Предложение и закон предложения. Эластичность предложения

Теперь рассмотрим предложение. Хотя в рыночной экономике спрос определяет предложение, это вовсе не значит, что предложение менее значимо, чем спрос. Егоизучение также необходимо для правильного понимания и решения проблем, встающих перед предпринимателями и менеджерами. Как разработать план деятельности фирмы на будущее, чтобы она приносила максимальную прибыль? Что выгоднее: продолжать производство продукции или пора остановить предприятие? От решения этих вопросов зависит судьба предпринимательства и экономики в целом. Предложение - это желание и способность продавцов (производителей) предоставлять товары для продажи на рынке по определенной, цене, то есть предложение - это не вообще произведенные блага, а только те из них, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей.

Характеристика предложения во многом аналогична характеристике спроса. Как из спроса отдельных покупателей формируется рыночный спрос, так из предложений отдельных продавцов возникает совокупное (рыночное) предложение. Для определения рыночного предложения необходимо сложить объемы предлагаемого отдельными продавцами товара при каждой возможной цене.

Здесь, как и в случае спроса, определяющим стимулом являются цены. Но если для увеличения спроса в качестве стимула выступает снижение цен, то для предложения - их рост.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения. Он также характеризуетсвязь количества предлагаемого товара с ценой. Однако если зависимость между ценой и объемом спроса обратная, то между ценой и объемом предложения - прямая. Суть закона предложения сводится к следующему: количество предлагаемого товара находится в прямой зависимости от направления уровня цен в течение конкретного периода времени.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца сделать этот товар доступным, произвести его, предложить на продажу. Другими словами, по мере роста цен производители, заинтересованные в получении большей прибыли, будут направлять больше ресурсов на создание конкретного товара или услуги. И, напротив, по мере снижения цен производители будут предлагать к продаже меньшее количество товаров. В странах с развитой, рыночной экономикой в соответствии с законом предложения рост цен стимулирует производство товаров и увеличивает их предложение. Это, в свою очередь, создает возможность для дальнейшего снижения цен на эти товары.

Выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке, графически можно изобразить в виде кривой предложения S (от англ. supply). Она показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях (рис. 4.3). Предложение, как и спрос, рассматривается в экономике с количественных и качественных позиций. Количественная характеристика предложения выражается понятием «величина (объем) предложения», а качественная - «предложение». На графике точки А, В, С указывают на количество данного товара, которое производители (продавцы) хотят и могут предложить на рынок в определенный период времени по конкретной цене т. е. они характеризуют величину (объем) предложения.

Изменение величины предложения предполагает передвижение, «скольжение» с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причина такого передвижения кроется в изменении цены на данный товар. Закон предложения как раз и отражает влияние цены именно на величину предложения.

Теперь обратимся к характеристике самого предложения. Экономисты используют понятие «предложение» для обозначения всей кривой предложения, т, е. всей совокупности зависимости между количеством, предлагаемых к продаже товаров и уровнем цены на эти товары. В данном случае речь идет о желании и способности продавцов предложить покупателям определенное количество товаров и услуг при разных значениях цены. Это качественная характеристика предложения. Изменения в самом предложении проявляются, как показано на рис. 4.3,в сдвиге кривой предложения вправо (S2S2) или влево (S1S1)от исходной позиции. Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево - сокращение. Это происходит, если цена на товар остается фиксированной, а «срабатывают» неценовые факторы. Основными из них являются: а) уровень технологии и организации производства; б) цены используемых ресурсов; в) налоги и субсидий; г) число производителей; д) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; е) перспективные ожидания продавцов и др.



Предложение и закон предложения. Эластичность предложения - student2.ru

Рис. 4.3. Кривая предложения

Все эти факторы оказывают воздействие на издержки производства. Например, новая технология, как правило, удешевляет ресурсы и, соответственно, снижает издержки производства. Следовательно, появляется возможность расширять предложение товаров и услуг. Налоги и субсидии могут стимулировать предложение либо, наоборот, сокращать его, при этом их воздействие носит различный характер. Повышение налогов уменьшает предложение, вто время как субсидии, напротив, при своем увеличении заинтересовывают производителя в большем объеме производства и предложения. Аналогичные рассуждения по поводу воздействия других неценовых факторов студентам рекомендуется провести самостоятельно.

Зависимость величины предложения от цены, ее определяющей, и есть функция предложения от цены. Поэтому закон предложения можно выразить как функциональную зависимость формулой:

QS = f(P),

где QS - объем предложения товара в единицу времени;

Р - цена товара.

Но это частный случай более общей функции предложения. Зави­симость предложения от всех факторов, включая, естественно, и цену данного товара; выражается как функция предложения:

S = f(P,Pa,PB,...T,G,K,...),

где S - предложение данного товара;

Р, Ра, Рв,... — цена данного и всех других товаров (в том числе ресурсов для производства данного товара);

Т - уровень технологии;

G - влияние государства;

К - природно-климатические условия.

Таким образом, можно утверждать, что предложение выражает его функциональную зависимость от многочисленных факторов (качественная характеристика), тогда как величина предложения - это количественная определённость. Объем предложения изменяется под влиянием изменения цены на товар; характер предложения изменяется тогда, когда изменяются факторы, прежде выступавшие постоянными.

Ценовая эластичность предложения измеряется так же, как и эластичность спроса, показывая относительное изменение предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Как и для спроса, различают пять состояний эластичности предложения (рис. 4.4).

Эластичное предложение (KS1>1) имеет место тогда, когда на каждый процент увеличения цены приходится больше одного процента роста объема предложения. Характерной особенностью кривой эластичного предложения является ее пологий вид.

Предложение и закон предложения. Эластичность предложения - student2.ru

Рис. 4.4. Кривые предложения с различной степенью эластичности

При неэластичном предложении (КS2<1) наблюдается относительно меньший прирост объема продаж, приходящийся на каждую единицу прироста цены. Кривая неэластичного предложения расположена более круто по отношению к горизонтальной оси координат.

Промежуточным состоянием между эластичным и неэластичным предложением выступает предложение с единичной эластичностью (KS3=1). Кривая предложения здесь имеет форму биссектрисы, делящей угол пополам, то есть в данном случае прирост объема продаж и цены равны.

Абсолютная эластичность предложения характеризуется коэффициентом, равным бесконечности (KS4=оо). Кривая предложения в данном случае принимает горизонтальную форму. Это означает, что даже при неизменной цене объем продаж растет.

Когда же, коэффициент эластичности равен нулю (KS5=0) то это свидетельствует, что объем предлагаемого к продаже товара не меняется при любом изменений цены на него. Кривая предложения в этом случае имеет вертикальный вид.

Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т. д.

При оценке эластичности предложения основным фактором является время, в течение которого производитель сможет отреагировать на снижение или возрастание цены на его продукт. Принято выделять: а) кратковременный период, в течение которого производители не имеют возможности среагировать на изменение спроса и цены, так как все факторы производства постоянны, а значит, и количество предложения фактически фиксировано; б) среднесрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования, то есть переменными становятся некоторые факторы производства - сырье, рабочая сила и др.; в) долгосрочный период, в течение которого производители в состоянии отреагировать на изменения конъюнктуры, то есть переменными становятся все факторы. В долгосрочном периоде кривая предложения весьма эластична. Реакцией на увеличение спроса становится больший рост производства при достаточно умеренном повышении цен.

Знание эластичности спроса и предложения на свой продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно его цены. Например, если спрос на продукцию неэластичен, то, повышая цену, производитель увеличивает, свою выручку, а если спрос эластичен, то повышение цены уменьшит выручку производителя. Выяснение состояния эластичности предложения тоже способствует более правильному пониманию поведения на рынке, в первую очередь продавцов, их степень реакции на конъюнктуру цен.

Наши рекомендации