Товар, товарное хозяйство, дифференциация производителей
Товарное хозяйство– это такая форма организации экономики, при которой товары производятся на рынок и служат объектом купли-продажи.
Можно выделить две предпосылки возникновения такого типа производства.
1. Общественное разделение труда положило начало развитию специализации на конкретном роде деятельности и производстве. Например, охота, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство и пр. 2. Экономическое обособление производителейбыло возможным лишь за счет того, что собственность стала частной, поэтому производители вели самостоятельный хозяйственный расчет.
В длительной эволюции товарного хозяйства можно выделить два этапа.
1. Простой тип организации производства. Результат производства целиком принадлежал только производителю, именно он имел право им распоряжаться. Это своеобразная смена деятельности.
2. Капиталистический тип возник в эпоху развития капитализма, появления более или менее совершенного оборудования и технологий, когда фактически обозначились два класса: капиталисты (владельцы мануфактур и фабрик) и наемные рабочие (люди, добровольно поступающие работать на капиталиста), которые заключали между собой договор найма.
Особенности товарного хозяйства.
1. Открытая,система экономических отношений. Каждое домашнее хозяйство или предприятие имеет хозяйственные связи с другими экономическими субъектами и включено в систему рыночного обмена.
2. Глубокое разделение труда и его специализация.Как только возник капитализм и капиталисты, техника стала совершенствоваться, поэтому ручной труд стал выходить из производства, его заменил труд машинный, более удобный и производительный
3. Косвенные экономические связи производителей и потребителей заключаются в том, что блага производятся одним субъектом хозяйственных отношений, а потребляются другим. Так появляется спрос.
Товар– это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления. По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы.
1. Товары, которые могут заменять друг друга. Иными словами, если потребитель на рынке не может найти необходимый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и величиной стоимости.
2. Товары, взаимодополняющие друг друга. Их потребление представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно.
3. Независимые товары, которые на данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления.
Готовый товар, как правило, прямо с производства поступает на рынок товаров и услуг, где он становится объектом покупательной способности экономических субъектов. Здесь стоимость продукции трансформируется в ее цену, которая чрезвычайно подвержена колебаниям в результате движения рыночных величин спроса (D) и предложения (S). Таким образом, колебания уровня цен вокруг потенциального значения могут быть описаны тремя возможными вариантами.
1. Если D > S, наступает дефицит. Производители не могут обеспечить товаром всех желающих, не могут полностью удовлетворить спрос на продукцию сразу всех экономических субъектов. В условиях дефицита цены начинают расти, и вопреки закону убывающей предельной полезности каждая отдельная единица товара имеет все большую степень полезности, поскольку при каждой покупке их остается все меньше.
2. Если D < S, это значит, что на рынке сделок купли-продажи значительно меньше, чем было поставлено продукции. В этом случае наблюдается кризис перепроизводства, когда готовая продукция не может быть полностью реализована. Это грозит снижением реальных возможностей производственного сектора, так как предприятия за непроданный товар не получают выручки, и, следовательно, не имеют средств к дальнейшему развитию. Кроме того, на самом рынке наблюдается жесткая конкуренция между продавцами за потребителя, что оказывает сильное давление на производителя.
3. Вариант, когда D = S, – идеальное состояние рынка, характеризующееся совпадением спроса и предложения. Иными словами, все потребности и запросы общества могут быть удовлетворены за счет производства необходимых благ. Так устанавливается цена равновесия, которая устраивает две основные группы торгового оборота: и покупателей, и товаропроизводителей.
13. Услуга: экономические содержание, специфические особенности.
Природа сферы услуг, особенности, отличающие услугу от материального товара, обусловливают специфику рынка услуг, который рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом выделяют специфические особенности сферы услуг:
· высокий динамизм;
· территориальную сегментацию и локальный характер;
· высокую скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла;
· преобладание малых и средних предприятий, а также их высокую чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги;
· специфику процесса оказания услуг, связанную с личным контактом производителя и потребителя;
· индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях;
· высокую дифференциацию продукта в одной и той же отрасли;
· неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг;
· наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.
Рассмотрим особенности рынка услуг.
Во-первых, рынок услуг больше всего отвечает требованиям свободного рынка классического типа, он меньше всего поддается монополизации, поскольку производство услуг рассредоточено. Наиболее распространенной формой организации производства услуг являются малые предприятия, основанные на частной и коллективной собственности. Рентабельность производства услуг обеспечивается не столько экономией в масштабе производства, сколько за счет экономии на разнообразии и качестве услуг.
На ранних стадиях развития рынок товаров и рынок услуг были малоразделимы. По мере развития производительных сил происходит их дифференциация. Но этот процесс идет неоднозначно и в нем можно выделить две тенденции: тенденцию дополняемости и тенденцию взаимозамещения товаров и услуг.
Тенденция дополняемости обусловлена существованием пирамиды потребностей, в основании которой лежат материальные потребности, создающие базис для потребностей более высокого уровня - социальных и духовных. Каждая из этих потребностей, дополняя друг друга, характеризует сложность природы человека как социобиологического существа. Во-вторых, рынок услуг по сравнению с рынком товаров отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью. В-третьих, рынок услуг отличается от рынка товаров значительной сегментацией, то есть большей ориентацией на определенную группу покупателей. В-четвертых, для рынка услуг по сравнению с рынком товаров характерна большая степень локализации и привязанности его к местности. В-пятых, рынок услуг в отличие от рынка товаров характеризуется большим динамизмом и гибкостью.
Среди факторов, формирующих рынок услуг, можно выделить:
· уровень развития техники и технологии;
· сырьевой потенциал уровень спроса на бытовые услуги;
· уровень рыночных цен, налоговый режим и уровень дотаций.
Как показывает практика западных стран, рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В производственных и деловых кругах, торговле и общественном питании, бытовом обслуживании и личных услугах, в индустрии туризма и развлечений рынок является наиболее развитым как инструмент эффективного удовлетворения общественных потребностей. Однако в таких отраслях, как народное образование, здравоохранение, культура и искусство, рыночные отношения имеют не только свою специфику, связанную с вышеуказанными особенностями рынка услуг, но также существует значительный по размерам сектор государственных организаций и учреждений. Это обусловлено, прежде всего, рядом объективных причин неэффективности рынка в сфере социально-культурного обслуживания, которые ведут к необходимости государственного вмешательства в обеспечение производства данных услуг, к ограничению частнопредпринимательской деятельности в данной сфере.
Деньги. Функции денег.
Деньги– это основной элемент товарно-денежных отношений, в котором так или иначе выражена стоимость товаров и услуг. Деньги – это всеобщий эквивалент. Благодаря собственной ликвидности деньги в любой момент могут быть обменены на какое-либо благо. Количество денег в стране контролируется государством, а на практике – Центральным банком РФ.
Деньги– это многофункциональный товар, в котором находят отражение стоимости других товаров. Посредством денег значительно упрощаются процессы расчета и накопления. Заметим, что изначально появился бартер: Т – Т, затем в эту формулу был добавлен «посредник» оборота (деньги), и она приняла иной вид: Т – Д – Т. Сегодня данная форма уже не кажется удобной. Преобладание в экономике наличных денег и осуществление товарных процессов без использования кредитных пластиковых карт свидетельствует о некоторой отсталости государства. В России сегодня пока преобладает наличный оборот, но банковские карты все же уже нашли широкое применение, поскольку являются наиболее удобным средством расчета и хранения денег. Эволюция денег затронула несколько веков и может быть представлена следующими этапами:
1) товарные деньги.Каждый из народов мира по-своему представлял себе денежную единицу. Древние народы Океании, например, наибольшую ценность придавали редким ракушкам, которые добывали со дна моря. Скотоводы в качестве денег использовали скот, северные народы, где развит пушной промысел, – шкурки пушных зверьков и т. д. Иными словами, деньгами служил тот объект, на производстве или добыче которого специализировались люди;
2) серебряный монометаллизмхарактеризовался тем, что наибольшее распространение получили серебряные слитки и монеты;
3) биметаллизм прежде всего был ознаменован появлением возможности использования в обороте золотых слитков, когда в качестве посредника торговых операций использовались два металла. Иными словами, наряду с серебряными монетами расплатиться можно было и золотыми слитками;
4) эра золотого стандартаобеспечила золото высочайшим спросом, вследствие чего его стоимость резко возросла. Доля серебра в обороте начала резко сокращаться. Заметим, что золото и серебро стали ликвидным средством обмена ввиду определенных качеств:
а) сохраняемость – их физические свойства обеспечивали длительное существование и способность к обращению;
б) высокая ценность отдельно взятой единицы металла в небольшом объеме;
в) экономическая делимость – подразумевает деление стоимости в N раз при делении слитка на N частей;
г) золото стало высокоценным металлом, редко встречается в природе.
Бумажные деньги появились тогда, когда стало понятно, что золото и серебро все же неудобны в использовании: слитки очень громоздки и подвержены стиранию, что портило их привлекательность. Современные деньги представлены в нескольких вариантах.
1. Наличные деньги удобны в обращении, имеют как монетную форму, так и бумажную. Однако такие деньги не могут быть эффективным способом накопления, поскольку все зависит от инфляционных ожиданий и экономической ситуации в стране.
2. Кредитные деньги:векселя, чеки и различные долговые обязательства – удобны в использовании и в любой момент могут быть обменены на ту сумму, которая указана в них.
3. Электронные деньгиобрели массовое признание уже в начале XXI века и представляют собой пластиковые карты: дебетовые карты (доступ к деньгам, имеющимся на счету) и кредитные карты (предоставление кредита со сроком погашения).
Таким образом, сегодня деньги обладают двумя важными свойствами. Во-первых, они высоколиквидны и могут быть в любой момент обменены на любой другой продукт труда. Второе свойство – портативность как способность иметь наибольшую стоимость при наименьшем весе.
Экономисты выделяют две концепции происхождения денег.
1. В процессе развития товарных отношений (торга) возникла необходимость оценивания товаров, что стало возможным при появлении денег.
2. Деньги представляют собой общественный договор, который заключается непосредственно между властью и обществом.
В связи с этим деньги выполняют ряд важных экономических функций, через которые выражаются их важнейшие свойства.
1. Мера стоимости. Деньги содержат в себе стоимость всех рыночных товаров и выполняют эту функцию идеально. Под этим подразумевается следующее: за покупателем всегда остается право прицениться даже в том случае, когда он не имеет на руках определенной суммы денег. Таким образом, посредством денег товары на рынке получают оценку свойств, которые определяют величину спроса.
2. Средство обмена.Как известно, для совершения торговых сделок необходима наличная денежная масса, которая играет роль посредника (товар – деньги – товар). В этом состоит главное отличие товарно-денежных отношений от бартера, когда один товар многократно находился в обращении, пока наконец не был обменен на нужный продукт. Преимущество денег состоит в том, что они сокращают трансакционные издержки, т. е. затраты на обслуживание меновых операций, и тем самым, значительно упрощают процесс обмена.
3. Средство платежа.В настоящее время широкое распространение получила такая форма продажи с отсрочкой, как кредит. Она дает потребителю возможность приобрести тот или иной товар даже в том случае, когда на текущий момент его денежные средства ограничены. Таким образом, потребительский спрос приобрел новую форму удовлетворения. Недостатком здесь является лишь наличие процентных выплат по окончании сделки.
4. Средство накопления. Деньги – это актив. Вложенные в какое-либо выгодное дело (в том числе в недвижимость), они способствуют реальному накоплению богатства. Поэтому крайне важным является учет антиинфляционных ожиданий, которые напрямую определяют величину потребительского спроса.
5. Мировые деньгинеобходимы для осуществления международных расчетов, соответственно их появление приходится на период зарождения международной торговли.