Подходы к международной логистике. Различия между локальной и международной логистикой.
Различают два противоположных подхода к организации международной логистики: традиционный (с позицией национальной принадлежности) и «предприятие без гражданства».
Традиционный (с позицией национальной принадлежности).Все виды международной деятельности фирма рассматривает только как экспортно-импортные операции, в которых участвуют независимые организации, даже если они находятся в ее собственности. Подразделения компании в каждой стране ориентируются на внутреннюю деятельность и судят о любой сделке по ее последствиям в рамках национальной экономики. Управление подразделениями и операциями в каждой стране осуществляется как самостоятельными хозяйственными единицами, результаты деятельности которых оцениваются по индивидуальным отчетам о прибылях и убытках.
Особенности логистических операций:1)Выбор источников ресурсов ограничивается рамками (прямые ограничения, наценки на использование).2)Усложняется планирование логистической деятельности за счет межстрановых различий. Межгосударственные ограничения затрудняют эту деятельность.3)Тенденция навязать внутренние логистические системы и практику на всю мировую экономику.
«Предприятие без гражданства». Транснациональные компании принимающие эффективные хозяйственные решения «без оглядки» на национальные границы, имеющие широкую узнаваемость, завоевавшие массовую лояльность и фактически «ставшие своими» в любой географической зоне мира. Даже если исторические корни такого «предприятия без гражданства» находятся к примеру в Германии, значительная доля продаж, собственности и активов приходится на другие страны. (Nestle (Швейцария), Philips (Нидерланды) и др)
Особенности логистических операций:1)Менеджеры обладают свободой – где, что, у кого покупать, где размещать производства, и пр. 2)Предприятия экономят на масштабе, но остаются гибкими в адаптации продукции под специфические рынки. 3)Информационная система предприятий «прозрачна» на международном уровне.
Различия между локальной и международной логистикой
1)Продолжительность функциональною цикла. Если на внутреннем рынке транзитное время (срок транспортировки заказа) составляет 3-5 дней а весь функциональный цикл занимает от 4 до 10 дней, то на международном уровне функциональный цикл нередко измеряется неделями и месяцами. Причинами удлинения функционального цикла в международных операциях служат более медленная связь, особенности финансирования, особые требования к упаковке, расписание океанских рейсов, более продолжительные сроки транспортировки и выполнение таможенных процедур (декларирование, досмотр грузов и пр.). Функциональный цикл менее гибкий, менее равномерный, что затрудняет планирование логистической деятельности
2)Логистические операции. Международные операции требуют многоязычного сопровождения продуктов и документов. Добавляются продукты поддержки. Увеличивается количество документации. Также, эффективное управление запасами на глобальном уровне никак не исчерпывается владением запасами и их физическим размещением в местах хранения. Дополнительно – существует масса сложностей в осуществлении международных грузоперевозок.
3)Системная интеграция. Потребность в более высоком уровне координации, глобальное управление. Возможность направлять заказы, управлять запасами из любой точки земного шара с помощью электронного обмена данными с использованием современного оборудования и программного обеспечения. (Из-за значительных капиталовложений системная интеграция процесс долгосрочный, немногие компании располагают интегрированными глобальными системами логистической информации)
4)Роль союзов (грузоперевозчиков; компаний, оказывающих услуги, и пр.). Роль союзов в операциях на международном рынке возрастает многократно, по сравнению с операциями на внутреннем рынке. Без союзов ни одна компания не могла бы вести международные операции и поддерживать контрактные отношения с розничными торговцами, оптовиками, производителями и поставщиками услуг по всему миру. Международные союзы обеспечивают доступ к рынкам и необходимым профессиональным ресурсам, снижают риск, присущий международной деятельности.
40.Понятие внешнеторгового контракта купли-продажи, отличительные особенности. Основные действия резидента при осуществлении экспорта, импорта товаров в Республику Беларусь.
Внешнеэкономические сделки, значительную часть которых составляют экспорт и импорт товаров, осуществляются на основе международного договора купли-продажи.
Договор купли-продажи - это соглашение, по которому продавец обязуется передать имущество в собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
Внешнеторговый договор (контракт) - договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (указ №178).
Отличительные черты договора международной купли-продажи:
1) местонахождение сторон договора в разных государствах.
2) предметом сделки являются операции по экспорту или импорту товара.
3) использование в расчетных операциях валюты, являющейся для обеих или для одной из сторон иностранной.
4)объектом контракта является движимое имущество, приобретенное не для личного, семейного или домашнего использования, т.е. для предпринимательских целей.
5)договор международной купли-продажи относится к числу консенсуальных, а не реальных, т.е. права и обязанности из него вытекают с момента его заключения, а не с момента передачи товара.
Базисными условиями поставки называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Международно признанным документом, содержащим толкование базисных условий поставки, является ИНКОТЕРМС – «Международные коммерческие термины», Инкотермс 2010 - "Правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле", вступившее в силу с 01.01.2011.
Основная цель Инкотермс - снизить так называемые трансакционные издержки сторон (т.е. издержки по заключению договора и / или разрешению споров). Вместо длительной процедуры согласования отдельных условий стороны могут выбрать одно из стандартных условий (базис), в который они вправе затем вносить любые изменения. Поэтому Инкотермс дают возможность:
1) четко и полно оговорить основные права, обязанности и риски сторон по договору ;
2) исходя из этого распределить расходы сторон (прежде всего, касательно транспортных и таможенных расходов) и рассчитать цену товару .
Как известно, с 01.01.2011 вступила в силу новая, принятая в 2010 году, редакция Инкотермс (правил толкования международных коммерческих договоров), издаваемых и регулярно пересматриваемых Международной торговой палатой (предыдущие редакции 1936, 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 годов) .Между тем Инкотермс - это не сам внешнеторговый контракт, это лишь определенный "модуль", включаемый в его текст в качестве составного элемента. Дело в том, что Инкотермс регулируют достаточно широкий круг вопросов (место и момент передачи товара; заключение договора перевозки и страхования; лицензии и таможенные платежи; распределение расходов; переход рисков; документооборот; проверка, упаковка, маркировки и др.) <1>, но в то же время не касаются таких важных, как:
1) переход права собственности на товар;
2) порядок расчетов;
3) действия сторон в случае нарушения договора;
4) размер, виды и формы ответственности сторон <2>.
В настоящее время Международной торговой палатой разработано очередное издание Инкотермс, а именно Инкотермс 2010 - "Правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле", вступившее в силу с 01.01.2011. При отсутствии в договоре ссылки на конкретную редакцию Инкотермс в настоящее время применяются базисные условия Инкотермс 2010.
Еще одним новшеством стало разделение всех терминов на две крупные категории (ранее деление происходило по четырем категориям) в зависимости от вида транспорта:
1) поставка любым видом транспорта (морским, воздушным, наземным, железнодорожным) - EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT и DDP;
2) доставка морским / речным транспортом - FAS, FOB, CFR и CIF.
Кроме того, весьма примечателен тот факт, что Инкотермс 2010 закрепили возможность использования сторонами при наличии на то соглашения сторон электронных сообщений в контрактной практике наравне с бумажными документами.