Глава 2. законодательные, нормативные и правовые акты о труде и об охране труда
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Правовую основу охраны труда составляют нормативные акты, имеющие различную юридическую силу. По этому признаку их можно разделить на три основные группы:
законодательные акты; подзаконные акты; нормативные правовые акты.
Законодательные акты
В группу законодательных актов о труде и об охране труда входят:
Конституция Российской Федерации (принята по результатам референдума 12 декабря 1993 г);
Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г.;
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. Ф3-181;
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. Ф3-125 и др.
В Конституции Российской Федерации содержится ряд статей (7, 37, 41, 42), имеющих отношение к труду и охране труда. Конституционные положения по охране труда приведены в прил. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые права и обязанности работников, взаимные соглашения сторон при заключении трудового договора (контракта) между работниками и предприятиями, определяет понятие коллективного договора и устанавливает порядок его разработки.
Трудовой кодекс РФ устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регламентирует вопросы оплаты труда в зависимости от вида и условий работы, устанавливает льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда.
Трудовой кодекс РФ определяет обязанности администрации по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, материальную ответственность работодателя за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья. КЗоТ РФ регламентирует вопросы применения труда женщин и молодежи.
Государственной думой 23 июня 1999 г. был принят Федеральный закон № 181 «06 основах охраны труда в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Закон содержит определение основных понятий, в частности, что такое охрана труда, условия труда, вредный и опасный производственный фактор, определяет законодательство РФ об охране труда и сферу его применения (ст. 2 п. 2).
Взаконе указаны основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 4 п.1). Вторая глава Закона содержит права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Статья 8 впервые предусматривает личное участие работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве. Статья 10 запрещает применение труда женщин и лиц моложе 18 лет на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда.
В третьей главе Закона рассматривается обеспечение охраны труда. Принципиально новым в Законе является положение о службе охраны труда в организации (ст. 12 п.1): «.. .в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалистов по охране труда». В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 13). Статья 14 содержит обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Статья 16 запрещает строительство, реконструкцию производственных объектов, внедрение новых технологий без заключения государственной экспертизы условий труда.
Глава 4 содержит сведения о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда. Согласно ст. 20, государственный надзор и контроль осуществляется Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов. Положение о Федеральной инспекции труда утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. № 78.
Контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда возлагается на государственную экспертизу условий труда (ст. 21).
Кроме государственного Закон предусматривает также и общественный контроль за охраной труда (ст. 22). Согласно этой статье, общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые вправе создать в этих целях собственные инспекции. В этой статье определены права профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в области общественного контроля за охраной труда.
Закон также предусматривает ответственность за нарушение требований охраны труда (глава 5).
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125 устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей. В этом Законе впервые между работником (субъектом страхования) и работодателем (страхователем) встает страховщик (фонд социального страхования), который берет на себя определенные обязательства и гарантирует их выполнение, даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя).
Подзаконные акты
В группу подзаконных актов входят: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; решения судов и арбитражных судов; постановления министерств и ведомств, палат Федерального Собрания РФ, а также нормативные акты, издающиеся исполнительными органами власти, в пределах своей компетенции.
Важнейшими подзаконными актами являются: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 8 февраля 2000 г. №4 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».; Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 273 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (в редакции Постановления Правительства от 28 января 2000 г. № 78, от 24 мая 2000 № 406); Приказ Министерства здравоохранения РФ от 17 августа 1999 г. № 322 «06 утверждении Схемы определения тяжести несчастных случаев на производстве»; Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. № 73 «06 утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положения об особенностях расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»; Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713 «06 утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска»; Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 « Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации.
Нормативные правовые акты
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (табл. 2.1), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399.
Таблица 2.1
Перечень видов нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
Нормативный правовой акт | Федеральный орган, исполнительной власти, утверждающий акт |
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ), межотраслевые инструкции по охране труда (ТИ) | Минтруда России |
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ)типовые инструкции по охране труда (ТИ) | Федеральные органы исполнительной власти |
Правила безопасности, правила устройства и безопасности эксплуатации (ПУБЭ), инструкция по безопасности (ИБ) | Госгортехнадзор России Госатомнадзор России |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ) | Госстандарт России Госстрой России |
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проекторованию и строительству (СП) | Госстрой России |
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и норм (СаНПиН), санитарные нормы (СН) | Минздрав России |
Государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются исполнительной властью в следующем порядке:
межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации
Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, Межотраслевых правил и типовых инструкции по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.
Вопросы для самоконтроля.
1. Перечислите основные законодательные акты о труде и об охране труда.
2. Какой документ является основным в области регулирования трудовых взаимоотношений работников и работодателей?
3. Какие виды документов входят в группу подзаконных актов об охране труда?
4. Каким государственным органом осуществляется контроля за состоянием потенциально опасных производств, объектов и работ на территории России?
5. Какие организации вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда?
6. Какие предприятия относятся к потенциально опасным производственным объектам?
7. Каковы задачи стандартизации в области охраны труда?
8. Перечислите виды ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда?
9. Какой документ определяет понятие тяжести вреда здоровью?
10. Какие события являются страховыми случаями и подлежат возмещению вреда здоровью?
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Правовую основу охраны труда составляют нормативные акты, имеющие различную юридическую силу. По этому признаку их можно разделить на три основные группы:
законодательные акты; подзаконные акты; нормативные правовые акты.
Законодательные акты
В группу законодательных актов о труде и об охране труда входят:
Конституция Российской Федерации (принята по результатам референдума 12 декабря 1993 г);
Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г.;
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. Ф3-181;
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. Ф3-125 и др.
В Конституции Российской Федерации содержится ряд статей (7, 37, 41, 42), имеющих отношение к труду и охране труда. Конституционные положения по охране труда приведены в прил. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые права и обязанности работников, взаимные соглашения сторон при заключении трудового договора (контракта) между работниками и предприятиями, определяет понятие коллективного договора и устанавливает порядок его разработки.
Трудовой кодекс РФ устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регламентирует вопросы оплаты труда в зависимости от вида и условий работы, устанавливает льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда.
Трудовой кодекс РФ определяет обязанности администрации по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, материальную ответственность работодателя за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья. КЗоТ РФ регламентирует вопросы применения труда женщин и молодежи.
Государственной думой 23 июня 1999 г. был принят Федеральный закон № 181 «06 основах охраны труда в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Закон содержит определение основных понятий, в частности, что такое охрана труда, условия труда, вредный и опасный производственный фактор, определяет законодательство РФ об охране труда и сферу его применения (ст. 2 п. 2).
Взаконе указаны основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 4 п.1). Вторая глава Закона содержит права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Статья 8 впервые предусматривает личное участие работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве. Статья 10 запрещает применение труда женщин и лиц моложе 18 лет на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда.
В третьей главе Закона рассматривается обеспечение охраны труда. Принципиально новым в Законе является положение о службе охраны труда в организации (ст. 12 п.1): «.. .в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалистов по охране труда». В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 13). Статья 14 содержит обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Статья 16 запрещает строительство, реконструкцию производственных объектов, внедрение новых технологий без заключения государственной экспертизы условий труда.
Глава 4 содержит сведения о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда. Согласно ст. 20, государственный надзор и контроль осуществляется Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов. Положение о Федеральной инспекции труда утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. № 78.
Контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда возлагается на государственную экспертизу условий труда (ст. 21).
Кроме государственного Закон предусматривает также и общественный контроль за охраной труда (ст. 22). Согласно этой статье, общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые вправе создать в этих целях собственные инспекции. В этой статье определены права профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в области общественного контроля за охраной труда.
Закон также предусматривает ответственность за нарушение требований охраны труда (глава 5).
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125 устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей. В этом Законе впервые между работником (субъектом страхования) и работодателем (страхователем) встает страховщик (фонд социального страхования), который берет на себя определенные обязательства и гарантирует их выполнение, даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя).
Подзаконные акты
В группу подзаконных актов входят: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; решения судов и арбитражных судов; постановления министерств и ведомств, палат Федерального Собрания РФ, а также нормативные акты, издающиеся исполнительными органами власти, в пределах своей компетенции.
Важнейшими подзаконными актами являются: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 8 февраля 2000 г. №4 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».; Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 273 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (в редакции Постановления Правительства от 28 января 2000 г. № 78, от 24 мая 2000 № 406); Приказ Министерства здравоохранения РФ от 17 августа 1999 г. № 322 «06 утверждении Схемы определения тяжести несчастных случаев на производстве»; Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. № 73 «06 утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положения об особенностях расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»; Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713 «06 утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска»; Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 « Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации.
Нормативные правовые акты
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (табл. 2.1), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399.
Таблица 2.1
Перечень видов нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
Нормативный правовой акт | Федеральный орган, исполнительной власти, утверждающий акт |
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ), межотраслевые инструкции по охране труда (ТИ) | Минтруда России |
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ)типовые инструкции по охране труда (ТИ) | Федеральные органы исполнительной власти |
Правила безопасности, правила устройства и безопасности эксплуатации (ПУБЭ), инструкция по безопасности (ИБ) | Госгортехнадзор России Госатомнадзор России |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ) | Госстандарт России Госстрой России |
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проекторованию и строительству (СП) | Госстрой России |
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и норм (СаНПиН), санитарные нормы (СН) | Минздрав России |
Государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются исполнительной властью в следующем порядке:
межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации
Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, Межотраслевых правил и типовых инструкции по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.