Спрос и его изменение. Закон спроса.
Спрос– это экономическая категория, показывающая стремление покупателя к приобретению нужной ему продукции с учетом текущего процесса ценообразования и прочих экономических показателей. Спрос– это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на данный товар. В роли товара могут выступать любые предметы производства в зависимости от его специализации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может быть оценено экономическими субъектами как благо, имеющее высокую полезность.
Для определения места спроса в системе экономических отношений необходимо ввести такое понятие, как закон спроса.Он характеризуется тем, что количество приобретаемой субъектом на рынке продукции определяется главным образом ее стоимостью или рыночной оценкой.
Потребитель– это рациональный субъект экономической деятельности, поэтому он стремится минимизировать свои издержки (расходы). Безусловно, это не говорит о том, что погоня за минимизацией затрат должна сопровождаться покупкой некачественного или слишком дешевого уцененного товара, конечно, если уценка не связана просто с сезонными циклами. Величина спроса складывается не только из стоимости товара, но и под действием следующих неценовых факторов:
1) текущие доходы потребителей.Как известно, чем выше доход, тем динамичнее становится структура потребления индивида: растут его сбережения, а вместе с этим и денежные суммы, затраченные на приобретение необходимых товаров и услуг;
2) вкусы и предпочтения потребителей.Они подвержены изменениям с течением времени, например, под влиянием постоянно изменяющейся моды. Некоторые покупатели постоянны и, придерживаясь одной марки, предпочитают удовлетворять свои потребности продукцией исключительно конкретного производителя, зачастую даже независимо от ценовой характеристики;
3) цена на товары-заменители и товары-дополнители:
а) товары-конкуренты, т. е. товары-субституты. Пример – мандарины и апельсины. Если на рынке происходит изменение (в данном случае рост) цены на мандарины, покупатель будет склонен к покупке апельсинов, поскольку они также могут удовлетворить потребность в потреблении фруктов при более низкой стоимости;
б) товары, дополняющие друг друга, или товары-комплименты. Например, если начинают расти цены на бензин, спрос на автомобили планомерно снижается, поскольку топливо является ведущим фактором, определяющим работу машин, по крайней мере создает для этого все условия;
4) потребительские ожидания.Покупатель при потреблении оценивает экономическую ситуацию в стране: уровень цен, динамику процентных ставок, величину инфляции. Повышение инфляционных ожиданий (нестабильность цен), как правило, способствует тому, что субъекты стараются купить все больший объем товаров, т. е. увеличивают потребительский спрос. Это же может стать причиной роста цен, главным образом на товары первой необходимости;
5) количество потребителей,осуществляющих покупки на рынке.
Закон спроса можно выразить следующим образом – при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество этого товара.
Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заменить этим подешевевшим товаром другие товары, цены на которые не изменились.
Рис. Зависимость величины спроса от цены
Графически постепенное убывание величины спроса выражается в наклоне кривой спроса вниз. Снижение количества продаж товара или услуги происходит и вследствие насыщения потребительского спроса. Ведь каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю меньшую пользу, выгоду, удовлетворение. В этом и состоит суть закона убывающей предельной полезности.
Изменение кривой спроса
Кривая спроса (D)имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки стоимостного товара, что объясняет падение его цены.
Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Изменение цен меняет лишь величину спроса, следовательно, движение по кривой спроса есть изменение величины спроса.
Изменение всего спроса, т.е происходит под воздействиями неценовых факторов:
• Изменение численность населения ;
• Изменение доходов потребителей ;
• Изменение цен на товары заменители (субституты) ;
• Цены на взаимодополняемые товары (комплементы)
• Ожидания потребителей изменений цен и их доходов в будущем (ожидание) ;
• Субъективное отношение покупателей к товарам (предпочтение)
На графике влияние неценовых факторов на спрос может быть изображено как сдвиг кривой спроса право и вверх (рост спроса) и влево и вниз (снижение спроса) при не изменяющейся цене за единицу продукции.
Рис. Изменение спроса при неизменной цене.