Понятие эластичности. Эластичность спроса, ее виды и факторы
Изменение цены, как и других факторов, может по-разному влиять и на спрос, и на предложение. Поэтому для выяснения изменений в объемах спроса и предложения в результате изменения цены или других факторов используется понятие эластичности. Эластичность характеризует степень реакции одной переменной (в данном случае – спроса или предложения) на изменение другой переменной – цены или другого фактора. Она показывает, в какой степени изменение цены или другого фактора влияет на величину спроса или предложения.
Степень реакции величины спроса на товар на изменение его цены характеризует эластичность спроса по цене. Мерой такой реакции служит коэффициент эластичности спроса по цене. Он определяется как отношение изменения объема спроса (в %) к изменению цены (в %).
. (4.1)
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар в результате изменения его цены на 1%.
Разные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса на изменение цены. В зависимости от этого различают товары эластичного спроса, товары неэластичного спроса и товары единичной эластичности спроса. Если с изменением цены объем спроса и, соответственно, продаж изменится на больший процент, чем изменилась цена, то спрос на этот товар будет эластичным. Если же изменение цены вызовет незначительное изменение спроса, на меньший процент, чем изменилась цена, то спрос на этот товар неэластичен. Единичная эластичность спроса имеет место тогда, когда изменение цены вызывает соответствующее изменение величины спроса. В этом случае коэффициент эластичности спроса по цене равен единице.
Как исключение возможны еще два варианта эластичности спроса по цене. Так, если при неизменной цене или при ее незначительных колебаниях величина спроса увеличивается до предела покупательских возможностей, то имеет место совершенно (абсолютно) эластичный спрос. Обычно такая ситуация возможна в условиях инфляции. Если же любое изменение цены не влияет на величину спроса, то имеет место совершенно (абсолютно) неэластичный спрос.
На величину эластичности спроса по цене оказывает влияние ряд факторов.
1. Значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, поскольку люди без них не могут обходиться. Поэтому повышение цен на них не ведет к существенному сокращению их потребления.
2. Доля затрат на приобретение данного товара в общем объеме расходов потребителя. Обычно, чем большую долю занимают затраты на покупку данного товара в общих расходах потребителя, тем выше будет при прочих равных условиях эластичность спроса на него, и наоборот.
3. Наличие товаров – субститутов (товаров – заменителей). Чем больше имеется хороших заменителей у данного продукта, тем эластичнее будет спрос на него, и наоборот.
4. Фактор времени, т.е. период времени, в течение которого потребитель имеет возможность отреагировать на изменение цены. И чем длиннее будет этот период, тем эластичнее будет спрос. Обусловлено это тем, что в долгосрочном периоде у потребителя есть возможность изменить структуру потребительской корзины, подобрать товары – заменители.
Спрос на данный товар может изменяться и при изменении цены другого товара, являющегося для данного товара заменителем или дополняющим его. Такую зависимость отражает коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене, который показывает, как изменится величина спроса на данный товар при изменении цены другого товара.
Однако характер изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара непосредственно зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Так, если с повышением цены товара А увеличивается спрос на товар Б, то эти товары являются взаимозаменяемыми или товарами-субститутами. В том случае, когда повышение цены товара А вызывает уменьшение спроса на товар Б, то данные товары являются взаимодополняемыми, или комплементарными.
Величина спроса изменяется и при изменении дохода. Зависимость между изменением дохода и изменением объема спроса отражает эластичность спроса по доходу, которая показывает, как изменится спрос при изменении дохода. Для характеристики этой зависимости используется коэффициент эластичности спроса по доходу, который определяется путем деления величины относительного изменения объема спроса на товар на величину относительного изменения доходов потребителей:
. (4.2)
Данный коэффициент показывает, на какой процент изменится величина спроса при однопроцентном изменении дохода потребителей.
Как правило, с повышением доходов потребителей увеличивается спрос, и наоборот.Однако взаимосвязь между изменением дохода и изменением величины спроса не является однозначной, как это может показаться. Дело в том, что спрос может изменяться быстрее, медленнее или такими же темпами, как и доход, либо вообще не изменяться на некоторые товары. Все будет зависеть от того, какие товары покупаются: то ли это продовольственные товары; то ли промышленные товары, входящие в стандартный набор потребителя; или это высококачественные товары длительного пользования. Если это продовольственные товары, то с ростом доходов растет и спрос на них. Но постепенно, по мере насыщения потребности в продовольственных товарах, рост спроса на них замедляется, т.к. люди начинают сокращать потребление продовольственных товаров низшего порядка, предпочитая покупать продукты высокого качества и, в конце концов, останавливается, хотя доходы продолжают расти. Это значит, что эластичность спроса по доходу на продовольственные товары имеет тенденцию стремиться к нулю по мере роста доходов потребителя. Совершенно иначе ведет себя спрос на высококачественные товары длительного использования и предметы роскоши – по мере роста доходов стабильно растет и спрос на них. Это значит, что спрос на эту группу товаров характеризуется очень высокой эластичностью по доходу, и он практически не имеет пределов насыщения.
Спрос на промышленные товары, входящие в стандартный набор потребителя первоначально с повышением дохода значительно растет, т.е. он достаточно эластичен. Но постепенно темпы его роста замедляется, поскольку происходит насыщение потребности в этих товарах. Однако при достижении доходом довольно значительной величины, когда потребитель перестает наращивать спрос на продовольственные товары, спрос на промышленные товары снова начинает расти. Обусловлено это тем, что потребителя при покупке промышленных товаров больше начинает интересовать не столько функциональное назначение приобретаемых товаров, а соображения престижа, стремление не отстать по уровню благосостояния от тех, кто входит с ним в одну и ту же социальную группу. Поэтому эластичность спроса по доходу на эти товары повышается.