Покажите значение внешнего окружения для организации. Приведите характеристики внешней среды.
Среда- совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы. Руководителям приходится учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедывать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших.
Влияние внешней среды на положение компании на рынке получило признание лишь в 50х годах 20в. Факторы внешней среды делятся на 2 вида: среда прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия- факторы непосредственно влияющие на деятельность организации:
1) Поставщики- все виды продукции организация получает через них (материальных, трудовых, финансовых ресурсов, техники и технологий)
2) Потребители-клиенты
3) Конкуренты
4) Законы и гос органы
5) профсоюзы
Среда косвенного воздействия:
1) состояние экономики
2) политика
3) нтр и нтп
4) социальные факторы
5) международные события
Рассмотрите основные факторы среды прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия:
1. Поставщики – все виды ресурсов организация получает через поставщиков; выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность торгово-технологического процесса, объём товарооборота, прибыль, улучшение позиций в конкурентной борьбе. Поставщики: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, технологий, техники.
Материальные ресурсы. Нужно постоянно анализировать цены, условия поставки и использовать эту технологию при принятии решений о поставщиках. Трудовые ресурсы. Знать рынок труда.
Техника и технология. Отсутствие финансов не позволяет закупать передовое оборудование.
2. Потребители (клиенты) – организация существует для удовлетворения их потребностей. В условиях рынка вкусы и запросы стремительно меняются. Фирма должна знать своих потребителей, анализировать причины изменений (в доходах, семейном положении, численности и так далее). Важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Часто продукция-новинка сталкивается с неподготовленным покупателем.
3.Конкуренты.
4. Законы и государственные органы. Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, налоговую политику.
5. Профсоюзы – вопросы сокращения рабочего дня, повышения зарплаты, условий труда. Забастовки могут привести к остановке предприятия.
Среда косвенного воздействия:
1. Состояние экономики (включает уровень цен и тарифов, инфляции, платёжеспособный спрос, банковскую политику и другое).
Если падают доходы, то покупатель откладывает приобретение многих товаров, не относящихся к предметам первой необходимости.
2. Политика – политическая стабильность – важнейшее условие деятельности предпринимателей.
3. НТП – (в преуспевающих фирмах розничной торговли информационные системы учёта, новейшее оборудование и технологии).
4. Социальные факторы – (традиции, принятые в стране, старение людей – новый подход к товарам, изменение ценностей, обычаев и вкусов потребителей).
5. Международные события – (таможенная, налоговая политика, валюта и др.).
Опишите пути проникновения предприятий на международные рынки. Приведите особенности менеджмента на международном уровне.
Исследование, анализ и оценку внешней и внутренней среды бизнеса;
- Процесс налаживания коммуникаций и принятия решений;
- Базовые функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль);
- Групповую динамику и руководство;
- Эффективность деятельности предприятия (управление трудовыми ресурсами, управления производством).