Часть i программа курса «экономическая теория»
В.Н. ФЕДОСЕНКО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине обязательного модуля «Экономика»
для студентов неэкономических специальностей
МИНСК
ИЗД-ВО БНТУ
Рецензенты:
кафедра экономики Минского филиала МЭСИ;
В.В. Рымкевич, доцент кафедры международных экономических отношений Белорусского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент;
Федосенко В.Н.
Экономическая теория: электронный учеб.-метод. комплекс / В.Н. Федосенко. – Минск, БНТУ, 2015. (электронный вариант)
Электронный учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с типовой учебной программой учебной дисциплины «Экономическая теория» обязательного модуля «Экономика» для студентов I ступени высшего образования неэкономических специальностей. Комплекс содержит разнообразные материалы, призванные оказать помощь студентам в изучении данной дисциплины и подготовке к семинарским занятиям. В комплексе приведен краткий конспект лекций, планы семинарских занятий, учебные задания и тесты.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ЧАСТЬ I ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ». 5
ЛИТЕРАТУРА.. 8
ЧАСТЬ II КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ». 9
Тема 1 Экономическая теория: предмет и метод. 9
Тема 2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. 14
Тема 3 Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели. 21
Тема 4 Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения 39
Тема 5 Основы поведения субъектов рыночной экономики. 51
Тема 6 Рынки факторов производства. 73
Тема 7 Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность 90
Тема 8 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. 104
Тема 9 Равновесие денежного рынка. Финансовая система. 112
Тема 10 Макроэкономическая политика. 122
Тема 11 Экономический рост. 132
Тема 12 Современное мировое хозяйство. 136
ЧАСТЬ III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 151
ЧАСТЬ IV МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 156
ЧАСТЬ V МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ.. 158
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях все более востребованной становится такая форма получения знаний, как самостоятельная или внеаудиторная работа студентов. Обусловлено это, с одной стороны, большим объёмом учебного материала, подлежащего изучению и, с другой стороны, ограниченностью аудиторного времени, отводимого на изучение учебных дисциплин, в том числе, и экономической теории. Значительное возрастание роли самостоятельной работы студентов в усвоении учебного материала повышает значимость методического обеспечения самостоятельной работы студентов, подготовки различных учебных пособий, призванных помочь студентам сориентироваться в мире многочисленной учебной литературы.
Данный учебно-методический комплекс (УМК) призван оказать помощь студентам в усвоении ими определенного объема знаний по экономической теории. При этом УМК не претендует на всеобщность и комплексность охвата всего содержания учебной дисциплины «Экономическая теория». Напротив, автор стремился изложить учебный материал лаконично, просто и доходчиво, выделить в нем узловые проблемы и вопросы, избежать перенасыщения учебного материала графиками и математическими формулами. Поэтому данный комплекс является своего рода дополнением к многочисленным учебникам и учебным пособиям по экономической теории, изданным в последние годы.
УМК включает в себя разнообразные материалы, использование которых поможет расширить и углубить знания, полученные на лекциях. В нем представлена программа учебной дисциплины «Экономическая теория», содержится краткий конспект лекций, приведены планы семинарских занятий и вопросы, которые, в соответствии с учебной программой, подлежат самостоятельному изучению. Комплекс содержит также различные материалы (учебные задания, тесты, вопросы для самоконтроля), использование которых позволит студентам самостоятельно оценить степень усвоения изучаемых тем.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Экономическая теория» обязательного модуля «Экономика» для студентов неэкономических специальностей вузов.
Тема 11. Экономический рост
Содержание и показатели экономического роста. Устойчивый экономический рост.
Типы, источники и факторы экономического роста.
Проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Ачаповская М.З. Экономическая теория. Курс лекций для неэкономических специальностей высших учебных заведений / М.З. Ачаповская. – Минск: ФУАинформ, 2010.
2. Зубко Н.М. Экономическая теория: учебное пособие / Н.М Зубко, А.Н. Каллаур. – Минск: ТетраСистемс, 2010.
3. Экономическая теория : учебное пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. – Минск : Тетралит, 2014. – 352 с.
Дополнительная
4. Бутеня, В.Е. Экономическая теория : основы микроэкономики : пособие для студентов неэкономических специальностей / В.Е. Бутеня, Л.П. Пацкевич, В.Н. Федосенко. – Минск : БНТУ, 2013. – 68 с.
5. Давыденко Л.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, Е.Л. Давыденко, И.А. Собленко. – 2-е изд., испр. – Минск: Высш. школа, 2010
ЧАСТЬ II КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает экономическая теория?
2. Какие функции выполняет экономическая теория?
3. Назовите основные методы изучения предмета экономической теории.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему потребности человека называют «движущей силой» производства?
2. Как классифицируются экономические потребности?
3. Что такое производство, и какие факторы необходимы для того, чтобы процесс производства состоялся?
4. Существуют ли границы производственных возможностей? Почему?
5. В чем заключается сущность проблемы выбора в экономике?
6. Чем обусловлен рост вмененных издержек?
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой экономическая система?
2. Назовите основные элементы структуры экономической системы.
3. Охарактеризуйте основные типы экономических систем.
4. Какова роль собственности в экономической системе?
5. Что представляет собой собственность как экономическая категория и в чем суть собственности как юридического понятия?
6. Каким образом осуществляется реформирование собственности?
7. Как можно определить понятие «рынок»?
8. Назовите институциональные основы функционирования рынка.
9. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?
10. С какой целью государство вмешивается в рыночную экономику?
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое спрос, и какие факторы на него влияют?
2. Нарисуйте график спроса. Чем объясняется нисходящий характер кривой спроса?
3. Охарактеризуйте понятие «предложение» и раскройте его зависимость от цены и других факторов.
4. Что означает понятие «рыночное равновесие»? Каковы последствия его нарушения?
5. Дайте понятие эластичности. Почему спрос на различные товары имеет разную эластичность по цене?
6. Как влияет на эластичность предложения фактор времени?
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите и охарактеризуйте основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
2. Какова роль домашнего хозяйства в современной рыночной экономике?
3. Как оценить полезность блага для потребителя?
4. «Фирма» и «предприятие» различные или тождественные понятия?
5. Как можно охарактеризовать издержки производства, и в чем проявляются отличительные особенности издержек в зависимости от краткосрочного и долгосрочного периода?
6. Как определяются доход и прибыль предприятия?
7. При каких условиях достигается максимизация прибыли предприятием?
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под национальной экономикой?
2. Что понимается под сбалансированностью национальной экономики и как она достигается в современных рыночных условиях?
3. Какие проблемы возникают при измерении национального продукта?
4. Какова роль индексов цен в измерении национального продукта?
5. Каковы причины возникновения инфляционных процессов?
6. Охарактеризуйте экономические последствия инфляции.
7. Какие причины вызывают циклические колебания в экономике?
8. Что представляет собой экономический цикл?
9. Что понимается под естественным уровнем безработицы?
10. Каковы последствия превышения уровня фактической безработицы ее естественного уровня?
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под совокупным спросом, и из каких компонентов он складывается?
2. Дайте определение предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению. Раскройте существующую между ними взаимозависимость?
3. Объясните, почему сдвиг кривой потребления вверх вызывает такой же сдвиг кривой сбережений вниз? Существуют ли исключения из этого правила?
4. Раскройте и объясните суть эффекта мультипликатора инвестиций?
5. Какие факторы определяют динамику и величину инвестиций?
Сущность денег и их функции
На определенном этапе развития товарного производства и обмена появились деньги, ставшие посредником в движении товаров и услуг, связующим звеном между всеми хозяйствующими объектами. В экономической науке имеются различные мнения по поводу происхождения денег и их сущности. Среди них наиболее признанными являются рационалистическая и эволюционная теории происхождения денег.
Согласно рационалистической теории, деньги возникли в результате соглашения людей. Поэтому деньги – продукт соглашения людей с целью обеспечения обмена и соизмерения различных благ.
Эволюционная теория исходит из того, что деньги появились в результате исторического развития товарного производства и обмена и обострения противоречий обмена. Суть этих противоречий состояла в том, что товаропроизводители вынуждены были совершать множество обменов, чтобы получить нужный товар. Поэтому постепенно из всей массы товаров выделился один, наиболее ходовой товар, признанный всеобщим эквивалентом, который и стал выполнять роль денег. С появлением денег обмен существенно упростился: товаропроизводители обменивали свои товары на деньги, за которые они могли приобрести нужные им товары. Согласно эволюционной теории, деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Деньги выполняют следующие функции: меры стоимости, с их помощью измеряется (оценивается) стоимость всех товаров; средства обращения, они выступают в роли посредника при обмене товаров (товар – деньги – товар); средства накопления (сбережения), когда деньги изымаются из обращения и накапливаются с целью совершения каких-то покупок в будущем; средства платежа, когда они используются для оплаты товаров, приобретенных в кредит; мировых денег, когда используются для осуществления различных расчетов между экономическими субъектами различных стран.
Первоначально с появлением денег их роль выполняли золото и серебро в виде монет. Но постепенно серебро было вытеснено из оборота, и роль денег закрепилась за золотом. Однако в дальнейшем, в силу изнашивания золотых монет и мимолетной роли денег при обмене товаров, для обслуживания товарного обмена наряду с золотыми монетами стали использовать бумажные деньги. Бумажные деньги приравнивались к какому-то весовому количеству золота, т.е. имели золотое содержание, и обменивались на золото. Система денежного обращения, когда в качестве денег одновременно использовались золотые монеты и бумажные деньги, разменные на золото, получила название золотого стандарта.
Золотой стандарт просуществовал в большинстве стран до Первой мировой войны, с началом которой размен бумажных денег (банкнот) на золото был прекращен. Дело в том, что с ростом военных расходов страны вынуждены были для их покрытия широко использовать эмиссию бумажных денег, неразменных на золото. Постепенно в 20-30 годах XX в. золото было изъято из внутреннего обращения всех стран, и роль денег перешла к неразменным на золото бумажным деньгам и неполноценным монетам. В результате установился бумажно-денежный стандарт.
В XX в. процесс эволюции денег ускорился. Наличные деньги постепенно стали вытесняться безналичными, в основном депозитами до востребования. В семидесятые годы широкое распространение получили пластиковые кредитные карточки, которые облегчали расчеты и позволяли распоряжаться деньгами, хранящимися на счете в банке. С приходом в банковскую систему ЭВМ возникли электронные деньги – не имеющие вещественного выражения носители информации, являющиеся именными (могут использоваться только конкретным лицом) и имеющие интернациональный характер.
9.2 Денежно-кредитная система страны и ее структура
Движение денег обслуживает денежно-кредитная система.Денежно-кредитная система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Развитая кредитная система состоит из трех уровней, критерием выделения которых служит функциональная спецификация отдельных институтов: центральный банк страны, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые учреждения. Два первых звена вместе образуют банковскую систему страны.
Особое место в кредитной системе занимает центральный банк. Главная задача центрального банка – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью кредитной системы. Основными его функциями являются:
– разработка и реализация денежно-кредитной политики;
– эмиссия и изъятие денег из обращения;
– хранение золотовалютных резервов страны;
– выполнение кредитных и расчетных операций для правительства;
– оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд и др.).
Второй уровень кредитной системы представлен системой коммерческих банков. Коммерческие банки выполняют следующие функции:
– прием и хранение депозитов вкладчиков;
– выдача средств со счетов и выполнение перечислений;
– размещение денежных средств путем выдачи ссуд, покупки ценных бумаг и др.
Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и посреднические (выполнение операций по поручению клиентов).
Основной вид активной банковской операции – это выдача ссуд (предоставление кредитов). Однако банки не имеют права выдавать ссуды на всю сумму привлеченных средств (депозитов). Часть своих депозитов они обязаны держать в виде обязательного резерва, величину которого в виде норматива устанавливает центральный банк. Требование хранения части депозитов в виде резервов объясняется, с одной стороны, необходимостью контроля за способностью коммерческих банков к кредитованию своих клиентов, а с другой – стремлением центрального банка оказывать при помощи резервной нормы необходимое воздействие на количество денег в обращении и на макроэкономическую ситуацию в целом.
Третий уровень – это специализированные кредитно-финансовые учреждения. К ним относятся сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые и др. компании. Специализированные кредитно-финансовые институты функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, выполняют небольшое число операций и как бы дополняют деятельность коммерческих банков. Тем не менее, они, сосредотачивая у себя большие денежные ресурсы, оказывают воздействие на сферу денежного обращения.
Создание банками денег. Огромная роль и значение коммерческих банков в рыночной экономике связано с их способностью в процессе кредитования создавать новые деньги (осуществлять безналичную депозитно-кредитную эмиссию денег) и тем самым влиять на количество денег в обращении.
Механизм создания банками денег рассмотрим на условном примере. Предположим, что норма обязательного резерва равна 10%. В этом случае банк, получивший вклад в размере 1000 ден. ед., может выдать ссуду в размере избыточного резерва, т.е. в сумме 900 [1000 – (1000 0,1)]. Вследствие этого количество денег в обращении увеличилось с 1000 до 1900 ден. ед., где 900 ден. ед. – это деньги, созданные банком.
Но на этом процесс создания банками денег не завершается. Заемщик, получивший 900 ден. ед., использует их на покупку необходимых товаров, в результате чего эта сумма поступит на счет какой-то фирмы в другом банке (а возможно и в первом). 90% вновь поступившей суммы, т.е. 810 ден. ед., банк, в свою очередь, может использовать для выдачи ссуды. Данная ссуда будет израсходована на приобретение каких-то товаров и поступит в виде депозита в третий банк, который также 90% полученной суммы может предоставить в ссуду и т.д.
Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада не окажется использованной в качестве обязательного резерва. В итоге всеми банками, вместе взятыми, будет создано такое количество безналичных денег, которое в несколько раз превзойдет сумму первоначального вклада. Это и есть процесс создания банками денег. Теоретически при норме обязательного резервов в 10% каждая 1 ден.ед., вложенная в банк, приведет к созданию 10 ден.ед. Следовательно, имеет место мультипликационный эффект, который измеряется с помощью денежного мультипликатора.
Денежный мультипликатор – это показатель, характеризующий степень возрастания (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного банка к другому. Он равен единице, деленной на норматив обязательных резервов.
. (9.1)
Налоги и их виды
Главным источником пополнения доходов государства служат налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством в лице его центральных и местных органов власти с субъектов хозяйствования национальной экономики (физических и юридических лиц).
Налоги в экономике выполняют две функции: фискальную и регулирующую. Выполняя свою первую функцию, налоги обеспечивают поступление средств в государственную казну. Вторая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять или сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.
Принципы налогообложения. Совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения, организации взимания образуют налоговую систему. В основе построения налоговых систем лежат следующие принципы:
– всеобщность, охват налогами всех субъектов хозяйствования;
– обязательность: субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в полном размере и в строго установленные сроки. Неуплата карается законом;
– равнонапряженность: взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъекта хозяйствования;
– однократность: недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза за установленный промежуток времени;
– стабильность: ставки налогов и порядок их исчисления должны оставаться длительное время без изменений;
– простота и доступность для восприятия;
– гибкость: налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.
При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемами налоговых поступлений в государственную казну, которая может быть представлена с использованием кривой Лаффера. Кривая Лаффера – это график, показывающий связь между величиной налоговых ставок и объемом налоговых поступлений в бюджет (рисунок 9.1).
Рисунок 9.2 – Кривая Лаффера
Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога. Превышение этой ставки снижает деловую активность, подрывает стимулы к труду и инвестициям, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает налоговые поступления в бюджет.
Виды налогов. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов.
В зависимости от объекта обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль и др.) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижимость, земельный налог). При прямых налогах лицо, чей доход или имущество облагается налогом, и лицо, уплачивающее налог, являются одним и тем же. К косвенным налогам относятся налоги, включаемые в цену товара или услуги, увеличивая ее. Это налог на налог на добавленную стоимость, акцизы, импортные пошлины. Косвенные налоги фактически платят потребители, но перечисляются они в налоговые органы предпринимателями, получающими выручку от реализации продукции.
Важным элементом налогов является налоговая ставка, т.е. доля дохода, которая взимается в бюджет. В зависимости от принципов построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения, долевые устанавливаются в определенных долях, т.е. процентах. В свою очередь, долевые налоги могут быть пропорциональными, регрессивными и прогрессивными:
– пропорциональные налоги, ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода;
– регрессивные налоги, ставки которых уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика;
– прогрессивные налоги, ставки которых возрастают по мере увеличения дохода и уменьшаются по мере его сокращения.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные налоги. Специальные налоги имеют строго целевое назначение.
Различают также общегосударственные налоги и местные налоги и сборы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие функции выполняют деньги?
2. Что собой представляет денежный рынок? В чем его отличие от товарных рынков?
3. Какие факторы определяют спрос на деньги?
4. Как повлияет на равновесие денежного рынка увеличение предложения денег?
5. Каков механизм восстановления равновесия на денежном рынке, если предложение денег уменьшилось?
6. Что представляет собой кредитная система страны, и какие финансово-кредитные учреждения ее образуют?
7. Объясните, каким образом банки могут увеличивать сумму денег в обращении. Что представляет собой денежный мультипликатор?
8. Охарактеризуйте финансовую систему и ее элементы.
9. Что понимается под государственным бюджетом?
10. Назовите основные статьи расходов и доходов государственного бюджета.
11. В чем суть налогообложения? Что такое налоги, и какие функции они выполняют?
Вопросы для самоконтроля
1. Какие цели фискальной политики государства и с помощью каких инструментов достигаются эти цели?
2. Охарактеризуйте автоматическую и дискретную фискальную политику.
3. Что такое бюджетный дефицит и каковы его причины?
4. Как возникает государственный долг и каковы его последствия для страны?
5. Назовите цели денежно-кредитной политики и ее инструменты.
6. Что понимается под политикой «дорогих» денег, в каком случае и каким образом она реализуется?
7. Какие основные направления включает в себя социальная политика?
8. Что представляет собой система социальной защиты, и каковы ее основные элементы?
9. Дайте характеристику основным моделям социальной политики.
Тема 11 Экономический рост
Содержание и показатели экономического роста
Одной из основных целей функционирования национальной экономики является обеспечение устойчивого, стабильного экономического роста. Экономический рост – это тенденция изменения результатов функционирования национальной экономики (количественных и качественных) в сторону их увеличения за определенный период времени.
Экономический рост очень важен для страны. Во-первых, рост количественных и качественных показателей производственной деятельности влечет за собой возрастание изобилия экономических благ, расширение возможностей удовлетворения потребностей граждан страны и решения ряда других социально-экономических проблем развития страны. Во-вторых, экономический рост обуславливает наращивание производственного потенциала страны, увеличение производственных возможностей экономики. Тем самым экономический рост способствует созданию материальных предпосылок для дальнейшего экономического и социального прогресса. Важно, чтобы экономический рост не сопровождался загрязнением окружающей среды, ростом безработицы вследствие морального старения ряда профессий и использования трудосберегающих технологий.
Для характеристики экономического роста используют абсолютные и относительные показатели. Последние показывают процентное изменение (темп роста или темп прироста) какого-то показателя в данном периоде по сравнению с прошлым периодом. Измеряться экономический рост может в физическом (штуки, тонны, метры) и стоимостном выражении. Стоимостные показатели измерения являются более универсальными и более пригодными для измерения результатов многоотраслевого производства. Существенным недостатком стоимостных показателей является их подверженность воздействию ценового фактора. Поэтому при использовании стоимостных показателей необходимо исключать воздействие изменения цен на эти показатели. Именно поэтому при расчете темпов экономического роста используют показатель реального ВВП, а не номинального.
Основными показателями роста национальной экономики являются:
1) прирост реального ВВП за определенный период;
2) уровень реального ВВП на душу населения;
3) темпы прироста промышленного производства и других важнейших видов продукции.
Экономический рост различается по темпам (высокие, низкие). Однако высокие темпы роста не всегда свидетельствуют об оптимальном развитии экономики, повышение благосостояния населения. Дело в том, что высокие темпы экономического роста могут быть обеспечены за счет сокращения текущего потребления, т.е. сдерживания производства предметов потребления и наращивания производства средств производства. Поэтому для характеристики экономического роста большое значение имеет его качественная оценка (качество экономического роста), показывающая, за счет каких факторов экономический рост преимущественно обеспечивался, каково реальное содержание прироста реального ВВП и его соответствие потребностям общества.
Несомненно, что достижение высоких темпов экономического роста для любой национальной экономики желательно, так как это расширяет ее возможности в удовлетворении возрастающих потребностей нации. Однако наибольшую ценность представляет не единовременное достижение высоких темпов, а обеспечение устойчивого экономического роста, т.е. сохранение на протяжении длительного периода времени положительной динамики реального ВВП без значительных его колебаний в долгосрочном периоде. Именно устойчивый экономический рост создает экономические условия для постоянного повышения уровня жизни населения, способствуя тем самым сохранению социальной стабильности в обществе, облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов и обеспечивает укрепление экономической безопасности государства.
Достижение устойчивого экономического роста требует постоянного совершенствования экономического потенциала стран в соответствии с достижениями НТП, обеспечения общего макроэкономического равновесия (сбалансированности) всех основных сфер национальной экономики, высокой эффективности национального производства.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение экономического роста.
2. В чем значение экономического роста?
3. Назовите и охарактеризуйте основные факторы экономического роста.
4. Чем отличается интенсивный тип экономического роста от экстенсивного?
Платежный баланс страны
Все страны мира являются субъектами международных экономических отношений. Активность их внешнеэкономической деятельности, степень интеграции в мировое хозяйство различны. Многогранный комплекс внешнеэкономических отношений страны находит отражение в платежном балансе.
Под платежным балансом понимается статистическая запись всех экономических сделок, между резидентами данной страны и резидентами любых других стран мира (нерезидентами) осуществленных в течение определенного отрезка времени (месяц, квартал, год). Платежный баланс фиксирует состояние платежей страны и поступлений в страны. Международный валютный фонд определяет платежный баланс как «статистическую запись всех экономических сделок в течение данного периода между резидентами отчитывающихся стран».
Платежный баланс страны состоит из трех крупных разделов:
- счет текущих операций;
- счет движения капитала;
- баланс движения золотовалютных резервов.
Счет текущих операций отражает движение валютных средств, обусловленное экспортом и импортом товаров и услуг, а также односторонними платежами (трансфертами), произведенными одной страной в адрес другой без получения в ответ товара или услуги. К односторонним трансфертам относят доходы от инвестиций получаемые как данной страной, так и уходящие из страны зарубежным инвесторам, денежные переводы.
Счет движения капитала отражает продажу и покупку активов, а также получение займов и предоставление ссуд.
Счет движения золотовалютных резервов отражает операции по купле-продаже иностранной валюты, монетарного золота, иных высоколиквидных финансовых активов. Их осуществляет национальный банк, правительственные органы страны. Эти операции направлены на регулирование валютного курса, покрытие пассивного сальдо по первым двум разделам платежного баланса.
Состояние платежного баланса – важный показатель экономического состояния страны. Активное сальдо платежного баланса означает, что объем платежей из-за границы превысил объем платежей за границу, т.е. в стране имеется прирост чистых иностранных активов. И наоборот. Дефицит платежного баланса обуславливает отток валютных средств из страны, поскольку несбалансированность платежного баланса регулируется посредством изменения официальных золотовалютных резервов страны.
Сальдо платежного баланса оказывает непосредственное влияние на денежный рынок и курс национальной валюты. При активном сальдо платежного у резидентов образуется избыток иностранной валюты, которая обменивается на национальную валюту, что обуславливает повышение ее курса. При пассивном сальдо образуется дефицит иностранной валюты, в результате чего курс национальной валюты понижается.
Платежный баланс – один из объектов государственного регулирования. Его уравновешивание входит в число важнейших целей экономической политики государства.
Государственное регулирование платежного баланса представляет собой совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер по формированию его основных статей и покрытию отрицательного сальдо. Оно может осуществляться такими основными методами, как:
1. Прямой контроль включает регламентацию импорта (например, посредством квотирования), таможенные и иные сборы, ограничения на репатриацию доходов по иностранным инвестициям и трансфертам частных лиц, сокращение безвозмездной помощи, экспорта капитала.
2. Дефляция, т.е. политика ограничения спроса, направленная на замедление роста цен или их снижение. Она осуществляется в основном путем уменьшения денежной массы в экономике за счет:
- проведение денежно-кредитной политики, направленной на уменьшение кредитных ресурсов коммерческих банков;
- реализации бюджетно-налоговой политики, ориентированной на превышение государственных доходов над расходами;
- блокирования банковских депозитов; изъятие денег, выведенных из оборота и обмена их на новые, но в меньшем количестве.
3. Регулирование валютного курса.Понижение валютного курса при прочих равных условиях стимулирует экспорт и сокращает импорт.
С 70-х годов XX в. стали предприниматься усилия по выработке принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на встречах на высшем уровне стран большой «семерки».
К межгосударственным мерам по урегулированию платежных балансов относятся:
- согласование условий экспортных кредитов;
- двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты ЦБ;
- кредиты международных валютно-кредитных и финансовых институтов, прежде всего МВФ.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите предпосылки формирования мировой экономики.
2. Что представляет собой международное разделение труда и под действием каких факторов оно формируется?
3. Какие существуют основные формы международных экономических отношений?
4. Какие выгоды получают страны от международной торговли?
5. Кто выигрывает и кто несет потери в результате миграции рабочей силы, и в чем это проявляется?
6. Охарактеризуйте основные принципы построения Ямайской валютной системы.
7. В чем сущность платежного баланса страны, и какова его структура?
ЧАСТЬ III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия позволяют расширить и углубить знания, полученные на лекциях, получить более детальные знания по изучаемому предмету.
Задачами семинарских занятий являются:
- повышение уровня усвоения учебного материала;
- развитие научного мышления и речи студентов;
- проверка знаний;
- развитие познавательной активности и привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной и специальной литературой;
- привитие навыков ведения коллективной беседы, участия в дискуссии, умения аргументировано отстаивать свои взгляды.
Подготовка к семинарским занятиям по экономической теории осуществляется в несколько этапов:
1) повторение изучаемой темы по конспекту лекций;
2) углубление знаний по теме путем чтения рекомендованной основной и дополнительной литературы. В процессе чтения полезно выписывать неясные положения или вопросы с тем, чтобы потом непосредственно в начале семинарского занятия или на консультации их задать преподавателю и получить разъяснение;
3) выполнение учебных заданий и решение тестов с целью выяснения уровня подготовки к семинарскому занятию.
В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты по заданию преподавателя готовят краткие сообщения и рефераты, которые заслушиваются и обсуждаются на семинарском занятии. Их подготовка предполагает тщательное изучение основной и дополнительной литературы и самостоятельный анализ статистического и фактического материала.
Планы семинарских занятий составлены в соответствии с примерным тематическим планом обязательного модуля «Экономика», которым на изучение учебной дисциплины «Экономическая теория» отведено 20 часов семинарских заня<