Республика Беларусь в мировом хозяйстве

Республика Беларусь географически является центром Европы. Ее территория – 207,6 тыс. кв. км или 0,15% территории мира, население – 9,7 млн. чел. (0,18% численности населения мира), из которых 72,8% проживает в городах.

Республика Беларусь не располагает мощной сырьевой базой, в том числе и топливно-энергетической. Промышленных запасов нефти при сохранении нынешнего уровня ее добычи (2 млн. тонн в год) хватит примерно на 35 лет. Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования. Для промышленной добычи пригодно 240 млн. тонн. Годовая добыча торфа – 2 млн. тонн. Однако республика располагает значительными лесными и водными ресурсами, такими полезными ископаемыми, как калийная и каменная соль, сырье для производства строительных материалов.

Республика имеет довольно развитый производственный потенциал – квалифицированные кадры. И, как следствие этого, высокоразвитую промышленность, в которой преобладают обрабатывающие отрасли, высок удельный вес машиностроения, химической и нефтехимической отраслей. Наиболее развиты автомобиле-, тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительная, электро- и радиотехническая промышленности, приборостроение.

В целом положительно оценивая потенциал промышленного производства, следует указать на существующую проблему совершенствования технологической и технической базы производства. В технологической структуре производства пока еще преобладают технологии III и IV технологических укладов. Это негативно влияет на конкурентоспособность экономики страны и перспективы ее роста.

Республика занимает выгодное геостратегическое положение и обладает достаточно развитой инфраструктурой, соответствующей географическому положению страны (железнодорожный транспорт, сеть автомобильных дорог и другие коммуникации). Значителен белорусский туристический потенциал, который основывается на привлекательности, порой уникальности природных ландшафтов страны, культурных, исторических памятников и ценностей.

Республика Беларусь является страной с открытой, интегрированной в глобальное мировое хозяйство экономикой. По показателю открытости экономики, определяемой отношением экспорта товаров и услуг к валовому внутреннему продукту, Республика Беларусь входит в число стран-лидеров. И в этом нет ничего удивительного. Ведь чем больше страна, тем более ёмким является ее внутренний рынок, и тем меньше величина, характеризующая отношение экспорта к ВВП. Поэтому страны, национальные экономики которых превосходят по своим масштабам все другие (например, США), по показателю открытости занимают в этом рейтинге невысокие места.

Экспорт является одним из приоритетов развития Республики Беларусь. Страна экспортирует 90-95% производимых тракторов, 55-60% автомобилей, 70-75% металлорежущих станков, 80-90% холодильников и морозильников, около половины телевизоров, 80-90% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей. Экспортная ориентация белорусской экономики обусловлена сложившейся еще в рамках Советского Союза структурой национального хозяйственного комплекса, ориентированного на производство товаров для всего Союза.

Структура белорусского экспорта в целом соответствует крите­риям индустриального государства. Его основу составляют машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности, металлопроизводства и металлообработки, сельхозтехника и бытовая электроника и т.д.

В последние годы внешнеэкономические связи республики существенно активизировались, что свидетельствует о положительных тенденциях в развитии экономики, повышении ее конкурентоспособности.

В 2014г. хозяйствующие субъекты Республики Беларусь совершали экспортно-импортные операции с 202 странами мира. Товары поставлялись на рынки 159 государств, импортировалась продукция из 184 стран. Из общего объема экспорта республики на долю стран ТС приходилось 44,7%, стран ЕЭС – 29,4%.

Это свидетельствует о том, что Республика Беларусь обладает рядом конкурентных преимуществ, создающих предпосылки для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и экспорта в частности. Очевидно, что позиции Республики Беларусь в мировой экономике во многом зависят от уровня и эффективности использования потенциальных конкурентных преимуществ.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите предпосылки формирования мировой экономики.

2. Что представляет собой международное разделение труда и под действием каких факторов оно формируется?

3. Какие существуют основные формы международных экономических отношений?

4. Какие выгоды получают страны от международной торговли?

5. Кто выигрывает и кто несет потери в результате миграции рабочей силы, и в чем это проявляется?

6. Охарактеризуйте основные принципы построения Ямайской валютной системы.

7. В чем сущность платежного баланса страны, и какова его структура?

ЧАСТЬ III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия позволяют расширить и углубить знания, полученные на лекциях, получить более детальные знания по изучаемому предмету.

Задачами семинарских занятий являются:

- повышение уровня усвоения учебного материала;

- развитие научного мышления и речи студентов;

- проверка знаний;

- развитие познавательной активности и привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной и специальной литературой;

- привитие навыков ведения коллективной беседы, участия в дискуссии, умения аргументировано отстаивать свои взгляды.

Подготовка к семинарским занятиям по экономической теории осуществляется в несколько этапов:

1) повторение изучаемой темы по конспекту лекций;

2) углубление знаний по теме путем чтения рекомендованной основной и дополнительной литературы. В процессе чтения полезно выписывать неясные положения или вопросы с тем, чтобы потом непосредственно в начале семинарского занятия или на консультации их задать преподавателю и получить разъяснение;

3) выполнение учебных заданий и решение тестов с целью выяснения уровня подготовки к семинарскому занятию.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты по заданию преподавателя готовят краткие сообщения и рефераты, которые заслушиваются и обсуждаются на семинарском занятии. Их подготовка предполагает тщательное изучение основной и дополнительной литературы и самостоятельный анализ статистического и фактического материала.

Планы семинарских занятий составлены в соответствии с примерным тематическим планом обязательного модуля «Экономика», которым на изучение учебной дисциплины «Экономическая теория» отведено 20 часов семинарских занятий.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод(1 час)

1. Производство и его значение для развития общества. Предмет и разделы экономической теории.

2. Методы экономической теории. Предельный, функциональный и равновесный анализ.

Темы докладов и рефератов

1. Соотношение понятий: категории, законы, закономерности, принципы в экономической теории

2. Экономическая теория и экономическая политика

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике(1 час)

1. Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала. Амортизация.

2. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы. Закон возрастающих вмененных (альтернативных) издержек.

Темы докладов и рефератов

1. Характеристика ресурсной базы экономики Республики Беларусь.

Наши рекомендации