С – сварной рельс звеньевого пути (длиной до 100 м);

УР – уравнительный рельс;

ПР – переходной рельс;

ПК – рельс переводной кривой;

РР – рамный рельс;

О – остряк;

ВЫЛ – передний вылет крестовины (усовик);

КРС – сердечник крестовины;

ХРК – ходовой рельс контррельса.

Расположение рельсов, входящих в состав стрелочного перевода, указано в Приложении 5.

18. «Длина рельса»

Указывается длина рельса в метрах, с точностью до сантиметра (например, 12,48). В бесстыковом пути указывается длина каждого рельса, сваренного в плеть.

19. «Дата промера»

Указывается дата промера износа. Промер износа головки рельса производится два раза в пять лет, в начале первого и третьего годов. На участках наиболее интенсивного износа рельсов (устанавливаются начальником дистанции пути), промер производится раз в год.

20. «Величина износа. Вертикальный»

Указывается величина вертикального износа. Износ измеряется при помощи штангенциркуля путевого «Путеец». Способ измерения износа указан в приложении 4. Величина износа измеряется в трех местах: в начале рельса, в середине и в конце рельса. Записывается среднеарифметическое от трех величин.

21. «Величина износа. Боковой. Рабочей грани»

Указывается величина бокового износа рабочей грани, измеренная штангенциркулем путевым. Способ измерения указан в приложении 4. Величина износа измеряется в трех местах: в начале рельса, в середине и в конце рельса. Записывается среднеарифметическое от трех величин.

22. «Величина износа. Боковой. Нерабочей грани»

Указывается величина бокового износа нерабочей грани, измеренная штангенциркулем путевым. Износ нерабочей грани указывается при перекладке рельсовых плетей со сменой рабочего канта.

23. «Величина износа. Смятие и провисание стыка»

Указывается величина смятия стыка. Способ измерения указан в приложении 6.

24. «Величина износа. Волнообразный износ»

Указывается максимальная величина волнообразного износа.

Волнообразный износ проявляется в виде небольших (порядка десятых долей миллиметра) выступов, распределенных более или менее равномерно на поверхности катания. Расстояние между ними 5-7 сантиметров. Вершины их имеют металлический блеск, а впадины темные пятна.

25. «Дата наплавки»

Указывается дата проведения наплавки рельсов.

Наплавка рельсов производится при возникновении следующих отступлений:

– смятие рельсовых концов;

– выкрашивание рельсовых концов (дефект по рисункам 17 и 18), (рисунок 2.2);

– пробуксовка рельсов (дефект по рисунку 14), (рисунок 2.3).

Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru

Рисунок 2.2 Выкрашивание торца рельса

Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru

Рисунок 2.3 Пробуксовка рельса

При возникновении вышеуказанных дефектов, необходимо произвести наплавку рельсов, для восстановления его первоначального профиля, что повлечет продление срока службы рельса. Процесс наплавки представляет собой нанесение металла на поверхность рельса при помощи электродуговой сварки.

26. «Дата шлифовки»

Указывается дата последнего проведения шлифовки рельса.

27. «Вид шлифовки»

Указывается вид шлифовки.

Шлифовка рельсов, осуществляемая рельсошлифовальными поездами, шлифовальными тележками и шлифовальными станками. Шлифовка бывает двух видов:

– профильная (П) – данный вид шлифовки осуществляется шлифовальными поездами. При данном виде шлифовки головка рельса шлифуется по всему ее периметру. Профильная шлифовка может быть назначена по следующим причинам:

а) при шлифовании новых рельсов - для удаления обезуглероженного слоя и заводских геометрических неровностей до уровня требований в соответствии с максимально разрешенными скоростями на данном участке. Первоначальное шлифование новых рельсов выполняется в наиболее короткий срок после укладки и выправки пути в плане и профиле. Шлифование новых рельсов осуществляется за 2-3 прохода РШП. При этом обрабатываются поверхность катания и рабочая грань головки рельса;

б) при шлифовании рельсов с наработкой тоннажа до 150 миллионов тонн брутто – для формирования очертания головки рельса согласно заданному ремонтному профилю, ликвидации волнообразного износа и продольных неровностей либо их уменьшения до норм, устанавливаемых для данных участков пути;

в) при профильном шлифовании рельсов с наработкой более 150 миллиона тонн брутто наряду с удалением продольных неровностей - для восстановления формы головки рельса в зоне рабочей выкружки или ее изменения, в том числе и для недопущения появления в рельсах дефектов контактно-усталостного характера.

– шлифовка (Ш) - предназначена для устранения неровностей на поверхности катания рельсов, либо на рабочей грани рельсов.

28. «Код дефекта»

В случае если рельс имеет дефект, указывается его код, согласно НТД/ЦП-2-93.

29. «Изолирующий стык»

В случае, если к рельсу прилегает изолирующий стык, в данном разделе указывается номер изолирующего стыка.

Изолирующие стыки, относящиеся к светофору, нумеруются номером светофора и записанной через тире цифрой 1 (правый стык) и цифрой 2 (левый стык). Изолирующие стыки на стрелочных переводах нумеруются следующим образом:

– стык рамного рельса правый – 1, левый – 2;

– стык соединительного пути правый – 3, левый – 4;

– стык переводной кривой правый – 5, левый – 6;

– стык съезда правый 7, левый – 8.

30. «Пропущенный тоннаж. До переукладки»

Указывается для старогодных рельсов тоннаж, пропущенный до укладки его в данный участок пути.

31. «Пропущенный тоннаж. После укладки»

Указывается для рельсов, лежащих в пути тоннаж, пропущенный с момента укладки. Данная информация обновляется ежегодно по состоянию на 1 января.

Пропущенный тоннаж до укладки – это количество груза, пропущенного по данному рельсу. Пропущенный тоннаж измеряется в миллионах тонн брутто.

32. «Дата замены»

Указывается дата замены рельса.

Ход работы

Для выполнения данной лабораторной работы группа делится на 4 подгруппы. Каждой подгруппе выделяется путь на учебном полигоне, для проведения работы.

1. При заполнении разделов 1, 2, 3, 4, 5 исчисление ведется от первого километра в направлении от ангара путевой техники в направление корпуса 8а. В разделе 6 указывается номер стрелочного перевода, расположенного на данном пути. В разделе 19 указывается дата проведения лабораторной работы.

2. В разделе 16 указывается вид рельса, в разделе 17 указывается длина рельса, измеренная при помощи дорожного курвиметра.

3. Для заполнения разделов 7, 9, 13 необходимо найти на шейке рельса его маркировку (рисунок 2.4).

Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru

Рисунок 2.4 Маркировка рельса.

1 – завод изготовитель, 2 – месяц прокатки рельса, 3 – год прокатки рельса, 4 – тип рельса, 5 – направление прокатки, 6 – дополнительная информация.

4. Раздел 16 необходимо найти на шейке рельса номер плавки, указанный вмятыми буквами и цифрами (рисунок 2.5).

Схема обозначения рельсов при заказе. - student2.ru

Рисунок 2.5. Номер плавки рельса

5. Разделы 20 и 21 заполняются по итогам измерения износа штангенциркулем путевым (Приложение 4), раздел 23 заполняется по итогам измерения смятия стыков при помощи метровой линейки и штангенциркуля (Приложение 6), в разделах 22 и 25 значения износов указываются равными нулю.

6. Раздел 28 заполняется для тех путей, на которых имеются изолирующие стыки.

7. Столбцы 12,13, 14 заполняются по исходным данным, указанным в таблицах 2.1 и 2.2.

Содержание отчета по лабораторной работе

В качестве отчета по лабораторной работе представляется заполненная «Ведомость рельсов, лежащих в главных путях» (Приложение 7).

Контрольные вопросы по лабораторной работе

1. Как называется форма учета рельсов?

2. Что такое прокатка рельса?

3. Что такое тип рельса?

4. Что означает «старогодный рельс»

5. От чего зависит группа годности старогодных рельсов?

6. Какие заводы изготавливают рельсы для отечественных железных дорог?

7. Какими буквами обозначаются заводы-изготовители рельсов?

8. Какие бывают категории качества рельса?

9. От чего зависит категория качества рельса?

10. Какая информация о рельсе содержится в шифре плавки?

11. Как измеряется вертикальный износ?

12. Как измеряется горизонтальный износ?

13. Как измеряется смятие рельса в стыке?

14. Чему равна высота рельса Р65?

15. Чему равна ширина головки рельса Р65?

16. Что такое наплавка?

17. В каких случаях производится наплавка?

18. Какие бывают виды шлифовки?

19. Что такое пропущенный тоннаж?

20. В каких единицах измеряется пропущенный тоннаж?

Лабораторная работа №3

Наши рекомендации