Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
Между спросом и предложением конкретного товара в каждый данный момент складывается определённое соотношение. Оно является результатом влияния многочисленных факторов на спрос и на предложение. Соотношение спроса и предложения - это тот механизм, который, с одной стороны, формирует рыночную цену, с другой стороны, сама цена определяет соотношение между спросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса, и предложения.
Закон, выражающий взаимосвязи между спросом и предложением товаров, именуется законом спроса и предложения. Он характеризует единство спроса и предложения в их объективном стремлении к соответствию. Он не обнаруживает себя до тех пор, пока не возникает диспропорция между спросом и предложением на рынке.
Посредством рыночных колебаний на рынке устанавливается цена спроса и цена предложения. Покупатель стремится купить на рынке товар по наиболее низкой цене, а продавец, наоборот, хочет продать товар по максимально высокой цене. Предельно максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ценой спроса. Предельно же низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ценой предложения. Низшей ее границей являются издержки производства.
Конкурентная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену, в конечном счете, приводит к уравновешиванию спроса и предложения, к установлению равновесной цены (рис. 4.5).
Рис. 4.5. График рыночного равновесия
Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой.
Механизм установления цены равновесия определяется двумя тенденциями:
1. При более высокой цене, чем цена равновесия (Р3), предложение превышает спрос на величину отрезка АВ. В этой ситуации под давлением конкуренции между продавцами цена будет вынужденно снижаться.
2. При цене ниже цены равновесия (Р1) спрос превысит предложение на величину отрезка EL. Под давлением конкуренции между покупателями цены станут повышаться.
В результате взаимодействия этих тенденций в точке С устанавливается равенство спроса и предложения, рыночное равновесие. В случае, если цена спроса равна цене предложения, количество товара(Q2) производимого в единицу времени, можно назвать равновесным, а цену (Р2) по которой он продается, равновесной. Равновесная цена адекватна стоимости товара, которая определяется затратами и полезным эффектом. Равновесная цена свидетельствует, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю, т. е. в этой ситуации рыночная экономика будет максимально эффективной. В точке равновесия противоположные интересы продавцов и покупателей совпадают.
Действительно, если покупатели пожелают купить товар по цене Р1,, которая ниже равновесной, то величина спроса Q3L окажется большей, чем величина предложения Q1E. Возникает дефицит товара, измеряемый величиной отрезка EL, и цена вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом.
Если же продавцы пожелают продать товар по цене Р3, которая выше равновесной, то величина предложения Q3B окажется выше величины спроса Q1A. Образуется избыток товаров, равный величине отрезка АВ, вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся, а цена станет равновесной.
Таким образом, на конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар и предложение товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.
Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в результате которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит Л. Вальрасу. Иную точку зрения к объяснению механизма установления рыночного равновесия высказал Альфред Маршалл. Он заявлял, что рыночное равновесие достигается за счет маневрирования не цен, а объемов производства. Им были выдвинуты концепции краткосрочного и долгосрочного равновесия. Само понятие «краткосрочный»Маршалл определял как время, в течение которого производители и покупатели не успевают полностью приспособиться к изменившимся рыночным условиям. Например, в этот период производитель может увеличить выпуск продукции, наняв больше рабочих и купив больше сырья, но он не успеет построить новый цех или расширить парк оборудования. Маршалл обнаружил, что цены постоянно меняютсяпотому, что постоянно меняются различные факторы, воздействующие на спрос и предложение. Помимо цены, значительное влияние на спрос на данный товар оказывают многие факторы, особенно цены на другие товары, общая численность населения, доход на душу населения. В свою очередь, на предложение воздействуют: цены на факторы производства, которые производитель использует для выпуска товаров, уровень технического развития, а также ожидания производителей в отношении цен на их товары. Маршалл ввел также в концепцию рыночного равновесия понятие долгосрочного периода- времени, достаточно длительного, чтобы производители и потребители (продавцы и покупатели) успели полностью приспособиться к новым рыночным условиям, в том числе изменить комбинацию факторов производства, установить новое оборудование, построить новые здания и сооружения. Выявив, что баланс спроса и предложения является причиной краткосрочного равновесия, Маршалл заинтересовался тем, какие условия могут определять устойчивость рыночных цен, то есть их долгосрочный характер. Ответ, найденный им, состоял в том, что устойчивые рыночные цены должны соответствовать альтернативным издержкам (стоимости) производства данного товара. Если цена выше альтернативной стоимости, то возникнет дополнительная прибыль. Это привлечет в данную отрасль новых производителей. Они создадут дополнительную продукцию, что понизит цены и ликвидирует дополнительную прибыль. Если же рыночная цена ниже альтернативных издержек (стоимости), то из этой отрасли уйдет часть производителей, производство сократится и равновесие рыночной и альтернативной цен восстановится. Однако приход новых и уход традиционных производителей - процесс не краткосрочный. Этот процесс и является полным приспособлением к рыночным условиям, которое включает создание новых производственных мощностей либо сокращение действовавших. Но он требует относительно длительного времени.
Очевидно, что оба эти подхода имеют право на существование, причем действие каждого из них связано с фактором времени. Так, колебание цен (позиция Л. Вальраса) способствует установлению равновесия в краткосрочном периоде, поскольку в этом случае товаропроизводители не способны принять действенные меры к изменению условий производства и поэтому объем предложения можно приспособить к размерам спроса лишь изменением цены. Само предложение в этот период остается неизменным (фиксированным).
В долгосрочном же периоде объем предложения выступает на первый план. Здесь подтверждается идея А. Маршалла. В этом случае производитель может расширить свое производство в соответствии со спросом за счет вложений капитала, увеличения производственных мощностей. В результате устанавливается новая равновесная цена. Но по своему уровню она будет ниже равновесной цены краткосрочного периода.
Как видим, на формирование равновесной цены влияют различные факторы. В этой связи экономисты указывают на четыре правила спроса и предложения: 1) увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара; 2) уменьшение спроса ведет к снижению равновесной цены и равновесного количества товара; 3) рост предложения товара приводит к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества товара; 4) уменьшение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и сокращение равновесного количества товара. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в любых изменениях спроса и предложения.
В самом деле, рост спроса, обусловленный, например, увеличением платежеспособности потребителей, при неизменности предложения вызывает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Сокращение спроса выявляет эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта. Налицо, прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Для иллюстрации сказанного рассмотрим вариант роста спроса, обусловленный, например, увеличением совокупной платежеспособности компаний-потребителей (рис. 4.6).
Кривая спроса D1D1, означает, что в связи с ростом платежеспособности потребителей они способны приобрести большее, чем раньше, количество товара при каждом значении цены. В силу того, что положение кривой предложения осталось в данном примере неизменным (то есть предложение не подверглось воздействию «внешних» факторов), на рынке произошло нарушение равновесия. Новое равновесие должно установиться в точке Е0 (цена P1 и количество Q1), которая соответствует пересечению кривых изменившегося спроса и неизменного предложения. В данном случае одновременно действует как связь «цена-спрос» (повышение цены ограничивает рост закупок), так и связь «спрос-цена» (увеличение спроса приводит к удорожанию товара). При этом роль последней взаимосвязи превалирует, что выражается в росте продаж, происходящем вопреки повышению цен. В то же время здесь присутствует и отрицательная связь «цена-спрос», препятствующая достижению уровня закупок товара, равного Q2 (что больше реального показателя Q1).
Рис. 4.6. Изменение цены при увеличении спроса
Рост цен стимулирует увеличение поставок товара продавцами. На рис. 4.6 положение кривой предложения означает, что продажи товара увеличиваются не за счет резервов, связанных с уменьшением издержек производства. Наоборот, в данной ситуации становится выгодным производить товар с большими, чем ранее, затратами на единицу продукции, в связи с чем на рынке увеличивается доля предприятий с относительно низкой производительностью труда.
Рассмотрим далее противоположную ситуацию, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает предложение. Это может происходить при росте производительности труда (например: в результате начала промышленной эксплуатации новых, более богатых месторождений ресурсов).
На рис. 4.7 данный процесс иллюстрируется сдвигом кривой предложения вправо вниз к точке нового равновесия, которому соответствует более низкая цена и возросший уровень продаж. В процессе движения кривой от SS к S1S1 обостряется конкурентная борьба, разоряются производители с наиболее высокими затратами труда и капитала на единицу продукции.
При этом, однако, их уход с рынка компенсируется ростом продаж продукции с предприятий, на которых повысилась производительность труда. В результате устанавливается более низкая уравновешивающая цена, отражающая сократившиеся общественно необходимые затраты на производство данного товара.
Специальных примеров, иллюстрирующих последствия для рынка противоположных процессов, то есть снижение спроса и предложений, видимо, не требуется. Для их понимания достаточно представить кривые D1D1 и S1S1, соответственно на рисунке 4.6 и 4.7 не как конечный результат, а как исходный пункт происходящих изменений.
Спрос и предложение могут изменяться и в противоположных направлениях. Допустим, предложение растет, а спрос сокращается, в этом случае совмещаются два эффекта снижения цены, которые приводят к большему уменьшению цены, нежели при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукции зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса. Например, если предложение больше спроса, то равновесное количество возрастет. Это может происходить при росте производительности труда.
Рис. 4.7. Изменение цены при росте предложения
Допустим далее, что предложение сокращается, а спрос возрастает. В этом случае будут иметь место два эффекта повышения цены. Причем, если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, нежели было первоначальным.
Уровень равновесной цены во многом зависит также от системы налогообложения. Высокая ставка налогов позволяет правительству взыскивать с производителей существенную долю прибыли. Это ведет к уменьшению объема производства и предложения товаров, а, следовательно, и к росту цен. На процессы ценообразования влияет и экономическая политика правительства в целом. Если, скажем, правительство определит гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции по очень низким ценам, ниже равновесной цены, то фермеры уменьшат предложение продукции и образуется ее дефицит.
Эти и другие факторы, а также конкурентная борьба приводят к тому, что ценовое равновесие постоянно нарушается, возникает новая волна колебания цен. Примечательно, что действия закона спроса и предложения проявляются только в том случае, когда нарушается равновесие между спросом и предложением. Именно в такой ситуации возникает необходимость в изменении пропорций производства, рыночных цен и других факторов, воздействующих на равновесие спроса и предложения.
Для экономики в целом эффективность означает полное отсутствие потерь того, что обладает и может обладать полезностью (ценностью). Для этого необходимо соблюдение двух взаимосвязанных условий (правил):
- любое действие в экономической сфере будет эффективным, если для индивидуумов, являющихся членами этой экономики, выигрыш от него превышает затраты. Выигрыш - это повышение благосостояния (богатства) какого-то числа людей без снижения благосостояния других. Неудача в осуществлении такого действия говорит о том, что потерян и потенциальный выигрыш;
- любое действие в экономической сфере будет неэффективным, если издержки на него превысят выигрыш для индивидуумов. Если такое случается, то это означает, что кому-то наносится ущерб. Даже если кто-то при этом выигрывает, выигрыш не может компенсировать потерь тех, кто проигрывает. То есть для общества в целом такое действие означает нанесение ущерба.
Казалось бы, что эти два условия лишь повторяют уже известный нам принцип В. Парето или принцип «невидимой руки» А. Смита. Отчасти это так. Но здесь, помимо очевидного нравственного принципа, действует и сама технология свободного рынка. Экономическую эффективность понимают не только как моральное правило, но и как некое технологическое состояние, при котором факторы производства задействованы таким образом, что для любого дополнительного улучшения благосостояния человека А (фирмы А) нужно ухудшить благосостояние человека Б (фирмы Б). То есть, когда рынок находится в равновесии, все возможности прибыльных (неубыточных) рыночных операций исчерпаны.
Вопросы для самопроверки
1. Какие формы рынка вам известны?
2. Какое определение рынка вы можете дать?
3. Что такое закон спроса?
4. Что такое отрасль?
5. Каковы две основные формы организации отраслевых рынков?
6.Какие факторы воздействуют на спрос?
7.Что такое спрос?
8.Что представляет собой закон убывающей предельной полезности?
9.Чем отличаются спрос и величина спроса?
10.В чем заключаются основные детерминанты предложения?
11.Чем отличаются предложение и величина предложения?
12. Какие варианты проявления эластичности вы знаете?
13. В чём специфика рыночного механизма?
14. Как образуется равновесная цена на рынке?