Контрольные тесты к теме 6.1.
Тест 1
К каким видам относятся нужды:
1. 1. в безопасности, одежде, тепле, пище и т.п. 1. личным
1. 2. в знаниях и самовыражении, 2. физиологическим
1. 3. в духовной близости и привязанности? 3. социальным
Тест 2
По мере развития общества потребности его членов
1. уменьшаются 2. не изменяются 3. увеличиваются
Тест 3
Запросы отдельных членов общества по отношению к потребностям, как правило,
1. выше
2. одинаковы
3. ниже
Тест 4
Товар, полностью удовлетворяющий потребностям, называется . . . . . . ?
Тест 5
Какой из способов удовлетворения нужды является наиболее эффективным?
1. попрошайничество
2. обмен
3. отъем
4. самообеспечение
Тест 6
Сделка, в ходе которой человек за услугу или товар получает другой какой – либо товар или услугу, называется ?
Тест 7
В какой последовательности возникают и реализуются 1 запрос
следующие понятия? 2. сделка
3. потребность
4. товар
5. нужда
6.рынок
Тест 8
Определения каких понятий приведено ниже?
8.1. Коммерческий обмен ценностями между сторонами; 1. запрос
2. сделка
8.2. Совокупность существующих и потенциальных 3. потребность
покупателей товара; 4. товар
5. рынок
8.3. Потребность, подкреплённая покупательской 6. нужда
способностью.
Тест 9
Каким способом удовлетворяют свои нужды 1. самообеспечение
люди, прибегающие к посреднику? 2. децентрализованный
обмен
3. централизованный
обмен
Тест 10
В условиях перепроизводства действует рынок ?
Примечание.Ответы на тесты приведены на стр. 205.
Тема 6.2. Функции маркетинга и этапы его организации.
Основными функциями маркетинга являются:
– анализ рыночных возможностей,
– отбор целевых рынков,
– разработка комплекса маркетинга,
– претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Анализ рыночных возможностей.
Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может долгое время полагаться на свои нынешние товары и рынки. Компаниям может казаться, что их возможности очень ограниченны, но это всего лишь неумение мысленно увидеть будущее того дела, которым они занимаются и осознать свои сильные стороны. Ведь в действительности перед любой компанией открыто много рыночных перспектив. Рассмотрим данное утверждение на примере фирмы "Вера", выпускающей несколько видов товаров: шампуни, средства для укрепления волос, лосьоны для ухода за кожей и т.п. Предположим, что эта фирма ищет для себя новые рыночные возможности. Каким образом можно было бы выявить и оценить их?
Выявление новых рынков.
Организация может заниматься поисками новых возможностей либо время от времени, либо систематически. Одним из эффективных приемов выявления новых рынков является использование сетки развития товара и рынка, приведенной на следующем рисунке.
Существующие товары | Новые товары | |
Существующие рынки. | 1.Более глубокое проникновение на рынок. | 3. Разработка товара. |
Новые рынки. | 2.Расширение границ рынка | 4.Диверсификация. |
Примечание. Диверсификация – это отказ фирмы от принципа одного продукта
в объеме производства и продаж и переход на производство про-
дуктов либо взаимосвязанных (технологией, сбытом, продажей),
либо существенно отличных от производимой продукции.
а). Более глубокое проникновение на рынок.
Во - первых, управляющий производством шампуней в фирме "Вера" задумывается над вопросом, сможет ли его основной марочный шампунь “Елена” добиться более глубокого проникновения на рынок, т.е. роста продаж ныне существующей целевой группе покупателей без внесения каких-либо изменений в сам товар. Другими словами, фирма будет продолжать работать с существующим товаром на существующих рынках . В этом случае можно опробовать ряд подходов, в том числе снижение прейскурантной цены шампуня “Елена”, увеличение расходов на рекламу, распространение шампуня через большее число магазинов и т.п. По сути дела, управляющий производством шампуня “Елена” хотел бы привлечь к нему потребителей шампуня других марок, не теряя при этом никого из своих нынешних клиентов.
б). Расширение границ рынка.
Во-вторых, управляющий производством шампуня “Елена”, товара уже существующего, попытается найти для него новые рынки. Он примется за изучение демографических рынков : рынков для маленьких детей, дошкольников, подростков, молодежи, пожилых людей, чтобы определить, можно ли какие-то из этих групп населения побудить переключиться на пользованием шампунем “Елена” и начать покупать его более активно. Потом управляющий делает обзор рынка организаций: клубов здоровья, косметических кабинетов, больниц, чтобы узнать, можно ли увеличить продажи им. А затем делает обзор географическихрынков: рынков Украины, Казахстана, Венгрии, Болгарии и т.п., чтобы выяснить, можно ли шире освоить и их. Все это стратегические подходы к расширению рынка.
в). Разработка товара .
В – третьих, управляющий производством шампуней, возможно, задумает предложить новые товары имеющимся клиентам на существующих рынках . Можно предложить шампунь “Елена” или в новой расфасовке, или с новым ароматом, или с включением новых компонентов, или в новой упаковке. Все это – варианты возможной модификации товара. Кроме того, фирма "Вера" может выпустить на рынок один – два шампуня совершенно новых марок, рассчитанных на разные группы пользователей. Фирма может разработать и другие средства по уходу за волосами, приобретением которых могут заинтересоваться существующие клиенты. Все это - стратегические подходы к разработке товара.
г). Диверсификация .
В – четвертых, в распоряжении фирмы целый набор возможностей диверсификации за счет предложения новых товаров на новых рынках . Она может открыть у себя или купить производства, никак не связанные с её нынешним ассортиментом и рынками. Она может подумать о том, чтобы активно включиться в "новомодные" сферы деятельности. Некоторые фирмы стремятся выявить самые заманчивые, с их точки зрения, вновь возникающие отрасли производства. По их мнению, половина секрета успеха – проникнуть в заманчивые сферы деятельности, а не пытаться достичь экономической эффективности в рамках непривлекательной отрасли.
Задание 1.Законспектируйте первую часть вопроса 1.