Учитываются ли при составлении сметы затрат на производство продукции виды выпускаемой продукции и место возникновения затрат?

1. Да

2. Нет

Тест 8

Зависит ли структура затрат в смете затрат на производство продукции от характера выпускаемой продукции?

1. Да

2. Нет

Тест 9

Каким будет метод, если смета затрат на производство продукции разрабатывается:

9.1. на основе расчёта себестоимости 1. Первый метод

выпускаемых видов продукции,

9.2. без составления сметы затрат на 2. Второй метод

производства продукции по цехам,

9.3. на основе цеховых смет затрат на 3. Третий метод

производство продукции,

9.4. при составлении перспективного 4. Четвёртый метод

плана работы предприятия?

Примечание. Ответы на тесты приведены на стр. 146

Ответы на тесты к вопросам 1, 2 и 3 темы 4.1.

1. – живым;

2. – овеществленным;

3. – 1;

4. – 1;

5. – 2;

6. – 1, 4;

7. – 1;

8. – издержками;

9. – 2,4,5;

10. – 2.

11. 11.1. – 6; 11.2. – 1; 11.3. – 5; 11.4. – 3; 11.5. – 2; 11.6. – 4.

Тема 4.2. Цена и ценообразование.

Определение и виды цен.

Цена – это денежное выражение стоимости товара (услуги, ценной бумаги). Она определяется затратами общественно необходимого труда и устанавливается плановым путём с учётом условий производства и реализации продукции. С точки зрения покупателя цена – это расходы, которые он должен понести для приобретения желаемых товаров. Если рассматривать цену с точки зрения производителя, то она должна покрывать издержки производства и реализации товара и обеспечивать получение прибыли.

Цена зависит от многих факторов: величины затрат, средней нормы прибыли и рентабельности, соотношения спроса и предложения на данный товар, покупательской способности рубля и т.д.

Цена используется для распределения и перераспределения национального дохода и является важным стимулирующим средством создания новой, высокоэффективной продукции. Она выполняет ряд функций:

а) В функции учёта и измерения затрат общественного труда цена используется как критерий эффективности производства продукции, соответствия затрат на её производство и реализацию общественным требованиям.

б) Цене присуща функция поддержания пропорциональности между спросом и предложением.

в) Стимулирующая функция цен проявляется в том, что они могут способствовать увеличению производства изделий, необходимых обществу, повышению их качества.

г) Распределительная функция цены состоит в том, что путём использования отклонения цен товаров от их стоимости перераспределяется часть добавочного продукта, а также средств предприятий и населения.

Имеются много разновидностей цен:

а) Оптовая цена предприятия, включающая в себя себестоимость продукции и прибыль предприятия. Она используется при оптовых закупках и продажах товара. По оптовой цене предприятия – изготовители продукции реализуют её сбытовым организациям, а также непосредственным потребителям продукции предприятия. Оптовые цены предприятий не только обслуживают процесс реализации продукции, но и служат экономическим нормативом общественно – необходимых затрат живого и овеществлённого труда на единицу продукции, ориентирующим предприятия на снижение себестоимости изделий. Оптовая цена предприятия используется также для формирования стоимостных показателей продукции: товарной, валовой, реализованной, чистой.

б) Розничная цена – это цена товара в розничной сети. Она больше оптовой цены на величину розничной скидки, компенсирующей расходы, связанные с организацией розничной торговли. Розничные цены обслуживают процесс реализации товаров народного потребления и услуг во всех их формах.

в) Рыночная цена – это свободная цена на рынке, являющаяся предметом соглашения между покупателем и продавцом. Она зависит от соотношения спроса и предложения на конкретный товар или группу взаимозависимых товаров. Динамика рыночных цен отражает конъюнктуру рынка.

г) Регулируемая цена, которая может отклоняться от базового уровня по правилам, установленным государственными органами.

д) Государственная цена - это цена, устанавливаемая государством.

е) Договорная (контрактная) – это цена товара (услуги, работы), которая устанавливается по соглашению сторон в договоре.

ж) Коммерческая – это свободная цена, применяемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке

Кроме того, есть цена аукционная, биржевая, мировая, прейскурантная и другие.

Задание 1. Составьте конспект вопроса 1.

2. Методы определения оптовых цен.

При установлении цены на товар предприятие в значительной степени руководствуется целями, которые она стремится реализовать. Примерами таких, часто встречающихся на практике, целей могут быть:

– обеспечение выживаемости,

– получение максимально возможной текущей прибыли,

– завоевание лидерства по показателям доли рынка,

– завоевание лидерства по показателям качества товара.

При установлении оптовых цен предприятия широко используют следующие методы:

2.1. Расчет цены по методу "Средние издержки плюс прибыль"

Это наиболее простой метод ценообразования. Он заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок колеблются в широких пределах в зависимости от вида товара, соотношения спроса и предложения, конкуренции и т.п.

Широкое использование этого метода объясняется рядом факторов:

а) Продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Приближая цену к издержкам, они упрощают для себя проблему ценообразования. Им не приходиться слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса.

б) Если этим методом пользуются все предприятия, производящие данный товар, их цены скорее всего будут схожими, что сводит к минимуму ценовую конкуренцию.

в) Многие считают эту методику расчёта цены более справедливой и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет потребителей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

Задание 2. Законспектируйте первую часть вопроса 2.

Наши рекомендации