Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З "Об охране труда" и ст. 55 и 226 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать:
здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдение установленных нормативными правовыми актами (документами) требований по охране труда;
постоянный контроль знания и соблюдения работниками требований инструкции по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременное и правильное проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве;
в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременное предоставление гарантий и компенсаций в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдение норм по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;
работников в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;
соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами и трудовыми договорами;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;
проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;
выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения;
беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставление сведений по охране труда в пределах их компетенции;
назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
36. Прекращение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по желанию работника
Прекращение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по желанию работника предусмотрено статьей 40 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Работник имеет право расторгнуть договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, предупредив об этом нанимателя письменным заявлением за один месяц.
В течение месячного срока со дня предупреждения на работника распространяется трудовое законодательство. К нему, например, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения с работы за виновные действия.
По истечении срока предупреждения работник вправе прекратить работу, а наниматель обязан выдать ему трудовую книжку и произвести расчет. Если наниматель это не сделает, то наступает ответственность, например, в виде выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула.
Работник имеет право до истечения срока предупреждения письменно отозвать свое заявление, если на его место не приглашен другой работник, которому в соответствии с законодательством не может быть отказано в заключении трудового договора.
По соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, трудовой договор может быть расторгнут до истечения срока предупреждения.
При наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, пенсионный возраст, радиоактивное загрязнение территории и другие), а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
37. Содержание коллективных договоров и соглашений
Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также ТК РБ в предусмотренных им случаях. При этом следует иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает право нанимателя устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. В ряде статей ТК РБ предусматривается обязанность нанимателя через коллективный договор регламентировать нормы, касающиеся установления особых условий предоставления отдельным категориям работников определенных льгот и преимуществ (увеличение выплат, установление системы поощрений за достижения в труде, регламентирование рабочего времени и др.), конкретизировать положения законодательства применительно к конкретным условиям работы нанимателя.
Законодательство определяет лишь примерный перечень положений, которые могут быть включены в договор. Это положения об (о):
организации труда и повышении эффективности производства;
нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
заключении и расторжении трудовых договоров;
обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
других трудовых и социально-экономических условиях.
Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.
Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.
Что касается соглашений, то их содержание определяется сторонами в пределах их компетенции. Если, к примеру, объединение (ассоциация, концерн и т.п.) заключило соглашение по вопросам, не переданным (уставом, учредительным договором или иным документом о делегировании соответствующих полномочий) в его компетенцию входящим в него предприятием, то соответствующие условия соглашения для данного предприятия не будут иметь юридической силы.
Генеральное соглашение может содержать положения о (об):
развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
обеспечении занятости;
охране труда и окружающей среды;
иных трудовых и социально-экономических условиях.
Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.
Сфера действия соглашения определяется сторонами в пределах их компетенции.
38. Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда
За нарушение законодательства об охране труда предусмотрены следующие виды ответственности:
дисциплинарная, предусмотрена ТК РБ (замечание, выговор, увольнение);
административная (штрафы на должностных лиц), предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 300 базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года влечет штраф от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 400 базовых величин;
уголовная, предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь (до 7 лет лишения свободы).
Если нарушение законодательства об охране труда повлекло материальный ущерб нанимателю нарушитель может быть привлечен к материальной ответственности.
39. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
Согласно Конституции РБ, трудовому кодексу РБ, а также постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 № 904, которым утверждена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:
приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
40. Понятие охраны труда. Социально-экономическое значение охраны труда
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда –это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.
По экспертным оценкам, потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исходом составляют сумму, эквивалентную 75 тыс. долларов США.
Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.