Понятие и виды предприятия. Бизнес-среда
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами деятельности, осуществляющий предпринимательскую деятельность (Горемыкин В А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2004.).
Предпринимательство - инициативная, самостоятельно осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность.
Предприятие представляет собой первичное хозяйственное звено общественного разделения труда, которое существует в форме обособленной системы технологических, социальных и организационно-экономических отношений и само является системой.
По своему содержанию предприятие можно представить в виде трех взаимосвязанных компонентов:
- комплекса средств и предметов труда, имеющих технологическую общность и предназначенных для производства соответствующих видов продукции или оказанных услуг;
- специально сформированного коллектива людей, объединенных социально-экономическими отношениями и интересами;
- экономической системы с собственным циклом воспроизводства на основе обособления необходимых ресурсов и их оборота.
На рис.6.1- 6.5 (Приложение 12) представлена сущность предприятия.
В табл. 6.1 (Приложение 13) представлены системные признаки предприятия (Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2004.).
Рыночная экономика отличается большим разнообразием типов функционирующих предприятий, которые классифицируются по видам хозяйственной деятельности, формам собственности, формам хозяйствования.
Предпринимательская деятельность может осуществляться в России в различных организационно-правовых формах, определенных Гражданским кодексом РФ (Приложение 14, табл. 6.2-6.4).
Экономическая категория «рыночный потенциал предприятия» призвана снизить дисбаланс между теоретическими наработками и их практическим применением.
На рис. 6.6 представлен рыночный потенциал предприятия (Попов Е.В. Институциально-эволюционная теория. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.).
Рис. 6.6. Рыночный потенциал предприятия
Рыночный потенциал - это совокупность средств и возможностей предприятия в реализации своей деятельности. Сущность потенциала заключается в максимальной возможности предприятия по применению передовых теоретических наработок в области управления с целью эффективного ведения рыночной деятельности. Ключевые факторы успеха находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, т.е. знания) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).
Классификация коммерческих организаций представлена на рис.6.7 (Приложение 15). (Экономика предприятия: учебник / под ред. Б.И. Чайка, В.Т. Дубровского. – Екатеренбург: Изд-во Уральского государственного экономического ун-та, 2002.)
Внешняя среда характеризуется совокупностью переменных, находящихся за пределами предприятия, не являющиеся сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, предприятия, а также люди, связанные с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, правительственные и местные органы управления.
Существует и второй ряд переменных внешней среды - это социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Важнейшая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным.
Важнейшим, необходимым фактором деятельности предприятия являются ресурсы. Ресурсы - это материальные и нематериальные активы, с помощью которых предприятие имеет возможность осуществлять свою основную производственную деятельность, а также действия как по внутрифирменному управлению, так и влиянию на внешнюю среду организации.
Недостаток ресурсов - финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных - не позволяет предприятию разрабатывать и реализовывать корпоративную стратегию даже в наиболее благоприятных внешних условиях.
Ресурсы - это потенциал предприятия. Однако простое обладание ресурсами или возможностью их приобретения не означает, что предприятие будет иметь успех. Огромное значение приобретают качество управления, способность стратегически рационально сочетать и увязывать эти ресурсы с компетенцией организации.
Корпорация (лат. corporatio - объединение) - совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества (Родионова В.Н. Указ. соч.).
Компетенция - совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям (Там же).
Компетентность (лат. competens - соответствующий): область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами; знание, опыт в той или иной области.