Основные задачи санитарно-эпидемической службы

Согласно Закону Республики Беларусь “О санитарно-эпидемическом благополучии населения” основной задачей санитарно-эпидемической службы является осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в Республике Беларусь, составляют единую систему, возглавляемую Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь.

Организация и проведение государственного санитарного надзора на территории Республики Беларусь возлагаются на следующих должностных лиц:

Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и его заместителей;

главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов, районов в городе и их заместителей;

иных должностных лиц и специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Указанные лица имеют право в установленном порядке:

вызывать должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства Республики Беларусь и санитарных правил;

рассматривать дела о санитарных правонарушениях, налагать административные взыскания;

передавать материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным;

проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и противорадиационных мероприятий при возникновении профессиональных и групповых заболеваний и отравлений людей;

получать бесплатно и без каких-либо ограничений от предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения задач, возложенных на органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор;

отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;

беспрепятственно посещать в любое время суток и без предварительного уведомления (при предъявлении служебного удостоверения) предприятия, учреждения и организации с целью проверки соблюдения санитарного законодательства Республики Беларусь и санитарных правил;

приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:

работы по проектированию и строительству объектов и их пусковых комплексов;

эксплуатацию действующих предприятий, учреждений, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ;

разработку, производство, применение (использование) и реализацию продукции хозяйственного комплекса.

42. Полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда

Согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»
республиканские органы государственного управления и иные государ­ственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:

государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;

разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных пра­вовых актов, содержащих требования по охране труда, разработку и реа­лизацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;

анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, пас­портизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболевае­мости в подчиненных им организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике;

организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных им организаций;

организацию проведения научно-исследовательских работ в области условий и охраны труда;

информационное обеспечение подчиненных им организаций по воп­росам охраны труда;

пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных им организациях;

международное сотрудничество в пределах своей компетенции по воп­росам охраны труда;

иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законо­дательством.

43. Административная ответственность за нарушение нормативных правовых актов по охране труда

Согласно статье 9.17 Кодекса Республики Беларусь 21 апреля 2003 г. № 194-з об административных правонарушениях:

- Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до трехсот базовых величин.

- То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от ста до четырехсот базовых величин.

Согласно статье 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от имени органов Департамента государственной инспекции труда дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор этого департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций и их заместители.

44. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение

В соответствии со статьей 231 ТК РБ нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, душевые, комнаты лич­ной гигиены женщины, помещения для приема пищи /столовые/, обогре­ва, отдыха и др.), оснащенные необ­ходимыми устройствами и средствами.

Требования к санитарно-бытовым помещениям регламентируются ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», а также Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к условиям труда работников и содержанию производственных предприятий».

Не допускается использование санитарно-бытовых помещений не по назначе­нию.

Для хранения спецодежды, выданной работникам в пользование, предусматриваются специальные помещения (гардеробные).

Число отделений в шкафах должно быть равно списочной численности работников в двух смежных сменах. Число крючков вешалок для домашней и специальной одежды должно соответствовать количеству одежды.

Число душевых, умывальников и специальных бытовых устройств рассчиты­вают по численности работников в смене или части этой смены, одновременно оканчи­вающих работу.

В душевых кабинах применяются резиновые либо пластиковые коврики с не­скользкой поверхностью, которые подлежат регулярной дезинфекции в порядке и сроки, установленные органами государственного санитарного надзора.

При умывальниках должны иметься в достаточном количестве смывающие средства, регулярно сменяемые полотенца или воздушные осушители рук.

Стены и перегородки гардеробных, душевых, умывальных, уборных и других санитарно-бытовых помещений выполняются на высоту 2 м из материалов, допускающих их мытье горячей водой с применением моющих средств. Стены и перегородки указанных помещений выше отметки 2 м, а также потолки должны иметь водостойкое покрытие. По­лы должны быть влагостойкими, с нескользкой поверхностью.

Курительные помещения оборудуются вытяжной вентиляцией и урнами.

Прием пищи разрешается только в специально отведенных для этого помещениях, оборудованных в соответствии с санитарными требованиями.

Все санитарно-бытовые помещения должны содержаться в исправном состоя­нии и чистоте.

Гардеробные, душевые, туалетные и другие санитарно-бытовые помещения и санитарно-технические устройства после окончания смены подвергаются влажной уборке и дезинфекции с применением 3% раствора хлорной извести или других дезинфицирующих средств, разрешенных к применению органами государственного санитарного надзора.

Желоба, каналы, трапы, писсуары и унитазы в туалетах после окончания смены очищаются и промываются. Полы в туалетах должны содержаться в сухом состоянии.

45. Гарантии права работающих на охрану труда

Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Гарантии права работников на охрану труда определяются Законом Республики Беларусь «Об охране труда», Трудовым кодексом Республики Беларусь.

При отказе работника от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих, не предоставления необходимых средств индивидуаль­ной защиты, приостановления и запрещения проведения работ специально уполно­моченными государственными органами надзора и контроля работнику до устранения нарушений долж­на быть предоставлена другая работа, соответствующая его квалифика­ции. При необходимости нани­матель обязан за счет собственных средств обеспечить обучение работ­ника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

В случае ухудшения состояния здоровья работника, обусловленного условиями труда, потери трудоспособности в связи с несчастным слу­чаем на производстве или профессиональным заболеванием наниматель обязан предоставить работнику, с его согласия, работу в соответствии с медицинским заключением или обеспечить за счет собственных средств обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка, а при необходимос­ти – его реабилитацию.

Гарантии права работающих по гражданско-правовым договорам на охрану труда в соответствии с законодательством определяются в этих договорах.

Гарантии права на охрану труда иных категорий работающих предоставляются в соответствии с законодательством.

Наши рекомендации