Категория качества рельсов, изготовленных по ГОСТ 51685Р-2013.

Рельсы подразделяют:

по назначению:

а) рельсы общего назначения;

б) рельсы специального назначения:

1) рельсы низкотемпературной надежности (НН);

2) рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости (ИК);

3) рельсы для скоростного совмещенного движения (СС);

4) рельсы для высокоскоростного движения (ВС);

по типам:

а) Р50;

б) Р65;

в) Р65К (для наружных нитей кривых участков пути);

г) Р75;

по способу выплавки стали:

а) в конвертере (К);

б) в электропечи (Э);

по термическому упрочнению:

а) термоупрочненные, подвергнутые дифференцированному упрочнению по сечению рельса (ДТ);

б) термоупрочненные, подвергнутые объемной закалке и отпуску (ОТ);

в) нетермоупрочненные (НТ);

по классу прочности (минимальной твердости):

а) 370 (термоупрочненные);

б) 350 (термоупрочненные);

в) 320 (нетермоупрочненные);

г) 300 (нетермоупрочненные);

д) 260 (нетермоупрочненные);

по классу точности изготовления профиля (классу профиля):

а) Х;

6) Y;

по классу прямолинейности:

а) А;

б) В;

в) С;

по классу качества поверхности:

а) Е;

б) Р;

по наличию болтовых отверстий на концах:

а) с отверстиями;

б) без отверстий.

Классификация по категориям рельсов, изготавливаемых по настоящему стандарту, приведена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Категории рельсов

Обозначение категории Характеристика категории рельсов
ДТ370ИК Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости
ОТ370ИК Объемно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости
ДТ350ВС Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для высокоскоростного пассажирского движения
ДТ350СС Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для скоростного совмещенного движения
ОТ350СС Объемно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения
ДТ350НН Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева низкотемпературной надежности
ОТ350НН Объемно термоупрочненные низкотемпературной надежности
ДТ350 Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева общего назначения
ОТ350 Объемно термоупрочненные общего назначения
НТ320ВС Нетермоупрочненные для высокоскоростного пассажирского движения
НТ320 Нетермоупрочненные высокой прочности общего назначения
НТ300 Нетермоупрочненные повышенной прочности общего назначения
НТ260 Нетермоупрочненные обычной прочности общего назначения


Размеры поперечного сечения рельса.

Основные размеры поперечного сечения рельса приведены на рисунке 1.2 и в таблице 1.3. Допускаемые отклонения размеров и формы поперечного сечения рельсов приведены в таблице 1.4.

Категория качества рельсов, изготовленных по ГОСТ 51685Р-2013. - student2.ru

Рисунок 2. Основные размеры поперечного сечения рельса

1 - головка рельса; 2 - шейка рельса; 3 - подошва рельса

Таблица 1.3

Основные размеры поперечного сечения рельсов

Размер поперечного сечения Обозначение Значение размера для рельса типа, мм
Р50 Р65 Р65К Р75
Высота рельса Н 152,0 180,0 181,0 192,0
Высота шейки h 83,0 105,0 105,0 104,4
Ширина головки b 72,0 75,0 75,0 75,0
Ширина подошвы B 132,0 150,0 150,0 150,0
Толщина шейки e 16,0 18,0 18,0 20,0
Высота пера подошвы m 10,5 11,2 11,2 13,5

Таблица 1.4

Допускаемые отклонения размеров и формы поперечного сечения рельсов

Наименование показателя Обозначение Класс профиля рельса
X Y
Высота рельса, мм: типа Р50 H ±0,5 +0,5 -1,0
типа Р65, Р75 ±0,6 +0,6 -1,1
типа Р65К - +1,3 -1,0
Высота шейки, мм h ±0,5 +0,6
Ширина головки, мм b ±0,5 +0,6 -0,5
Ширина подошвы, мм B ±1,0 +1,5 -1,0
Толщина шейки, мм e +1,0 -0,5
Высота пера подошвы, мм m +0,75 -0,50
Отклонение формы поверхности катания от номинальной для рельсов, мм: класса прямолинейности А - +0,6 -0,3
классов прямолинейности В и С - ±0,6
Несимметричность рельса, мм - ±1,2
Выпуклость основания подошвы, мм - 0,3 0,5
Примечание - Нормы по отклонению формы поверхности катания от номинальной не распространяются на рельсы типа Р65К.

Прямолинейность рельсов.

Отклонения от прямолинейности на заданной базовой длине для рельсов соответствующих классов не должны превышать значений, указанных в таблице 1.5.

Таблица 1.5

Допускаемые отклонения рельсов от прямолинейности

Элемент рельса* Направление отклонения Класс А Класс В Класс С
d, мм L, м d, мм L, м d, мм L, м
Основная часть рельса В вертикальной плоскости 0,30 0,40 0,60 1,5
и и    
0,20 0,30    
В горизонтальной плоскости 0,45 1,5 0,60 1,5 0,80  
Концевая зона рельса Длина зоны 2 м 1,5 м
В вертикальной плоскости вверх 0,40 0,50 1,5 0,70 1,5
и        
0,30        
В вертикальной плоскости вниз 0,2 мм при 0,6 м
В горизонтальной плоскости 0,60 0,50 1,5 0,50 1,5
и        
0,40        
Переходная зона Длина зоны 2 м 1,5 м
В вертикальной плоскости 0,30 0,40 1,5 - -
В горизонтальной плоскости 0,60 0,40 1,5 - -
Рельс в целом В вертикальной плоскости Для рельсов длиной 25 м и более - кривизна рельса, лежащего на подошве или головке, не более 10 мм
Для рельсов длиной менее 25 м:
Прогиб не более 1/2500 длины рельса Прогиб не более 1/2200 длины рельса

Нормы прямолинейности класса А применяют для рельсов категорий ВС и СС, классов В и С - для рельсов остальных категорий.

Химический состав рельсов.

Химический состав стали, определяемый по ковшовой пробе, должен соответствовать, указанному в таблице 1.6.

Таблица 1.6

Химический состав стали

                   
Марка стали Массовая доля элементов, %
Углерод Марганец Кремний Ванадий Хром Азот Фосфор Сера Алюминий
Не более
90ХАФ 0,83-0,95 0,75-1,25 0,25-0,60 0,08-0,15 0,20-0,60 0,010-0,020 0,020 0,020 0,004
76ХАФ 0,71-0,82 0,75-1,25 0,25-0,60 0,05-0,15 0,20-0,80 0,010-0,020 0,020 0,020 0,004
76ХФ 0,71-0,82 0,75-1,25 0,25-0,60 0,03-0,15 0,20-0,80 - 0,020 0,020 0,004
76ХСФ 0,71-0,82 0,75-1,25 0,25-0,60 0,05-0,15 0,50-1,25 - 0,020 0,020 0,004
90АФ 0,83-0,95 0,75-1,25 0,25-0,60 0,08-0,15 Не более 0,20 0,010-0,020 0,020 0,020 0,004
76АФ 0,71-0,82 0,75-1,25 0,25-0,60 0,05-0,15 Не более 0,20 0,010-0,020 0,020 0,020 0,004
76Ф 0,71-0,82 0,75-1,25 0,25-0,60 0,03-0,15 Не более 0,20 - 0,020 0,020 0,004

Категории рельсов устанавливаются с учетом марки стали и термической обработки рельсов по таблице 1.7.

Таблица 1.7

Категории рельсов в зависимости от марки стали и термической

обработки рельсов

Марка стали Категории рельсов по термическому упрочнению
ДТ ОТ НТ
90ХАФ ДТ370ИК - -
90АФ ДТ370ИК ОТ370ИК -
76ХАФ ДТ350НН - -
76АФ ДТ350НН ДТ350НН -
76ХФ ДТ350ВС ДТ350СС ДТ350   НТ300
76ХСФ - - НТ320ВС НТ320
76Ф ДТ350ВС ДТ350СС ДТ350 ДТ350СС ОТ350 НТ260

Механические свойства.

Механические свойства при испытаниях на растяжение и ударный изгиб должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.8.

Таблица 1.8

Механические свойства

Категория рельсов Временное сопротивление σВ, Н/мм Предел текучести, σ0.2, Н/мм Относительное удлинение, δ, % Относительное сужение, ψ, % Ударная вязкость, KSU, Дж/см
  не менее
ОТ370ИК 8,0 20,0
ДТ370ИК     9,0 14,0  
ОТ350 ОТ350НН ОТ350СС 8,0 25,0
ДТ350 ДТ350НН ДТ350СС ДТ350ВС 9,0 25,0
НТ320 НТ320ВС 9,0 - -
НТ300 8,0 - -
НТ260 8,0 - -
Примечания: 1 Ударную вязкость для рельсов категорий ОТ350НН и ДТ350НН определяют при температуре образцов минус 60 °С, а для рельсов остальных категорий - при комнатной температуре. 2 Ударная вязкость для рельсов категории ДТ350НН из стали марки 76АФ, дифференцированно термоупрочненных с повторного нагрева, должна быть не менее 25 Дж/см

Наши рекомендации