Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли

объемы и затраты цены и прибыли
Y C AC MC
-250 -150 -50
                 
40,5 -40 +120
                 
                 
40,1 -10
                 
40,3 -40
                 
41,7 -250
                 
42,9 -490 -150
                 
-1000 -600 -200
                 
46,5 -1440 -1000 -560

В случае же несовершенной конкуренции производитель может оказывать непосредственное влияние на цену. В особенности это относится к монопольному производителю товара, который формирует цену из соображения разумной рентабельности.

Рассмотрим фирму с линейной функцией издержек, которая определяет цену таким образом, чтобы прибыль составляла определенный процент (долю 0 < g < 1) от валового дохода, т.е.:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru .

Отсюда имеем:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru .

Валовый доход:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru

и производство оказывается безубыточным, начиная с самых малых объемов производства ( Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru ). Легко видеть, что цена зависит от объема, т.е.p = p(y) и при увеличении объема производства (у) цена товара уменьшается, т.е. Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru . Это положение имеет место для монополиста и в общем случае.

Требование максимизации прибыли для монополиста имеет вид:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru

Предполагая по-прежнему, что Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru , имеем уравнение для нахождения оптимального выпуска ( Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru )

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru

Полезно заметить, что оптимальный выпуск монополиста ( Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru ), как правило, не превосходит оптимального выпуска конкурентного производителя Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru в формуле (*).

Более реалистичная (но также простая) модель фирмы используется для того, чтобы учесть ресурсные ограничения , которые играют очень большую роль в хозяйственной деятельности производителей. В модели выделяется один наиболее дефицитный ресурс (рабочая сила, основные фонды, редкий материал, энергия и т.п.) и предполагается, что фирма может его использовать не более, чем в количестве Q. Фирма может производить n различных продуктов. Пусть y1,..., yj,..., ynискомые объемы производства этих продуктов; p1,..., pj,..., pn –их цены. Пусть также q – цена единицы дефицитного ресурса. Тогда валовый доход фирмы равен

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru ,

а прибыль составит

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru .

Легко видеть, что при фиксированных qиQ, задача о максимизации прибыли преобразуется в задачу максимизации валового дохода.

Предположим далее, что функция издержек ресурса для каждого продукта Cj(yj), обладает теми же свойствами, которые были высказаны выше для функции С(у). Таким образом, Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru и Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru .

В окончательном виде модель оптимального поведения фирмы с одним ограниченным ресурсом следующая:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru

Нетрудно видеть, что в достаточно общем случае решением этой оптимизационной задачи находится путем исследования системы уравнений:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru (**)

где l – множитель Лагранжа.

Заметим, что соотношение Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru является по существу аналогом отмеченного выше совпадения в оптимальной точке маргинального дохода и маргинальных издержек. В случае квадратичных функций издержек Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru из системы (**) имеем:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru (***)

Заметим, что оптимальный выбор фирмы зависит от всей совокупности цен на продукты (p1,...,pn); причем этот выбор является однородной функцией системы цен, т.е. при одновременном изменении цен в одинаковое количество раз оптимальные выпуски Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru не изменяются. Нетрудно видеть также, что из (***) следует, что при увеличении цены на продукт j (при неизменных ценах на другие продукты) его выпуск следует увеличить с целью получения максимальной прибыли, т.е.:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru ,

а производство остальных товаров уменьшится, т.е.

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru .

Эти соотношения в совокупности показывают, что в данной модели все продукты являются конкурирующими. Из формулы (***) вытекает также очевидное соотношение:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru ,

т.е. при увеличении объема ресурса (капиталовложений, рабочей силы и т.п.) оптимальные выпуски увеличиваются.

В заключение параграфа приведем ряд простых примеров, которые помогут лучше понять правило оптимального выбора фирмы по принципу максимума прибыли:

1) пусть n = 2; p1 = p2 = 1; a1 = a2 = 1; Q = 0.5; q = 0.5.

Тогда из (***) имеем:

Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru

2) пусть теперь все условия остались прежними, но удвоилась цена на первый продукт: p1 = 2.

Тогда оптимальный по прибыли план фирмы: Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru

Ожидаемая максимальная прибыль заметно возрастает: Данные об объемах выпуска, затратах и прибыли - student2.ru

3) заметим, что в предыдущем примере 2, фирма должна изменить объемы производств, увеличив производство первого и уменьшив производство второго продукта. Предположим, однако, что фирма не гонится за максимальной прибылью и не станет менять налаженное производство, т.е. выберет программу y1=0.5; y2 = 0.5.

Оказывается, что в этом случае прибыль составит П = 1.25. Это означает, что при повышении цен на рынке фирма может получить значительное увеличение прибыли без изменения плана выпуска.

Наши рекомендации