Мероприятия по безопасности движения
Требования безопасности при поднятии токоприемника
При необходимости поднятия токоприемника соблюдайте следующий порядок работы:
- закройте двери и шторы и заблокируйте ВВК;
- откройте разобщительный кран в цепи подвода сжатого воздуха к клапану КЭП1 токоприемника;
- установите блокирующие ключи в блок выключателей той кабины, из которой будет вестись управление, и разблокируйте кнопки.
После выполнения указанных операций можно, подав предупредительный звуковой сигнал, поднять токоприемник.
Категорически запрещается включение вручную и закрепление во включенном состоянии клапанов токоприемников, а также непосредственный подвод к ним напряжения (помимо кнопок и блокировок).
При поднятом токоприемнике категорически запрещается:
- пытаться открывать двери ВВК; подниматься на крышу;
- осматривать тяговые электродвигатели и электродвигатели вспомогательных машин со снятием крышек коллекторных люков и производить заправку их подшипников смазкой;
- открывать крышку панелей измерительных приборов на пульте машиниста, а также менять сигнальные лампы;
- разбирать выводные коробки и разъединять выводы проводов вспомогательных электродвигателей;
- открывать крышки электрических печей и нагревательных приборов; открывать крышки желобов с проводами;
- снимать кожуха с пультов машиниста и помощника машиниста, контроллера машиниста, кнопочных выключателей и другого оборудования;
- выполнять какие-либо работы по прозвонке, ремонту или наладке низковольтных цепей;
- ремонтировать заземляющие шунты на пультах в кабине, кожухах электропечей и вспомогательных электродвигателей;
- открывать или разбирать крышки розеток LU1, LU2, Ш5, Ш6 питания электровоза от сети депо;
- разъединять штепсели и розетки в межсекционном соединении;
- ремонтировать механическое и пневматическое оборудование.
При поднятом токоприемнике разрешается:
- производить замену ламп прожектора из кабины машиниста, ламп освещения кабины, коридоров, машинного помещения и тележек при обесточенных цепях;
- заменять предохранители в цепи 50 В при условии отключения соответствующей цепи;
- протирать стекла кабины машиниста;
- осматривать тормозное оборудование;
- регулировать регулятор давления;
- проверять выход штоков тормозных цилиндров.
Требования безопасности при входе в высоковольтную камеру
При необходимости войти в ВВК электровоза соблюдайте следующий порядок работы:
- отключите ГВ и опустите токоприемник выключением соответствующих выключателей в кабине машиниста. Убедитесь, что токоприемник .опустился;
- заблокируйте выключатели блокирующим ключом и снимите последний;
- снимите реверсивно-режимную рукоятку, контроллера машиниста. Блокирующий ключ выключателей и реверсивно-режимная рукоятка должны находиться у человека, входящего в ВВК электровоза;
- закройте разобщительный кран КН47 в цепи подвода сжатого воздуха к вентилю токоприемника У10;
- откройте штору ВВК в проходном коридоре у тягового трансформатора. Снимите заземляющую штангу, расположенную в проходном коридоре. Коснувшись штангой выводов тягового трансформатора, снимите емкостный заряд с силовой цепи электровоза, после- чего заземлите высоковольтный ввод А тягового трансформатора, повесив штангу на шину у главного крышевого ввода.
Только после этого разрешается приступить к работам внутри ВВК. По окончании работ снимите заземляющую штангу с вывода трансформатора, закройте шторы и двери ВВК.
Запрещается вход в ВВК движущегося электровоза.
Требования безопасности при обслуживании электроустановок
Организационные меры электробезопасности и предупреждения электро- травматизма. К организационным мерам, обеспечивающим безопасность работы на электроустановках, относятся: профотбор персонала по обслуживанию электроустановок, оформление работы, допуск к работе, надзор во время работы, оформление перерыва в работе, оформление перевода на другое рабочее место и окончания работы.
К работам по обслуживанию действующих электроустановок допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний. В процессе работы персонал, занятый на электроустановках, должен проходить медицинское освидетельствование не реже одного раза в два года.
Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру выполняемой работы. При отсутствии профессиональной подготовки работники должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала (учебные комбинаты, учебно-тренировочные центры и т.п.).
Лица, допускаемые к обслуживанию, ремонтно-монтажным и наладочным работам на электроустановках, обязаны пройти инструктаж, обучение безопасным методам труда, а также проверку знаний:
- правил безопасности;
- инструкций и правил охраны труда при эксплуатации электроустановок;
- правил пожарной безопасности;
- правил пользования защитными средствами;
- правил устройства электроустановок в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии.
Указанным лицам присваивают соответствующую квалификационную группу по электробезопасности в соответствии с требованиями ПОТ РМ-016 - 2001 и выдается удостоверение установленной формы. Электротехнический персонал до допуска к самостоятельной работе должен быть обучен приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи при несчастных случаях.
Работнику, прошедшему проверку знаний по охране труда при эксплуатации электроустановок, присваивается группа электробезопасности. ВПОТ указываются минимально допускаемые значения групп по электробезопасности работников для каждого конкретного вида работ. Электробезопасность обеспечивается строгой регламентацией оформления работы: выдачей распоряжения, допуска к работе, надзором во время работы, оформлением перерыва в работе и окончания работы.
Распоряжение - задние на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности и лиц, которым поручено ее выполнение, с указанием группы по электробезопасности.
Наряд-допуск - письменное задание на производство работы, составленное на бланке установленной формы, определяющее содержание, место работы, категорию, условия ее выполнения, время начала и окончания, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность проведения работы.
Инструктаж целевой - указания по безопасному выполнению конкретной работы в электроустановке, охватывающие категорию лиц, определенных нарядом или распоряжением, от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады или конкретного исполнителя.
Работник, выдающий наряд, отдающий распоряжение, определяет необходимость и возможность безопасного выполнения работы. Он отвечает за достаточность и правильность указанных в наряде (распоряжении) мер безопасности, за качественный и количественный состав бригады и назначение лиц, ответственных за безопасность, а также за соответствие групп электробезопасности, перечисленных в наряде у работников, выполняемой работе.
Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется работникам из числа административно-технического персонала организации, имеющим высшую группу V - в электроустановках напряжением свыше 1000 В, группу IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.
Технические меры предупреждения поражения человека электрическим током. По условиям электробезопасности электрические устройства разделены по напряжению:
- до 1000 В включительно;
- свыше 1000 В;
- устройства с малым напряжением, не превышающим 42 В.
Работы, проводимые на электроустановках (техническое обслуживание, работы, выполняемые в порядке текущей эксплуатации, проведение ремонтно-монтажных операций), для действующих электроустановок подразделяются на работы со снятием напряжения и без снятия напряжения на токоведущих частях.
Такое разделение электроустановок и проводимых на них работ позволило разработать оптимальные требования к комплексу мер и средств, обеспечивающих безопасность обслуживающего персонала.
Работы со снятием напряжения - работы, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, снято напряжение путем отключения коммутационных аппаратов, отсоединения шин, кабелей, проводов и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на токоведущие части электрооборудования.
К работам, выполняемым со снятием напряжения, относятся работы, при выполнении которых напряжение должно быть снято:
- с токоведущих частей, где будет производиться работа;
- с токоведущих частей, к которым в процессе работы возможно приближение на расстояние менее допустимого.
Работы без снятия напряжения на токоведущих частях или вблизи них - работы, выполняемые с прикосновением к токоведущим частям, находящимся под напряжением (рабочим или наведенным), или на расстоянии от этих токоведущих частей менее допустимых. При этом безопасность персонала обеспечивается по одной из двух схем:
Первая схема. Провод под напряжением - изоляция - человек - земля. Этим методом выполняются работы в контакте на ВЛ напряжением до 1000 В. Основным защитным средством в этом случае являются диэлектрические пер- чатки и изолированный инструмент. Работа на расстоянии - когда работа вы- полняется с применением основных (изолирующие штанги, клещи) и дополни- тельных (диэлектрические перчатки, боты, накладки) электрозащитных средств. Этот метод применяется на ВЛ напряжением свыше 1000 В.
Вторая схема. Провод под напряжением - человек - изоляция - земля. Ра- боты по этой схеме допускаются при следующих условиях:
- изоляция работающего от земли, осуществляемая специальными устройствами, рассчитанными на соответствующее напряжение;
- применение экранирующего комплекта;
- выравнивание потенциалов экранирующего комплекта, рабочей площадки и провода специальной штангой.
Работой без снятия напряжения на отдалении от токоведущих частей, находящихся под напряжением, считается работа, при которой исключено случайное приближение работающих и используемых ими ремонтной оснастки и ин- струмента к токоведущим частям на расстояние меньшее, и не требующая принятия технических или организационных мер (например, непрерывного надзора) для предотвращения такого приближения.
Работы, выполняемые без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них - работы, проводимые непосредственно на этих частях, когда основной мерой защиты работающего является применение соответствующих электрозащитных средств: изолирующих клещей для операций с предохранителями, электроизмерительных клещей, изолирующих штанг и др. Конкретные виды работ под напряжением провода должны выполняться по специальным инструкциям или по технологическим картам.
Предупреждение поражения человека электрическим током и профилактическая работа включают в себя следующие мероприятия:
- применение малого напряжения;
- защиту от случайного прикосновения человека к токоведущим частям;
- изоляцию токоведущих частей;
- защитное заземление или зануление;
- защитное отключение;
- выбор производственных помещений по условиям выполнения работ;
- защиту от опасного воздействия статического электричества;
- использование средств коллективной и индивидуальной защиты;
- организационные и правовые меры.
Применение малого напряжения. Малым напряжением (номинальным напряжением между фазами по отношению к земле) считают напряжение, не превышающее 42 В. Его применяют в целях уменьшения опасности поражения человека электрическим током. Оно используется для питания ручного электрифицированного инструмента, переносных светильников и местного освещения в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью. Согласно ПУЭ для производственных условий предусмотрено применение двух малых напряжений - 12 В и 36 В.
Для светильников местного стационарного освещения, переносных светильников и электроинструмента в помещениях с повышенной опасностью безопасным напряжением считают 36 В. Безопасным для переносных светильников при работе внутри металлических резервуаров, котлов, в осмотровых канавах, в сырых помещениях принято считать напряжение до 12 В.
Однако полную безопасность малые напряжения не гарантируют, поэтому должны применяться и другие меры защиты. При электросварочных работах устанавливают величину напряжения 65 В.
Распространить применение безопасного напряжения на все электрические устройства не представляется возможным, так как уменьшение рабочего напряжения ведет к уменьшению мощности, что экономически нецелесообразно. Для защиты от случайного прикосновения человека к токоведущим частям электроустановок опасную зону ограждают. Ограждения выполняют в виде переносных щитов, стенок, экранов, располагаемых в непосредственной близости от опасного оборудования или открытых токоведущих шин.
Незащищенное электрооборудование размещают также на недоступной высоте в помещениях. Ограждения должны быть выполнены таким образом, чтобы снятие или открывание их было возможно лишь при помощи ключа или инструмента. Часто оградительные устройства применяют совместно с сигнализацией и блокировкой, которые предотвращают несанкционированный доступ к опасному оборудованию.
Конструкция блокировочных устройств по принципу действия бывает механической, электрической, электромагнитной, что позволяет осуществлять автоматическое отключение напряжения на защищаемом участке. Для защиты от случайного прикосновения токоведущие части и детали электрооборудования изолируют.
Электрическая изоляция - это слой диэлектрика, которым покрывают токоведущие части оборудования. Назначение электроизоляции заключается в том, чтобы предупредить возможность поражения человека электрическим током, появления коротких замыканий проводов и возникновения пожаров, а также чтобы уменьшить расходы электроэнергии на утечки тока. Для повышения надежности и электробезопасности оборудования используют двойную изоляцию, состоящую из рабочей и дополнительной.
В некоторых ответственных электрических устройствах применяют усиленную изоляцию, обеспечивающую такую же степень защиты, как и защита двойной изоляцией. Сопротивление изоляции зависит от напряжения сети. В сетях с напряжением менее 1000 В оно должно быть не менее 0,5 МОм. Испытание изоляции производится не реже одного раза в три года с помощью специального прибора - мегаомметра.
Для предупреждения человека о возможной опасности, запрещении или предписании определенных действий, а также для информации о расположении объектов с опасными и (или) вредными для человека производственными факторами, устанавливают знаки безопасности (плакаты).
Для защиты людей от поражения электрическим током при прикосновении к металлическим нетоковедущим частям, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения электроизоляции, используют заземление или зануление.
Заземление - преднамеренное электрическое соединение точки системы электроустановки или оборудования с заземляющим устройством. Защитное заземление - заземление частей электроустановки с целью обеспечения элек- тробезопасности. Заземлению подлежат корпуса электрических машин и инст- рументов, осветительной арматуры, каркасы распределительных щитов и др.
Защитное заземление следует выполнять во всех случаях при номинальном напряжении переменного тока 380 В и выше и постоянного тока напряжением 440 В и выше. При выполнении работ в помещениях с повышенной опасностью, а также в особо опасных помещениях защитное заземление выполняют начиная с малых напряжений, а во взрывоопасных помещениях - независимо от величины н пряжения.
Заземлители - проводники, находящихся в непосредственном соприкосновении с землей. Используются специально забиваемые вертикально в землю металлические стержни или трубы диаметром 25…50 мм и длиной 2…3 м; угловая сталь с толщиной полки не менее 4 мм и длиной до 3 м, металлические полосы размером 40 х 4 мм или прутки, укладываемые горизонтально в земле на дно котлована по периметру фундаментов зданий. В качестве заземляющих проводников часто используют металлические конструкции зданий, металлические трубы водопроводов, свинцовые оболочки кабелей, имеющие контакт с землей. Их использование сокращает расходы на работы по устройству специальных заземлений.
В электроустановках напряжением до 1000 В сопротивление заземляющего устройства не должно превышать 4 Ом. В случае появления напряжения на корпусе электроустановки с защитным заземлением электрический ток пройдет по параллельной цепи защитного заземления, но не через тело человека. 460 Ток, протекающий через тело человека, уже не представит большой опасности, так как сопротивление тела человека (1000 Ом) значительно больше, чем сопротивление заземления (4 Ом).
На практике защитное заземление считается обеспечивающим электробезопасность, если напряжение прикосновения не будет превышать 40 В. Расчет защитного заземления заключается в определении его основных параметров: числа, размеров и размещения вертикальных электродов, а также длины горизонтальных соединительных шин, при которых общее сопротивление растеканию тока не превысит регламентированного ПУЭ значения. Сопротивление растеканию тока зависит от геометрических размеров элементов заземлителя, глубины заложения, удельного сопротивления почвы.
Электрические установки и устройства должны быть в полной исправности, для чего в соответствии с правилами эксплуатации их нужно периодически проверять.
Нетокопроводящие части, могущие оказаться под напряжением в результате пробоя изоляции, должны быть надежно заземлены.
Запрещается проводить работы или испытания электрического оборудования и аппаратуры, находящихся под напряжением, при отсутствии или неисправности защитных средств, блокировки ограждений или заземляющих цепей.
Для местного переносного освещения должны применяться специальные светильники с лампами на напряжение 12 В. Пользоваться неисправным или непроверенным электроинструментом (электросверлилками, паяльниками, сварочным и другими трансформаторами) запрещается. В помещениях с повышенной опасностью поражения электрическим током (сырые, с токопроводящими полами, пыльные) работы должны выполняться с особыми предосторожностями. Большое значение уделяется защитным средствам.
Отключение токоведущих частей. Отключают оборудование, которое требует ремонта, и те токоведущие части, к которым можно случайно прикоснуться или приблизиться на опасное расстояние. Отключенный участок должен иметь видимые разрывы с каждой стороны токоведущих частей, на которые может быть подано напряжение. Видимые разрывы обеспечивают отключенными разъединителями, выключателями нагрузки, рубильниками, снятыми предохранителями, отсоединенными перемычками или частями ошиновки.
При отключении напряжения необходимо выполнять меры безопасности (например, плавкие предохранители снимают с помощью изолированных клещей в диэлектрических перчатках и защитных очках).
Вывешивание запрещающих плакатов и ограждение неотключенных токоведущих частей. На отключенных коммутационных аппаратах вывешивают плакаты: «Не включать - работают люди!», «Не включать - работа на линии!», «Не открывать - работают люди!» (на приводах вентилей подачи воздуха); при необходимости на неотключенных токоведущих частях устанавливают ограждения.
Проверка отсутствия напряжения. Сначала снимают постоянные ограждения. Подключают переносное заземление к металлической шине, соединенной с заземляющим устройством. Указателем напряжения проверяют отсутствие напряжения, но перед этим необходимо обязательно проконтролировать его исправность, приблизив щуп (контакт-электрод) к находящейся под напряжением токоведущей части на расстояние, достаточное для появления свечения лампы (светодиода). Если она начинает светиться, значит указатель исправен.
Исправным указателем проверяют отсутствие напряжения между фазами, между каждой фазой и землей, между фазами и нулевым проводом. Если указатель покажет напряжение на токоведущей части, необходимо установить на место снятые ограждения и найти причину появления напряжения. Делать заключение об отсутствии на установке напряжения по показаниям сигнальных ламп, вольтметра нельзя, так как они являются только дополнительными средствами контроля.
Наложение и снятие заземления. После проверки отсутствия напряжения отключенные части немедленно заземляют с помощью переносного заземления, один конец которого уже был соединен с заземляющим устройством. При этом зажимы переносного заземления накладывают на отключенные токоведущие части сначала с помощью изолирующей штанги, а затем уже закрепляют эти зажимы штангой или вручную. Снимают заземление (после окончания работ) в обратном порядке: сначала с токоведущих частей, а затем с заземляющей шины с помощью изолирующей штанги. Все работы выполняют в диэлектрических перчатках.
Ограждение рабочего места и вывешивание плакатов безопасности. Вдоль пути от входа в электроустановку до места ремонтных работ устанавливают временные ограждения или переносные щиты, на которых (а также на постоянных ограждениях соседних ячеек) вывешивают предупреждающие плакаты («Стой - напряжение»), на месте работ - предписывающие плакаты («Работать здесь», «Влезать здесь»).
Работы в электроустановках должен выполнять обученный персонал, имеющий квалификационные группы электробезопасности (I -V), а технические мероприятия - оперативный персонал (один из них должен иметь квалификационную группу не ниже IV).
Организационные мероприятия при подготовке рабочего места и в период выполнения ремонтных работ включают: оформление наряда-допуска (наряда) или распоряжения; допуск к работе; надзор во время работы; занесение в журнал записей о перерывах в работе, переходов на другое рабочее место, об окончании работы.
Наряд-допуск (наряд) - составленное на специальном бланке распоряжение на безопасное проведение работы, определяющее ее содержание, место, время начала и окончания, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасное выполнение работы.
Работающие отвечают за выполнение ими правил безопасности и указаний, полученных при допуске к работе и во время работы.
Требования безопасности, при нахождении на железнодорожных путях
Движущийся железнодорожный подвижной состав Опасный фактор железнодорожных станций и перегонов - движущиеся объекты (железнодорожные составы, локомотивы, отдельные вагоны, путевые машины). Специфика движущихся железнодорожных объектов - отсутствие возможности их маневра, значительный тормозной путь, отсутствие тормозных устройств у вагонов при роспуске с горок. Специфика травматизма для железнодорожного транспорта тяжелые последствия, частота смертельных исходов, а также невозможность оказания скорой медицинской помощи.
Причинами травматизма могут являться:
- человеческий фактор (ослабление внимания при длительном нахождении на путях;
- снижение ориентации по акустическим факторам из-за наличия шумов различных диапазонов; ослабление восприятия звуковых сигналов, оповещающих об опасности, из-за общего высокого уровня шума);
- отсутствие безопасного места при встречном движении составов; •недостаточная освещенность в ночное время в условиях интенсивных маневровых передвижений;
- неудовлетворительное содержание междупутных пространств (снег, гололед, лужи, засоренность).
Меры безопасности, предотвращающие наезд подвижного состава на людей, находящихся в опасной зоне - на путях:
- организация работ во время технологических «окон»;
- организация работ на закрытых для движения путях;
- организация безопасных зон (укрытий, широких междупутий, мест для отдыха);
- организация безопасных пересечений (тоннелей, пешеходных мостов, пе- реходов с цветовой сигнализацией);
- организация безопасных маршрутов по территории станций;
- использование средств сигнализации и оповещения людей;
- ограждение мест производства работ запрещающими сигналами;
- применение сигнальной спецодежды.
Переход через пути.
Переходить через пути следует по специально устроенным, обозначенным и освещаемым (в темное время суток) переходам. Переход оборудуют настила- ми, расположенными на уровне головки рельса и обозначают указательными знаками с надписью «Переход». Запрещается переходить через пути в местах устройства стрелочных переводов. Прежде чем вступить на путь, необходимо убедиться, что и с одной и с другой стороны нет приближающегося подвижно- го состава. Переходить пути следует только под прямым углом. На рельсы нельзя наступать ногами.
Пути, занятые вагонами и не огражденные (в установленном порядке) сигналами остановки, запрещается переходить под вагонами, под автосцепкой или через автосцепку. В случае такой необходимости надо воспользоваться тормозной площадкой вагона или обойти стоящие вагоны на расстоянии не менее 5 м. Дежурным по станции, дежурным по путям, составителям поездов и их помощникам, дежурным по стрелочным постам, регулировщикам скорости движения вагонов, осмотрщикам вагонов и слесарям пунктов технического обслуживания, находящимся при исполнении служебных обязанностей, разрешается обходить вагоны и локомотивы на путях станции на расстоянии не менее 3 м.
Если вагоны стоят отдельными группами, то допускается проходить между ними посередине промежутка, но только при условии, что расстояние между автосцепками крайних вагонов не менее 10 м. Дежурным по станции и другим, перечисленным выше, станционным работникам в этом случае разрешается проходить между вагонами при расстоянии между головками автосцепок вагонов не менее 5 м.
Запрещается перебегать пути перед приближающимся поездом, так как для перехода через путь требуется 5 - 6 с, а поезд, следующий со скоростью 90 км/ч за 1 с преодолевает расстояние, равное 25 м (150 м за 6 с).
Для обеспечения полной безопасности при переходе через пути на крупных станциях устраивают пешеходные мосты и подземные переходы.
Проход вдоль путей.
Для прохода вдоль путей на территории крупных станций устраивают и обозначают маршруты служебных проходов. В отдельных случаях ходить вдоль путей можно посередине широкого междупутья. При этом необходимо внимательно следить за движением поездов и маневровых составов по смежным путям, а также за состоянием междупутья. Если работник, проходя вдоль путей, несет длинный предмет, то располагать его надо параллельно рельсам.
При приближении подвижного состава по смежному пути предмет следует положить на междупутье и отойти на безопасное расстояние, чтобы пропустить состав. Запрещается ходить между рельсами, по концам шпал, а также по обочине пути на расстоянии ближе 2 м до ближайшего рельса. Следовать на работу и обратно разрешается только в стороне от пути или по обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от рельса под наблюдением руководителя работ или специально назначенного работника.
В случаях, когда пройти в стороне от пути или по обочине невозможно, например во время снежных заносов, допускается проход рабочих по пути, но при этом должны быть приняты необходимые меры предосторожности. На двухпутном участке следует идти навстречу правильному движению поездов.
При приближении поезда рабочие заблаговременно отводятся в сторону от рельсовой колеи (на участках со скоростью движения до 120 км/ч - на расстояние не менее 2 м от ближайшего рельса; со скоростью свыше 120 км/ч - не менее 4 м). При проходе поезда по соседнему пути, рабочих также отводят от рельсовой колеи на указанные расстояния.
Руководитель работ обязан предупреждать рабочих об особой осторожности и следить за тем, чтобы они шли по одному (друг за другом) или по два человека в ряду, не отставая. Впереди группы идет специально выделенный и проинструктированный рабочий, ограждающий группу развернутым красным флагом (днем) и фонарем с красным огнем (ночью).
Руководитель работ должен находиться сзади группы, также ограждая ее сигналами остановки. В условиях плохой видимости, а также при проходе вдоль путей с глубокими выемками и кривыми малого радиуса, в глубоких выемках, кривых малого радиуса, лесистой или застроенной местности руководитель работ должен выделить еще двух сигналистов.
Один сигналист следует впереди, другой - сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден на расстоянии не менее 500 м от идущей группы. Они оповещают рабочих о приближении поезда с помощью рожка. Днем сигналисты должны идти с развернутым красным флагом, а ночью - с красным фонарем. Они должны ограждать идущую группу до тех пор, пока рабочие не сойдут с пути.
Пропуск поездов.
Для обеспечения личной безопасности, пропуская поезд, маневровый состав, движущийся локомотив или специальные путевые машины, необходимо стоять на безопасном расстоянии от пути, лицом к пути, с полуоборотом головы навстречу движению. При этом следует внимательно на- блюдать за состоянием локомотива, вагонов, груза на открытом подвижном со- ставе и в случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения или жизни людей, принять меры к остановке состава.
Станционные работники должны находиться на безопасном расстоянии от ближайшего рельса: не менее 2 м при пропуске маневровых составов и поездов, следующих со скоростью до 120 км/ч; 2,5 м - при пропуске поездов с грузами третьей и четвертой степеней боковой негабаритности; 5 м - при пропуске поездов, следующих со скоростью более 120 км/ч.
Регулировщик скорости движения поездов, после укладки ручного тормозного башмака на рельс перед надвигающимся от- цепом, должен отойти в сторону от пути на расстояние не менее 1,5 м. При производстве путевых работ на перегонах, в случае приближения поезда, следующего со скоростью до 120 км/ч, рабочие отводятся от пути с таким расчетом, чтобы при расстоянии до поезда не менее 400 м на пути не осталось ни одного человека.
Расстояния, на которые должны отводиться рабочие, следующие: при приближении поезда - не менее 2 м; при работе путеукладчика, электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других путевых машин тяжелого типа - не менее 5 м, путевого струга - не менее 10 м, машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - не менее 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей; при работе однопутных снегоочистителей - не менее 25 м. На участках движения поездов со скоростью более 120 км/ч не позднее чем за 5 мин до прохода поезда рабочие отводятся от пути в полевую сторону на расстояние не менее 4 м от ближайшего рельса. При пропуске поезда на стан- ции рабочие и руководитель работ должны находиться в месте, заранее указан ном руководителем.