Экономические условия возникновения монополий

Бурное развитие производительных сил в конце XIX века, связанное с быстрым ростом капиталоёмких отраслей промышленности, огромным железнодорожным строительством, переходом от «века пара» к «веку электричества» привело к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, к переходу от индивидуальной собственности к акционерной.

В общественном производстве наблюдается концентрация капитала и производства. Образуются монополии, которые начинают доминировать в производстве и на рынке. Образование монополий отражает попытки приспособления производственных отношений к уровню развития производительных сил. Таким образом, в образовании монопольных рынков решающую роль сыграла централизация капитала изначально в форме горизонтальной интеграции. В результате возникли картели, синдикаты, тресты, которые контролируют большие объемы производства товаров и услуг и цены.

В начале XX века развивается вертикальная интеграция, которая приводит к объединению в рамках одной фирмы, предприятий нескольких отраслей, связанных между собой последовательностью технологии производства. В конце Х1Х – начале ХХ веков в общественное производство активно внедряются достижения научно-технического прогресса, происходят существенные технологические изменения в ряде отраслей народного хозяйства. Развивается автомобильная промышленность (создан четырехтактный двигатель), внедряется конвейерное производство на предприятиях автомобильной промышленности, внедрение в производство научных открытий русского ученого химика Зимина связано с развитием химической промышленности, внедрение научных открытий в металлургической промышленности приводит к концентрации производства, увеличивается выплавка стали на мартеновских печах, получает развитие выплавка стали в конверторных печах, внедряется НТП и развивается производство в нефтеперерабатывающей промышленности, получает развитие железнодорожный транспорт. Внедрение НТП во все отрасли народного хозяйства способствует росту концентрации производства на крупных и крупнейших предприятиях. Это объективно требует концентрации капитала. Возникают монополии. Таким образом, в конце XIX – начале ХХ веков рынок чуть ли не впервые за длительную историю своего развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название "детей кризиса".

Рассмотрим экономические причины возникновения монополий:

-владение достижениями НТП и внедрение их в производство;

-владение исключительным правом заниматься данным видом деятельности на основе государственного законодательства;

-наличие патента и использование его в производстве;

-наличие ограниченного доступа к экономическим ресурсам при отсутствии их на свободном рынке;

-наличие и использование экономических преимуществ крупного производства;

-эффективное использование рекламы для завоевания и расширения рынка.

Различают следующие виды монополизации по степени контроля и охвата рынка.

Чистая монополия - на 80% контролирует рынок. Монопсония.

Олигополия – несколько крупных производителей контролируют рынок (до 60-70% рынка).

Экономическая теория несовершенной конкуренции наиболее ярко представлена в работах Джоан Робинсон, а теория монополистической конкуренции – в работах Э. Чемберлина.

Рассматривая несовершенную конкуренцию, можно определить различия между чистой монополией на рынке и отдельно взятой монополией.

Монополистом можно назвать такого производителя, который добился возможности контролировать рынок данной продукции и получать максимально возможную прибыль. На практике, в реальной жизни чистого монополиста не существует, так как все производители вступают в конкуренцию.

В реальности монополистом может называться та фирма, которая контролирует предложение товара, не имеющего точной замены, и когда перекрестная эластичность спроса между ее товаром и всеми другими товарами очень слаба. В этой ситуации монополист-производитель контролирует цены, количество товара, при этом он не всегда может контролировать и то, и другое одновременно.

Монополия – это рынок с множеством покупателей и лишь одним продавцом (или производителем). Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Монополист может выиграть от контроля над ценами, так как различаются цена и количество произведенного товара, максимизирующие прибыль на монопольном рынке. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупает, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии.

Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.

Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи.

Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).

Таким образом, монополия – это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному производителю, группе фирм или государству. Господство на рынке обеспечивают:

а) максимальный объем продукции;

б) максимальное количество используемых экономических ресурсов;

в) максимальную концентрацию средств производства;

г) максимальную долю рынка.

Монополия - это явление рыночное, это крупное объединение на основе концентрации и централизации капитала с целью установления господства в какой-либо сфере производства, господства на рынке и получения максимальной прибыли. Различают:

1) закрытую монополию – монополия, защищенная от конкуренции юридически;

2) естественную монополию – монополия, которая функционирует в условиях обладания естественными условиями монополизации (коммунальное хозяйство - теплосеть, энергетическое хозяйство, т.е. владение и использование электросетей). В этих условиях неэффективно и невозможно создание конкурентного предприятия и нельзя при этом достичь эффективного использования ресурсов;

3) открытую монополию – при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

Рассмотрим формы монополий

Монополизация производства в конце ХIХ - начале ХХ веков рождает монополии в сфере обращения. Наиболее простыми и распространенными монополиями в сфере обращения были:

- пул, корнер, ринг - устная форма соглашения между производителями в сфере обращения об условиях реализации товаров.

Позднее рождается новая форма монополий в сфере обращения – картель;

-картель - объединение ряда предприятий-производителей одной отрасли производства, при котором его участники сохраняют свою собственность на средства производства, сохраняют самостоятельность в сфере производства и обращения, но участники картеля договариваются о ценах, о квотах, делят рынки сбыта.

Более совершенной формой монополий в сфере обращения становится

- синдикат– каждый участник синдиката сохраняет собственность и самостоятельность в сфере производства, но монополизируется сфера обращения: сбыт продукции и снабжение сырьем осуществляется через контору синдиката.

Развитие монополизации производства постепенно затрагивает и сферу производства. Такой первой формой монополии является

- трест – это монополистическое объединение, в котором каждый участник теряет самостоятельность как в сфере производства, так и в сфере обращения. Формируется долевая собственность. Управление монополизированным крупным предприятием, ядром которого часто становится банк, осуществляется из единого центра. В рамках треста объединяются и функционируют предприятия одной отрасли.

Более совершенной формой монополии в сфере производства становятся

-концерн- объединение предприятий разных отраслей, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности;

-конгломерат - одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, действующих в разных отраслях и сферах народного хозяйства. В рамках

конгломерата могут функционировать как крупные предприятия, так и мелкие, а также монополии. Целесообразность объединения диктуется господством на рынке, контролем рынка и финансовым контролем, а целью объединения является получение большей прибыли. Каждый участник конгломерата (крупный собственник средств производства, монополист, мелкий или средний собственник) сохраняет свое право собственности на средства производства. Но он подчиняется требованиям конгломерата, так как в рамках конгломерата разрабатываются условия поведения в производстве и на рынке. Главной целью является господство на рынке и получение большей прибыли. Как только изменяется конъюнктура рынка и становится неблагоприятной для получения монопольной прибыли, конгломерат распадается на отдельные самостоятельные единицы, функционировавшие на рынке ранее, до объединения в конгломерат.

Анализируя особенности монополизации экономики в ХХ веке вновь появившиеся формы монополий: монопсонию, билатеральную монополию, дуополию.

Когда покупатель может контролировать спрос на какой-либо товар, на рынке действует монопсония. Монопсония – это рынок одного покупателя.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) - тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство одного поставщика и одного покупателя. Такой рынок часто возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

Олигополия является следующей разновидностью рынка несовершенной конкуренции. Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве крупных производителей или продавцов на данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса "цена-количество" на поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом, олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм обусловлена трудной доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологией.

Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон невыгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны, скорее всего, постараются договориться о ценах и объемах производства.

Можно выделить несколько типов олигополистических ситуаций:

а) совместная координация: картель. Цена и объем продукции отрасли и каждой фирмы, примкнувшей к картелю, определяется единым для картеля органом с целью максимизации совместной прибыли;

б) сговор. Олигополистические фирмы соглашаются открыто либо молчаливо применять цену, максимизирующую совместную прибыль; они делят рынок согласованно или согласно предпочтению покупателей их продукции, и каждая получает прибыль, соответствующую ее продажам;

в) некоординированная олигополия. Характеризуется неуверенностью олигополистов в отношении поведения своих соперников из-за отсутствия договоренности или достаточного знания типичной реакции конкурентов. В этом случае отмечается жесткая конкуренция в области цен.

Фирмы действительно очень часто прибегают к различного рода сговорам и соглашениям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия соглашения. Поэтому часто это приводит к тому, что конкуренция обретает самые жесткие и бескомпромиссные формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения, условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывать динамично меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения между конкурирующими продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встречают поддержки со стороны государства, а, наоборот, подпадают под всевозможные ограничения и запреты.

Дуополия- тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия - наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD .

Рассмотрим более подробно следующий вид рынка несовершенной конкуренции – монополистическую конкуренцию.

Представление о конкуренции изменяется под влиянием современных тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, в реальной экономической жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом.

Монополистическая конкуренцияполучила наибольшее распространение на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом деятельности, что и первая.

Дифференциация определяется либо характерными особенностями продукта (его маркой, внешним видом), либо условиями продажи. Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается факторами личного характера. Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный контроль над рыночной ценой.

Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю 4 фирм приходится 25%, а на 8 фирм могут приходиться 50% рынка. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала.

Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые фирмы - для выхода из нее. Однако стремление к безубыточности является долгосрочной тенденцией и в реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период времени. Как было уже отмечено, это связано в первую очередь с дифференциацией продукции.

В этом случае высокие прибыли монополистов делают привлекательным их сегмент или рыночную нишу для конкурентов и поднимают конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Конкуренция многообразна, она ведется не только через цены, но и в виде, например, механизма скидок, а также посредством выбора методов производства, выбора продукции особого вида, сбытовой тактики, политики в отношении использования факторов производства. Она предполагает проведение как агрессивных, так и оборонительных действий. Конкуренция между продавцами обращена не только к потребителям, но также затрагивает посредников.

Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые, впрочем, остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в специфических качествах своего товара. Конкуренция выражается также в борьбе за репутацию фирмы, за имя фирмы на рынке.

Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов посредством снижения цен.

Наши рекомендации