Рассмотрим сущность экономической обособленности предприятия.
Экономическая обособленность предприятия:
во-первых, связана с обособлением ресурсов предприятия в их полном самостоятельном обороте;
во-вторых, проявляется в возмещении затрат за счёт собственных средств, выручки предприятия, то есть в экономической ответственности за результаты. Главное в экономическом обособлении воспроизводственного процесса - экономическая самостоятельность:
а) в производстве;
б) на рынке;
в) в присвоении результатов.
Мера экономического обособления, экономической самостоятельности характеризуется степенью вмешательства общества, государства в воспроизводственный процесс. Мера экономического обособления связана не со спецификой собственности, а с уровнем зрелости общественного производства, условиями и возможностью самостоятельного принятия решений. Экономическая обособленность тесно связана с хозяйственной самостоятельностью. Хозяйственная самостоятельность выражается в совокупности прав и ответственности предприятия.
Как субъект хозяйствования предприятие может быть рассмотрено:
- как экономически обособленная хозяйственная единица;
- как субъект отношений собственности;
- как юридическое лицо;
- как субъект экономических интересов;
Таким образом, предприятие представляет первичную ячейку, основное звено экономики. Если представить экономику как здание, сложенное из отдельных блоков, кирпичей, то такими блоками являются предприятия.
Предприятие– это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в её распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В основе хозяйственной деятельности лежит коммерческий расчет, базирующийся на сопоставлении полученных экономических результатов с затратами, связанными с достижением этих результатов. Поэтому в микроэкономическом анализе под предприятием следует понимать первичное хозяйственное звено в системе и структуре отношений между хозяйствующими субъектами, для которого первостепенное значение имеет проблема рационального использования производственных ресурсов, сокращение издержек, совершенствование организации труда и управления производством, его интенсификации путем использования достижений научно-технического прогресса. Другое важное отличительное свойство предприятия, базирующегося на коммерческом расчете, заключается в количественном измерении как результатов, так и затрат. Их измерение и сопоставление обеспечивает стоимостная, то есть денежная форма их выражения.
Следовательно, предприятие является неотъемлемой частью экономики. Предприятие является звеном общественного разделения труда и первичным звеном обобществления производства. Это субъект хозяйствования.
Предприятие и рынок
Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка имеет специфику. Основное требование, которое выдвигает рынок предприятию, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукций и услуг, но и получение прибыли, то есть всегда должно быть превышение доходов над расходами, используемыми ресурсами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.
Деятельность предприятия опосредована рынком:
Рынок для предприятия – совокупность потребителей, покупателей продукции.
Рынок для предприятия – это совокупность поставщиков, производителей средств производства, сырья и иных ресурсов.
Рынок для предприятия – это система конкурентно-состязательных отношений, определяющих характер экономического и хозяйственного поведения.
Таким образом, экономическое и хозяйственное поведение предприятия формируется под воздействием внешних и внутренних рыночных факторов.
Внешние факторы: потребители; экономические ресурсы, их цена, динамика, наличие на рынке; уровень конкуренции; цена производимой продукции, факторы, влияющие на цену; конъюнктура рынка.
Внутренние факторы: размер предприятия; структура производственных фондов (размер и стоимость, техническая характеристика, уровень производительности); характер собственности на средства производства; форма управления; форма контроля.
Требование рынка - не только произвести продукцию, но и сбыть её, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции.
В условиях рынка платой за экономическую самостоятельность является опасность несостоятельности и банкротства, то есть предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его.
Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих аспектов деятельности предприятия. Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой. Схематично её можно изобразить так:
Блок 1 – предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов.
Блок 2 – ресурсы на входе: трудовые, материальные, финансовые.
Блок 3 – ресурсы на выходе, то есть преобразованные ресурсы: готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства.
Блок 4 – социальная среда, с которой взаимодействуют предприятия: государство, муниципальные органы, законодательные органы.
Блок 5 – природная среда, потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды.
Блок 6– взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе.
Блок 7 – сочетание ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.
Таким образом, производственное предприятие, фирма является первичным звеном народного хозяйства, функционирует в условиях экономической обособленности, экономической самостоятельности.
Выше отмечалось, что в условиях рынка предприятие решает две задачи: произвести и реализовать продукцию. В зависимости от методов решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить – какой ассортимент, в каком количестве, предприятие должно изучить рынок, то есть заняться маркетингом, прежде чем оно начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно – как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме дан рынок до начала производства и после его окончания.
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
· характеристику товаров: являются ли они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;
· общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товару, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;
· каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
· конкурентное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров, и каков её уровень;
· законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
· уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10-15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешнем рынках и тенденции их развития;
· финансовые, материальные и другие ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
· перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
· оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
Анализируя особенности поведения предприятия на рынке необходимо рассмотреть и вопрос о жизненном цикле товара, произведенного предприятием, на рынке.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл товара на рынке, который состоит из ряда стадий:
- стадия внедрения. На этой стадии производства товара большие затраты, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
- рост объемов производства, как результат признания покупателем товара и быстрым увеличением спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли, стабилизируются издержки;
- большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться, в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
- насыщение: в этой стадии, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли может увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
- снижение объёмов продаж, выручки, а затем и прибыли.
Предприятие должно снимать с производства старый товар, не пользующийся спросом и организовать производство качественно нового товара.
10.2. Экономическое содержание предпринимательства
Предпринимательство – экономическая категория, характеризующая деятельность товаропроизводителей. Это - экономическое явление рыночного хозяйства. Направление и характер деятельности предпринимателя определяется рыночной средой.
Предпринимательствоне связано напрямую с характером собственности; собственность не играет первостепенной роли, но характер собственности оказывает влияние на мотивацию поведения предпринимателя.
Предпринимательство как экономическая категория анализировалась многими экономистами. Рассмотрим точки зрения некоторых экономистов.
А. Смит. Предпринимательство понимал как хозяйственный риск с целью извлечения прибыли.
Ж. Б. Сэй. Предпринимательство понимал как комбинирование факторов производства.
А. Маршалл. Предпринимательство отождествлял с менеджментом, с управлением фирмой.
Й. Шумпетер. В качестве конституирующего признака предпринимательства выделил новаторство.
Таким образом, можно дать следующее определение: предпринимательство – самостоятельная, инициативная, хозяйственная деятельность юридических лиц, осуществляемая в условиях конкуренции, при экономической ответственности за результаты. Целью предпринимательства является получение дохода, закрепление на рынке, расширение масштабов хозяйствования.
Побудительными экономическими мотивами предпринимательства можно назвать:
1. Коммерческий успех: а) максимизация прибыли;
б) закрепление и расширение доли рынка.
2. Максимум продаж (максимум экономического роста, закрепление господства на рынке).
3. Новаторство в отрасли, лидерство в НТП.
Сущностные признаки предпринимательства характеризуются экономическими результатами хозяйственной деятельности, обусловлены самой природой хозяйствующих субъектов.
Предпринимательство предполагает:
а) соизмерение затрат, новаторство и инициативу, хозяйственный риск;
б) конкурентоспособность;
в) имущественная ответственность.
Объектом предпринимательства является определенная экономическая деятельность, которая реализует в управлении фирмой экономический интерес собственника.
Субъектами предпринимательства могут быть участники экономической деятельности, производства. Во-первых, частный собственник – физическое лицо, во-вторых, коллективный собственник (юридическое лицо), ассоциация, акционерное общество, кооператив, в-третьих, государство.
В современных условиях, во всех странах, предпринимательская деятельность базируется на разграничении собственности на средства производства фирмы и управления. Этому способствует широкое распространение акционерной собственности. В США, например, 25% трудоспособного населения является держателями акций.
Предпринимательский бизнес в мелких фирмах является общедоступным делом. Во всех странах поощряется государством и составляет основу постоянного воспроизведения предпринимательской среды.
Рассмотрим требования и гарантии предпринимательской деятельности.
Мировая теория и практика, обобщив мировой опыт предпринимательства, закрепила в законах те требования, которые необходимы для эффективного функционирования предпринимательства. Эти обобщения опираются на работы Ф.Хайека и Я.Корнаи:
1. Бизнес, предпринимательство должны быть ограждены от вмешательства извне.
2. Должна быть обеспечена абсолютная защита собственности.
3. Налоговая система не должна ограничивать инвестиции.
4. Кредитная система, кредитная политика должны стимулировать образование, капиталы и рост инвестиций.
5. Предпринимательская деятельность гарантируется законодательством.
6. Выполнение частных контрактов должно гарантироваться. Особенно важно здесь соблюдение двух правил:
а) отказ от присвоения чужой собственности;
б) выполнение добровольно взятых на себя обязательств.
7. Предпринимательство, частный бизнес должны уважаться обществом.
Предпринимательская деятельность может осуществляться, как мы уже отмечали, в различных формах. Эти формы дополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс. Предпринимательство - это особая форма экономической активности.
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В американской научной и учебной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».
Следовательно, современное понимание сущности предпринимательства должно строиться, как представляется, на базе синтеза ключевых достижений западной и отечественной экономической мысли о его функциональной стороне и принципиальных положениях политико-экономической диалектики. Более конкретно это предполагает принятие в расчет закономерностей развития технологий производства, функционального содержания предпринимательской деятельности и её роли в организации производства, значения эволюции отношений собственности.
Виды предприятий, фирм
В условиях рыночной экономики функционируют различные формы фирм и предприятий. В экономической литературе раскрываются особенности различных форм предприятий и фирм. Очевидно, наиболее оптимальной стоит признать такую характеристику всех форм предприятий и фирм, представленную в экономической литературе, которая делит их на следующие группы:
1. Организационно-экономические формы предприятий.
2. Хозяйственно-правовые формы предприятий.
3. Формы фирменной организации.
1. Организационно-экономические формы предприятий выделяются по особенностям структурной организации и управления ими.
Здесь выделяются две большие группы предприятий:
а) Производственные предприятия, самостоятельно функционирующие.
б) Объединения предприятий (в России – ведущее место занимают производственные объединения, научно-производственные объединения и др.) эти объединения предприятий опираются на особый экономический механизм организации производства и управления.
К предприятиям организационно-экономических форм относятся:
Трест – такая форма объединения предприятий, когда они утрачивают хозяйственную и экономическую самостоятельность. Управление централизовано, собственники становятся совладельцами, акционерами.
Концерн – многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют статус юридического лица – все они подчинены финансовому контролю, единому руководству. Обычно ядром концерна является холдинговая или инвестиционная компания, осуществляющая контроль через систему участий. Характерными особенностями концерна являются: объединение различных по характеру деятельности структурных единиц (промышленные, финансовые, транспортные, торговые) и наличие производственной (хозяйственной) интеграции между этими звеньями. В зависимости от типа интеграции различают концерны:
- горизонтальной интеграции, объединяющие предприятия различных отраслей;
-вертикальной интеграции, объединяющие предприятия одного производственного цикла от добычи сырья до выпуска готового изделия.
Конгломерат – многоотраслевая, многофилиальная структура, организованная не на основе функциональных принципов (производство, сбыт, финансы), а основана на объединении полуавтономных в оперативном отношении филиалов, несущих экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Характеризуется широкой децентрализацией управления, прерогатива центрального руководства распространяется на принятие стратегических решений, чаще всего связанных с распределением финансовых ресурсов и отсутствием функциональных связей между входящими в конгломерат предприятиями. Сложность и недостаточная гибкость обуславливает неустойчивость этой формы организации, распадающейся при возникновении экономических трудностей (ухудшение конъюнктуры и т.п.). В этом смысле холдинговая форма контроля, при которой головная компания (холдинг) не вмешивается в дела филиалов и не требует от них отчетности, довольствуясь дивидендами, является более жизнеспособной. К конгломератам можно отнести предприятия, включающие научно-производственные объединения (НПО), производственные объединения (ПО), конструкторские бюро, строительные тресты.
Многоотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) занимает особое место среди организационно-экономических форм предприятий. Это экономическое объединение научно-производственных единиц, с целью научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Главная задача – проведение инжиниринговых разработок. Например, МНТК "Микрохирургия глаза", НПО "Научные приборы".
2. Хозяйственно-правовые формы предприятий
В основу типологии хозяйственно-правовых форм предприятий положены экономические основы присвоения, характер собственности на средства производства и на готовую продукцию.
Выделяют следующие основные формы предприятий:
а) государственные предприятия;
б) муниципальные предприятия;
в) коллективные предприятия;
г) частные предприятия.
Производные формы предприятий:
а) кооперативные предприятия;
б) семейные предприятия;
в) товарищества;
г) акционерные общества;
д) арендные предприятия;
е) совместные предприятия.
Раскроем экономическую сущность предприятий различных форм собственности.Государственные предприятия основаны на государственной собственности, созданы на основе государственных бюджетных средств, выполняют важную социально-экономическую роль, воспроизводственный процесс в народном хозяйстве не может осуществляться без государственных предприятий. Государственные предприятия главным образом выполняют не коммерческие задачи, а структурные, воспроизводственные, социальные задачи. Например, в Великобритании экономическая политика М. Тэтчер была направлена на поддержку государственных предприятий ряда отраслей, на решение социальных задач: направлена на обеспечение гарантии сохранения рабочих мест, при более низкой заработной плате.
Государственные предприятия работают в особых условиях, они занимают особое место в народном хозяйстве нашей страны. Дело в том, что посредством государственного предпринимательства реализуются важные социально-экономические функции:
1. Обеспечение целостного экономического пространства.
2. Регулирование пропорций народного хозяйства и динамики хозяйственного развития.
3. Реализация целей НТП.
Государственные предприятия России занимают особое место в системе народного хозяйства. Они могут составлять значительную или преобладающую долю в отрасли, посредством государственного предпринимательства реализуются важные социально-экономические функции – обеспечение целостности экономического пространства (транспорт, информационные и коммуникационные сети), регулирование пропорций и динамики хозяйственного развития (добывающие отрасли, энергетика), реализация НТП (становление новых производств, новых технологий, новой продукции, производство общественных товаров). Об этом же свидетельствует и практика зарубежных индустриально развитых стран. В силу указанного, государственные предприятия могут иметь разные механизмы хозяйствования, то есть выступать коммерческими, ориентированными на получение прибыли, и некоммерческими, функционирующими на основе установленных нормативов. Отсюда ясно, что получившее у нас широкое распространение мнение об априорной неэффективности государственных предприятий, мягко говоря, безосновательно. Что касается удельного веса государственных предприятий, как и государственной собственности вообще, то он зависит от целого ряда факторов: во-первых, исторически сложившихся обстоятельств, во-вторых, степени развития производительных сил.
Обратимся к статистике и практике других стран:
США – доля государственной собственности менее 7%; Австрия - 100% в атомной энергетике, в других отраслях – до 30%; Великобритания – почта, связь, угольная промышленность были национализированы в начале ХХ века, а конце ХХ века осуществлялась приватизация предприятий угольной промышленности и других отраслей, следовательно, доля государственной собственности сократилась. Процессы приватизации государственной собственности, разгосударствления проходили и в ряде других стран Западной Европы.
Опыт различных стран показывает, что удельный вес государственных предприятий может быть различным, он зависит от сложившихся исторических условий, экономического развития; от уровня развития производительных сил; задач экономического развития на конкретном историческом отрезке времени.
Муниципальное предприятие –хозяйственное предприятие, учрежденное местной администрацией, действует в рамках данного территориально-административного образования, выполняет социально-экономические задачи, стоящие перед администрацией городов, сел, районов. Коммунальные предприятия образуются путем выделения части муниципальной собственности, за счет средств местных администраций и других коммунальных предприятий. Управление осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и прав учредителя данного предприятия. Специфической особенностью коммунальных предприятий является то, что чаще всего они имеют некоммерческий характер. Основной нацеленностью деятельности коммунальных предприятий является обеспечение превышения того уровня социальных условий жизни, который создается функционированием государственной собственности – гарантированный минимум социальной защиты, но в современных условиях стремление к получению прибыли, коммерциализация деятельности таких предприятий становится распространенной.
Коллективное предприятие - основанная на собственности трудового коллектива хозяйственная единица, деятельность которой осуществляется в интересах представляющего её добровольного объединения работников. Коллективные предприятия возникают в случаях перехода всего имущества в собственность трудового коллектива, выкупа арендуемого имущества или приобретения другим законным путем. Важнейшими организационными принципами данной формы являются:
1. Всеобщее, равное и прямое участие в управлении, независимо от величины пая.
2. Выделение пая каждого работника в имуществе предприятия и его прирост, обуславливаемый трудовым участием. На вклады работников начисляются проценты, а по прекращению трудовой деятельности на предприятии работнику выплачивается его доля.
Основную трудность в деятельности коллективного предприятия представляют вычленение из общего результата работы коллектива личного вклада конкретного работника и обеспечение механизма реального участия работников в управлении предприятием.
Проблема преодоления отчуждения работников от средств производства стоит остро, так как само формальное закрепление собственности за работниками не дает еще решения проблемы. Здесь важное место принадлежит технико-экономическим факторам. От организационной структуры коллективного предприятия зависит многое. Не случайно коллективное предприятие – это, как правило, среднее или малое предприятие.
Коллективные предприятия довольно широко представлены сегодня в США. Возникновение их относится к концу 60-х – началу 70-х годов, связано с реализацией так называемой программы ESOP (Employee Stock Ownership Plan), представляющей собой воплощение идей Луиса Келсо по демократизации собственности и созданию стимулов для повышения эффективности производства через привлечение к управлению рабочих.
Индивидуальное (частное) предприятие основано на базе частной собственности граждан. Это хозяйственная единица, право собственности которой принадлежит одному лицу. Говоря об индивидуальном, частном предприятии, следует обратить внимание на то, что лежащая в его основе индивидуальная частная собственность отличается от личной собственности не только объектами присвоения, но и источниками возникновения. В то же время индивидуальное предприятие следует отличать от индивидуальной трудовой деятельности. Во-первых, субъект индивидуальной трудовой деятельности не всегда выступает юридическим лицом, в отличие от индивидуального предприятия, что предопределяет различное правовое регулирование их хозяйственной деятельности, во-вторых, индивидуальная трудовая деятельность основывается на личном труде, индивидуальное же частное предприятие допускает привлечение и наемного труда.
Произведенная индивидуальным предприятием продукция и полученные доходы являются собственностью учредившего его лица и используются им по своему усмотрению.