Основные положения Межотраслевых общих правил по охране труда
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (далее – Правила), распространяются на всех нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности.
Правилами установлены требования к:
организации работы по охране труда;
территории организации;
содержанию, правильной эксплуатации и осуществлению надзора (наблюдения) за зданиями и сооружениями организации;
отоплению и вентиляции;
организации технологических процессов;
производственному оборудованию, рабочим местам;
выполнению слесарных, слесарно-сборочных и столярных работ;
ручным пневматическим машинам;
ручным электрическим машинам и светильникам;
эксплуатации автомобильного транспорта;
организации и безопасному выполнению строительно-монтажных, ремонтно-строительных, земляных работ;
погрузочно-разгрузочным и складским работам;
устройству и безопасной эксплуатации деревообрабатывающего оборудования;
работе с химическими веществами;
обеспечению электробезопасности;
применению средств индивидуальной защиты.
Установлено, что при отсутствии в данных или иных требований по охране труда наниматели принимают необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда работающих.
Определено, что лица, виновные в нарушении данных Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
53. Полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда
Согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»
республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:
государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;
разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;
анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных им организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике;
организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных им организаций;
организацию проведения научно-исследовательских работ в области условий и охраны труда;
информационное обеспечение подчиненных им организаций по вопросам охраны труда;
пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных им организациях;
международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда;
иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
54. Организация государственного надзора за техническим состоянием тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1992 г. № 377 (в редакции 26.11.2007 № 1612) государственный надзор за техническим состоянием тракторов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования осуществляется через систему органов Гостехнадзора, в которую входят:
– Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор);
– Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования в областях;
– районные инспекции гостехнадзора;
– городские инспекции гостехнадзора.
Органы гостехнадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
·осуществляют надзор за техническим состоянием названной техники, проводят периодически ее технические осмотры;
·проводят регистрацию и ведут учет техники, выдают в установленном порядке технические паспорта и государственные номерные знаки;
·осуществляют регистрацию учебных организаций по подготовке механизаторов, принимают экзамены по Правилам дорожного движения, технической эксплуатации и навыкам практического вождения техники, выдают удостоверения на право управления ею;
·организуют работу комиссий по осмотру техники и выдают заключения о ее соответствии техническим требованиям;
·контролируют выполнение предприятиями, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, соблюдение правил технической эксплуатации и содержание в исправном состоянии тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин.
55. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда
Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании надзорной деятельности в РБ» определен перечень контролирующих надзорных органов с указанием сфер их деятельности.
Государственные органы надзора и контроля осуществляют:
надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (Департамент государственной инспекции труда);
надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор);
надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госаттомнадзор);
надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок (Госэнергонадзор);
надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (Госсаннадзор);
контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (Государственная экспертиза по условиям труда);
контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (МВД);
надзор за обеспечением пожарной безопасности (Госпожнадзор);
надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзор).
Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право:
беспрепятственно осуществлять проверки, получать от нанимателей и должностных лиц необходимые документы, разъяснения;
выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений;
приостанавливать работу предприятий, цехов, участков, оборудования, транспортных средств, если производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;
налагать на должностных лиц и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных актов по охране труда;
направлять в установленном порядке представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения лиц, нарушающих законодательство об охране труда, к уголовной ответственности.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения.
Обжалование указанных решений осуществляется в соответствии с законодательством.
56. Полномочия Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзора)
Полномочия Госпромнадзора определены Указом Президента РБ от 29.12.2006 № 756.
Основными задачами департамента являются:
осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной, технической безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
Согласно названному Положению основными задачами департамента являются:
– осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной, технической, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
– предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;
– регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;
– выполнение иных задач по поручению МЧС.
Департамент осуществляет в установленном порядке государственный надзор за:
производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, а также производствами и объектами с вредными веществами;
оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефте- и нефтепродуктоводами;
металлургическими производствами;
горными работами;
охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;
перевозкой опасных грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;
производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;
промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями.
Госпромнадзору предоставлено право:
в пределах своей компетенции проводить проверку поднадзорных организаций, производств, объектов;
выдавать обязательные для исполнения указания и предписания об устранении нарушений, недостатков, в том числе о приостановке или запрещении работы оборудования, объектов, производств, цехов, изготовления поднадзорной продукции, технических устройств;
изымать выданные департаментом лицензии, разрешения, аттестаты аккредитации, свидетельства, отменять или приостанавливать действие сертификатов, лицензий, разрешений, если не выполняются требования безопасности, охраны и рационального использования недр;
привлекать в установленном законодательством порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за невыполнение или нарушение ими правил и норм безопасности, рационального использования недр;
вносить в установленном порядке представления руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, об отмене их решений, если они приняты в нарушение действующего законодательства, требований нормативно-технических документов, а также об освобождении от занимаемых должностей лиц, не прошедших обучения правилам безопасности, систематически не выполняющих требований обеспечения безопасности поднадзорных объектов и производств, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов.
57. Экономические санкции к нанимателям и штрафы к должностным лицам за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда
Согласно Кодексу Республики Беларусь 21 апреля 2003 г. № 194-з об административных правонарушениях (вступил в силу с 01.03.2007):
- Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до трехсот базовых величин.
- То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от ста до четырехсот базовых величин.
- Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, - от четырех до десяти базовых величин.
- Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража –от десяти до сорока базовых величин.
- Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, - от двадцати до пятидесяти базовых величин.
- Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы - от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
- Незаконное привлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к ответственности - от двадцати до ста базовых величин.
- Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, - от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
- Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, причинившие вред работнику, - от четырех до двадцати базовых величин.
- Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.