Каковы источники экологического права РФ.

Право - 1) совокупность юридических норм, воплощенных в виде законов и других нормативных актов, подлежащих обязательному соблюдению; 2) правовые возможности, вытекающие из законов, разрешенные законом способы действий, предоставленные полномочия.

Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Классификация источников экологического права:

– по юридической силе они делятся на законы (Конституция РФ – основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, , а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции);

– по предмету регулирования источники экологического права делятся на общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ) и специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях);

– по характеру регулирования источники делят на материальные (регулирующие отношения по поводу охраны и использования природных объектов) и процессуальные (имеющие своей целью регламентацию процедуры использования и охраны окружающей среды);

– также источники делятся на кодифицированные (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ) и некодифицированные (ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Международные договоры РФ - это особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. В настоящее время Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций по вопросам окружающей среды.

Примеры:

- Конвенция ООН по окружающей человека среде 1972 г.;

- Конвенция о защите военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г.

- Конвенция о защите озонового слоя 1985 г.

- Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.;

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимся под угрозой исчезновения, 1973 г.

- Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. - Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол: является основой, на которой строится вся проводимая международным сообществом работа по борьбе с глобальным потеплением. Конвенция имеет целью стабилизировать атмосферные концентрации парниковых газов на безопасном уровне. Она связывает страны-стороны Конвенции обязательствами по сокращению своих выбросов, сбору соответствующей информации, разработке стратегий адаптации к изменению климата и сотрудничеству в области исследований и технологий.

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Можно выделить две группы конституционных норм:

1) общие:

ст. 1 - РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;

ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека

ст. 7 - РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;

ст. 10 - разделение властей

2) специальные экологические:

- установление прав и обязанностей:

ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

- природоресурсные нормы:

ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.

ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

Федеральные законы. Основным источником экологического права является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, где закреплены основные принципы охраны окружающей среды, основы управления в области охраны природы, права и обязанности граждан, общественных организаций, установлены принципы нормирования в области природопользования, требования по охране окружающей среды в различных отраслях хозяйственной деятельности.

Более детальное регулирование вопросы охраны окружающей среды находят в:

– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;

– в Водном, Земельном, Градостроительном, Лесном кодексах.

Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Нормативно-правовые акты принимаются в субъектах федерации в разных формах.

В республиках-субъектах РФ это- Конституция РФ.

Законодательные акты принимаются в форме уставов, кодексов (Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Экологический кодекс РФ), законов (ФЗ"Об охране окружающей среды", Закон "О недрах", земельное, водное, лесное законодательство, З «Об охране атмосферного воздуха и др.), уложений.

Органы исполнительной власти принимают постановления, распоряжения. (Локальные акты - это самый низкий уровень актов как источников экологического права - нормативные акты хозяйствующих субъектов: приказы об образовании экологических служб, планы мероприятий по охране окружающей среды, распоряжения, принимаемые в ответ на выявленные недостатки по охране окружающей среды и др.).

Судебная практика.

Конституцией РФ (ст. 126, 127) закреплено право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер и, бесспорно, являются источником права.

35. Назначение экологического паспорта предприятия.

Экологический паспорт предприятия - документ, характеризующий комплекс основных экологических требований, предъявляемых к функционированию предприятия.

Разрабатывается экологический паспорт на основании ГОСТ Р. 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт. Типовые формы». В данном документе можно ознакомиться с содержанием паспорта, требованиями, предъявляемыми к его составлению, а также типовыми формами для его составления.

Законодательством Российской Федерации обязательная экологическая паспортизация предприятий не предусмотрена. Поэтому, чаще всего она проводится по желанию самого природопользователя за счет средств предприятия.

Природопользователь выполнить его разработку может самостоятельно при помощи инженера-эколога, работающего в штате организации. Либо при привлечении сторонней коммерческой организации, занимающейся проектированием в сфере экологии.

В паспорте отражается непосредственная хозяйственная деятельность объекта, образующиеся при этом выбросы, сбросы и отходы, материально-сырьевой баланс, а также мероприятия по восстановлению окружающей природной среды, и непосредственно данные об исходящих из этого экологических затратах предприятия.

Этот документ незаменим при возникновении необходимости предоставления информации в контролирующие органы в ответ на соответствующие запросы.

Экологический паспорт является одним из значимых документов, опираясь на данные которого осуществляется государственный экологический контроль. Разрабатывается он на основе экологической документации предприятия.

Составление экологических паспортов промышленными предприятиями обеспечивает получение достоверных данных об экологической обстановке на территории размещения данных объектов в каждом регионе и в общем по стране, что позволяет выявлять экологические риски, и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации в целом по исследуемому региону.

Также разработка экологического паспорта значительно снижает время и финансовые потери при составлении прочей экологической документации предприятия (например, разработка ПНООЛР, формирование ПДВ), в связи с чем, значительно облегчает данный процесс. Разработка ЭП выгодна в первую очередь самому предприятию-заказчику.

Наши рекомендации