Порядок применения межгосударственных стандартов

Порядок применения межгосударственных (региональных) стандартов предусмотрен ст. 20 “Применение государственных стандартов” и ст. 21 “Применение международных и межгосударственных (региональных) стандартов” Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3 “О техническом нормировании и стандартизации”.

Межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь.

Межгосударственные (региональные) стандарты вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов.

Межгосударственные (региональные) стандарты являются добровольными для применения.

Межгосударственные (региональные) стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.

Межгосударственные (региональные) стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Межгосударственные (региональные) стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов.

Если в техническом регламенте дана ссылка на межгосударственный (региональный) стандарт, то требования этого межгосударственного (регионального) стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции /услуги/ в доброволь­ном порядке применили межгосударственный (региональный) стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции /услуги/ (использовав обо­значение межгосударственного (регионального) стандарта или знак соответствия межгосударственным (региональным) стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция /услуга/ производите­ля или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям межгосударственного (регионального) стандарта, соблюдение требований межгосударственного (регионального) стандарта для них становится обяза­тельным.

51. Межотраслевые и отраслевые нормативные акты (документы) по охране труда. Порядок их разработки, принятия и отмены

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 № 150 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Республике Беларусь» к межотраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты.

Право разрабатывать и утверждать межотраслевые нормативные правовые акты предоставлено Министерству труда и социальной защиты или этому Министерству совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

К отраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ О), другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты.

Право разрабатывать и утверждать отраслевые нормативные правовые акты предоставлено республиканским органам государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

Рекомендациями по изложению государственных нормативных требований охраны труда в нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 марта 2003 г. № 34, предусмотрен следующий порядок их подготовки:

составление плана работы, предусматривающего этапы подготовки проекта правил с указанием сроков их выполнения;

подготовка проекта первой редакции правил, направление его на рассмотрение заинтересованным организациям;

анализ полученных замечаний и предложений;

доработка проекта правил;

согласование в установленном порядке проекта правил с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

52. Полномочия Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Полномочия департамента определены Положением, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959.

Согласно Положению Департамент осуществляет специальные надзорные и контрольные функции за соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми нанимателями независимо от форм собственности. Департамент:

заслушивает уполномоченных должностных лиц республиканских органов государственного управления, нанимателей по вопросам соблюде­ния законодательства о труде, требует от них объяснения по фактам выяв­ленных нарушений;

вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству нормативных пра­вовых актов республиканских органов государственного управления, мест­ных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей;

вносит предложения соответствующим органам и нанимателям о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения законодатель­ства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемой должности;

контролирует проведение республиканскими органами государст­венного управления, местными исполнительными и распорядительными ор­ганами и нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов, проверке их знаний законодательства о труде и охране труда и требует в предусмотренных случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам.

Государственный инспектор труда имеет право:

по предъявлении удостоверения установленного образца беспре­пятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в по­мещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;

знакомиться с документами, ведение которых предписано законо­дательством о труде для проверки их соответствия законодательству, полу­чать копии этих документов, если на это отсутствуют законодательные ог­раничения;

выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде;

требовать от нанимателей путем выдачи предписаний отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по во­просам охраны труда;

приостанавливать (запрещать) работу предприятий, цехов, производственных участков, оборудования в случае выявления нарушений пра­вил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений в установленном порядке;

проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, о лицах, допустивших нарушения зако­нодательства о труде и охране труда;

налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц, применять к нанимате­лям экономические санкции;

получать от нанимателей и уполномоченных должностных лиц не­обходимые документы (сведения) по операциям и счетам, связанные с на­числением и выплатой заработной платы;

запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствую­щих требованиям нормативно-технической документации;

устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающего право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора.

Наши рекомендации