Функции предложения и их свойства
Функция предложения S(p) описывает зависимость между рыночной ценой товара и его предложением на изолированном рынке этого товара. В общем случае следует исходить из того, что рассматриваемый продукт производится на достаточно большом количестве конкурирующих между собой предприятий. В такой ситуации естественно считать, что каждый производитель стремится к наибольшей прибыли, и его индивидуальный выпуск продукта увеличивается по мере роста цены на этот продукт. Но тогда и общее предложение товара на рынке S(p), как сумма индивидуальных выпусков, является возрастающей функцией цены, т.е. S¢(p)>0.
В более специфических ситуациях (олигополия, монополия) поведение предприятия, как показывает пример, приведенный выше, необязательно определяется стремлением к максимальной прибыли; поскольку при повышении цены производитель может обеспечить себе заметный прирост прибыли и без увеличения объема выпуска. Таким образом, строго говоря, должны быть исследованы случаи, когда S(p)=const или даже S¢(p)<0 (рис. 6.9).
Рис. 6.9. Возрастающая, неизменная и убывающая функции предложения
Здесь представлено семейство функций предложения. Линия AB соответствует совершенной конкуренции и стремлению производителей к получению максимальной прибыли, линия AC отвечает неизменному выпуску, который, тем не менее, дает возможность вести хозяйство с приличной прибылью в условиях несовершенной конкуренции; линия АД представляет снижающийся объем производства, что возможно в условиях монополии и резкого роста цен.
В дальнейшем анализе в качестве основного рассматривается состояние совершенной конкуренции и рост предложения в зависимости от роста цен. Для практических расчетов применяются функции предложения двух основных видов, параметры которых определяются путем обработки статистических данных:
1) линейная функция:
S(p) = b0 + b1p (b0 > 0; b1 > 0);
2) степенная функция:
S(p) = b0 pb (b0 > 0; b > 0).
Коэффициент эластичности предложения по цене (ESp) показывает, на сколько процентов увеличится предложение товара, если его цена вырастает на 1%.
Для линейной функции предложения:
где – средние значения цены и предложения по таблице наблюдений.
Для степенной функции:
Для функции предложения, определяемой как решение рассмотренной выше задачи оптимизации прибыли (см.*) имеем:
Эластичность предложения по цене:
т.е. полностью определяется характером постоянных и переменных издержек.
В более общем случае объем предложения j-того товара рассматривается не только в зависимости от его цены (pj), но и от цен на другие товары. В этой ситуации система функций предложения имеет вид:
,
где n – количество наименований товаров.
Товары i и j называются конкурирующими, если перекрестная эластичность:
т.е. при увеличении цены уменьшается выпуск j-того товара; товары являются комплектными, если
В этом случае рост производства одного товара необходимо вызывает увеличение выпуска другого.