Блок 3. внешнего окружения и внутренней среды организации

Для эффективного проведения анализа внешней среды следует разделить внешнюю среду на 2 уровня: среду косвенного воздействия (макросреда, общая среда) и среду прямого воздействия (микросреда, конкурентная среда).

Для анализа среды косвенного воздействия используют PEST-анализ -маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Факторы могут быть изменены по усмотрению студентов.

Таблица 7- PEST-анализ факторов среды косвенного воздействия

Факторы среды Оценки
влияния на организацию направленности влияния Интегральная
5= ст.3хст.4
Политические (Р)      
  Политическая ситуация      
  Изменение законодательства      
  Государственное влияние на отрасль      
  Уровень развития правового регулирования экономики,      
  Налоговая политика      
Экономика (Е)      
  Общая характеристика эконо­мической ситуации      
  Курс национальной валюты      
  Уровень инфляции      
  Инвестиционный климат в отрасли      
Социум ( S )      
  Демографические изменения      
  Уровень безработицы      
  Отношение к труду и отдыху      
  Социальная мобильность насе­ления      
  Активность потребителей      
Технология ( Т )      
  Развитие производственных технологий      
  Развитие Интернета и прочих дополнительных каналов связи      
  Уровень автоматизации производства      
  Новые продукты (скорость об­новления и освоения новых тех­нологий)      
ИТОГО      

Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

· влияния на организацию по шкале:

3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;

· направленности влияния по шкале:

«+1» - позитивная, «-1» - негативная.

Далее экспертные оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Анализ среды прямого воздействия рекомендуется проводить по следующим направлениям:

§ Конкуренты (прямые конкуренты, производители товаров-заменителей, потенциальные конкуренты);

§ Потребители/ покупатели;

§ Поставщики;

§ Посредники;

§ Контактные аудитории (органы власти, СМИ, финансовые институты).

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ не должен ограничиваться поиском сильных и слабых сторон.

НЕОБХОДИМО:

· Исследовать организацию операционной (производственной) деятельности предприятия. Проанализировать операционный (производственный) процесс, определить узкие места и причины проблем.

· Провести анализ бизнес-процессов на предприятии и существующих бизнес-планов предприятия, выявить необходимость координации деятельности исполнителей, предложить необходимые мероприятия.

· Провести анализ внутреннего документооборота и информационного обеспечения организации.

· Выявить основные рыночные и специфические риски. Прогнозировать возникновение нежелательных последствий инвестиционных решений. Разработать для предприятия комплекс мероприятий по устранению рисков.

· Проанализировать стратегии, используемые предприятием, в том числе функциональные (внутренние) - маркетинговую, кадровую, инновационную.

Завершить анализ внешней и внутренней сред необходимо проведением SWOT-анализа.

Таблица 8 - SWOT-анализ

  Возможности (O) Угрозы(T)
Сильные стороны (S) поле «SO» (сила и возможности) поле «ST» (сила и угрозы)
Слабые стороны (W) поле «WO» (слабость и возможности) поле «WT» (слабость и угрозы)

Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-выпускником во время прохождения практик.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

Целью анализа является выявление как положительных, так и отрицательных сторон состояния исследуемой проблемы и поиск возможных направлений его изменения (улучшения, совершенствования) либо нахождение принципиально новых подходов к решению поставленных задач. Выпускнику необходимо, кроме констатации фактов, дать им квалифицированную оценку и сделать обоснованные выводы о необходимости принятия по анализируемой проблеме соответствующих управленческих решений, четко сформулировать варианты этих решений.

Раздел может состоять из нескольких подразделов, названия и содержание которых согласуются с руководителем ВКР.

Текстовая часть раздела должна дополняться иллюстрациями (таблицы, рисунки, графики и т. п.).

Объем раздела – 30-40 стр. текста.

Глава 3

Опираясь на выводы по результатам анализа, в этом разделе следует обосновать рекомендации и мероприятия по решению поставленных проблем на исследуемом предприятии.

Обобщить все выявленные в ходе подготовки ВКР недостатки в деятельности предприятия и предложить решения, представив в виде инвестиционных проектов.

В частности, намечаются пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта.

При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы системного подхода, т.е. учета всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом, комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

Проработка конкретных мероприятий должна обеспечивать необходимые данные для расчета социально-экономического, организационного, технического эффектов от предлагаемых решений.

Степень проработки вариантов решений согласовывается с руководителем выпускной квалификационной работы. Предлагаемый вариант должен быть раскрыт и обоснован полностью. Предлагаемое решение проблемы может быть представлено в виде бизнес-плана, инвестиционного (или иного) проекта, положения, инструкции, методики или какого-либо другого документа.

В данном разделе необходимо рассмотреть план реализации предлагаемого решения проблемы (что, кому, в какие сроки надлежит сделать, сколько потребуется, и каких средств, как и кем будет осуществляться контроль за его выполнением).

Все расчеты эффективности (социальной, экономической, технической и т.п.) выполняются в соответствии с действующими методиками.

Объём раздела - 20-25 стр. текста.

Заключение

Данный раздел является логическим завершением ВКР и должен содержать краткие выводы и конкретные предложения по реализации результатов или по дальнейшему улучшению рассматриваемой проблемы, в т.ч. такие, которые могут быть проработаны более детально в ходе дальнейшей работы за рамками ВКР.

Объем раздела - 3-4 стр. текста.

Наши рекомендации