Факторы внешней среды прямого воздействия
Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и внешней (окружающей) среды. Внешняя среда — совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия. Для более детального анализа предприятия, результаты которого дадут некоторое, отчасти более расширенное, представление о том, что из себя представляет интересующая компания, рекомендуется выявить факторы как внешней, так и внутренней среды организации. Именно в интересах непосредственного руководителя уделять особое внимание быстро изменяющейся среде и её воздействиям на внутреннее строение организации.
При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа: факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшим окружением, и факторы косвенного воздействия, иногда называемые общим окружением. К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. [2]
1. Поставщики. К этой категории внешней среды обычно относят:
а) поставщиков материалов, энергии, оборудования и комплектующих, т. е. здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т. д. Вместе с тем в отношениях между фирмами-покупателями и фирмами-поставщиками происходят изменения, базирующиеся на японской системе субподряда, организации эффективной системы поставок. При этом поставщикам передаются дополнительные полномочия и ответственность как в области проектирования, так и области производства продукции, что позволяет говорить уже об управлении поставщиками;
б) поставщиков капитала и финансовых услуг, здесь проявляется зависимость от объемов, условий займов и взаиморасчетов, страховых услуг и т.п. Обычно выделяют следующих инвесторов: банки, страховые компании, прочие финансовые и нефинансовые компании, программы государственных учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица.
в) трудовые ресурсы - то есть зависимость фирмы от рынка, прежде всего квалифицированных кадров, требований по уровню заработной платы.
2. Законы и государственные органы. Каждая организация имеет конкретный правовой статус, что и определяет, как она может вести дела, какие имеет права и какие обязанности несет перед государством и местными органами управления. Государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое - через законодательные акты
3. Потребители - фактор на современном маркетинговом этапе развития менеджмента рассматривается как его основа. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и, следовательно, получить свое развитие. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, её цели и стратегию. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос. Более того, следует не только прогнозировать, но и оказывать влияние, "создавать" потребителя. Иногда трудно бывает идентифицировать потребителя, т. е. составить четкое представление о структуре потребностей, которые должны быть удовлетворены, особенно если речь идет о торговых структурах, которые получают все более широкое распространение. Производители промышленной продукции обычно имели дело с конечными её потребителями и производителями основных средств производства. Но сейчас они столкнулись с новой ситуацией. Так как их продукция по способу реализации приобретает характер предметов потребления, то дилеры (агенты и распространители) выходят на первый план в сфере реализации как предметов потребления, так и промышленной продукции. Если в таком случае возникает необходимость в изучении структуры запросов новых потребителей, то этим, как правило, занимаются дилеры.
4. Конкуренты. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какой товар и по какой цене можно продавать. Более того, потеря, например, 10% доли рынка обычно влечет за собой снижение нормы прибыли на 5-8% .
Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Наряду с борьбой за рынки сбыта, возрастает конкурентная борьба за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических нововведений.
Современное развитие науки и техники в условиях НТР существенно обострило конкурентную борьбу между фирмами. Важнейшим условием процветания фирмы является её постоянное совершенствование и, прежде всего на базе современных достижений науки и техники. Научное открытие или принципиально новый товар или услуга могут вознести фирму на вершину успеха.
Вместе с тем необходимо отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.
5. Собственники. Львиную долю воздействия на организацию оказывает форма собственности и собственно её представители - собственники. Этот фактор, впрочем, как и другие, тесно переплетается с остальными, как внутренней среды, так и внешней среды организации. В условиях диффузии капитала, развития акционерного капитала формируется обширный слой собственников, оказывающих существенное влияние на развитие организаций.
Сырье, а именно нефть, в АО «АНХК» поставляется по нефтепроводу, принадлежащему АК «Транснефть», из месторождений в Западной Сибири. Также сырье поступает железнодорожным транспортом из Якутии и северных районов Иркутской области. Бесперебойные и своевременные поставки сырья, а также близость месторождений-источников, свидетельствуют о том, что в сырье компания не нуждается, а получает все вовремя и быстро, что делает ее наиболее приспособленной и конкурентоспособной.
Сегодня АО «АНХП» - развивающийся проектный институт, входящий в состав ОАО «НК Роснефть». В составе ОАО «НК Роснефть» институт получил дальнейшее развитие и выполняет работы в области не только нефтехимии и нефтепереработки, но и нефтедобычи. Общество имеет филиалы в городах Ачинске Красноярского края, Находка Приморского края, Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края и представителя в Москве. Ключевые приоритеты: постоянное совершенствование деловой практики и повышение производительности труда, работа с молодыми специалистами, обучение и развитие персонала.
АО «АНХП», являясь корпоративным институтом Downstream ОАО «НК Роснефть», принимает участие в реализации государственной программы по модернизации нефтегазоперерабатывающих предприятий и в программе модернизации перерабатывающих мощностей ОАО «НК Роснефть», которые предполагают решение следующих задач:
- Обеспечение соответствия качества моторного топлива требованиям Технического регламента (регламент утвержден правительством России в 2008 г.);
- улучшение структуры выпуска продукции;
- повышения эффективности НПЗ путем сокращения расходов и потерь.
С 2011 года АО «АНХП» является генеральным проектировщиком крупнейшего нефтехимического комплекса в России – ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», который планируется построить в приморском крае. Значительную долю работ составляют процессы по подготовке ПСД для ООО «РН-Комсомольский НПЗ» (технологические установки и объекты ОЗХ), ОАО «Ачинский НПЗ ВНК» (объекты инфраструктуры и соцкультбыта) и ООО «Пурнефтепереработка». АО «АНХП» участвует в разработке ПСД для блока Upstream (нефтедобыча) по разработке Ванкорского нефтегазового месторождения, крупнейшего открытого и введенного в эксплуатацию в России за последние 25 лет. Таким образом, АНХП является надежным партнером государства и не имеет трудностей, а также проблем с финансированием.
Продукция АНХК с успехом реализуется в Иркутской области, Бурятии, Дальнем Востоке. Крупнейшие потребители продукции НПЗ: Братский ЦБК, Усть-Илимский ЛПК, Владивостокавиа, Красноярские авиалинии, ОГУП «Дорожная служба Иркутской области» и другие. Кроме того, продукция НПЗ поставляется в Монголию (бензин, дизельное топливо, авиакеросин, мазут топочный, масла), Китай (масла), Сингапур (мазут топочный), Японию (мариндизель), Корею и другие страны. Общий объем экспортируемой с АНХК продукции приблизительно 2,6 млн. тонн в год.
Российская Федерация является основным игроком на рынке добычи и производства черного золота. Правительство страны уделяет отдельное внимание вопросам касаемо нефтепереработки. Нефть – стратегически-важный ресурс, источник процветания экономики страны. Однако нефть в сыром виде не применяется ни в качестве топлива, ни в виде сырья для промышленности. Она должна поддаваться переработке – первичной и вторичной. Этим и занимаются нефтехимические предприятия. Их рост за последнее время значительно увеличился. Рост числа компаний неизбежно приводит к конкуренции между ними. Основными оппонентами АО «АНХК» являются такие институциональные образования или компании, как «Салаватнефтеоргсинтез», «Уфаоргсинтез». Из числа возможных оппонентов рассматриваемой компании выделяются те, чье географическое положение совпадает с АНХК, а значит идет борьба за иркутского потребителя. Такие компании как ОАО «Саянскнефтехимпром», ОАО «Усольехимпром». [5]
В настоящий момент принято говорить, что на территории Иркутской области существует полноценный кластер предприятий нефтехимической отрасли, о чем свидетельствуют признаки кластерного образования:
- Размещение однородных и технологически взаимосвязанных друг с другом предприятий на территории близко расположенных друг к другу городов (Ангарска, Саянска, Усолья);
- высокий экспортный потенциал кластера, конкурентоспособность продукции основных его участников на рынке;
- присутствие явных признаков конкуренции в системы взаимоотношений между перечисленными компаниями [1];
- наличие интеграции внутри кластера, взаимосвязанность его участников посредством единой технологической цепочки.
Стоит упоминания суть понятия «кластер» - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
"АНГАРСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ" – акционерное общество, а значит капитал предприятия формируется посредством выпуска и продажи акций, а прибыль распределяется между акционерами.